СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения дискуссий на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения дискуссий на уроках истории. В последнее время детей мало что интересует, учителю порой бывает трудно пробудить интерес к своему предмету.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения дискуссий на уроках истории»

МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»

























Методика проведения дискуссий

на уроках истории















Выполнила: Сунгурова Ирина Алексеевна,

учитель истории и обществознания



с. Пудем, 2016 год

Дискуссии на уроках истории

«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти» - эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Трудно не согласиться со словами великого писателя и педагога… Школа в любых условиях должна формировать людей мыслящих, деятельных, целеустремленных, обладающих высокой общей культурой.

Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что изучая историю Древнего мира, ученики не испытывают трудности. Им всё интересно, материал запоминается легко, в учебнике много иллюстраций, объём материала небольшой. Но как только происходит переход к изучению истории средних веков, начинаются первые трудности. Материал нужно усвоить за полгода обучения. Объём в два раза больше. И происходит постепенное угасание интереса к изучению истории вообще.

Да, история очень интересная наука. Но этот интерес нужно пробудить и, что немало важно, удержать. На своих уроках я пытаюсь как можно шире ис­пользовать активные формы обучения, способствующие повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала и становлению са­мостоятельных взглядов на мир.

В последнее время детей мало что интересует. Они мало читают, и что греха таить, есть ученики, которых не интересует ни один школьный предмет. Этому есть несколько объяснений: во многих учебниках истории излагаются только факты. И от учеников требуется механическое заучивание, с последующим воспроизведением. Усидчивый, терпеливый ученик, заучит текст параграфа. А некоторые дети, увидев объём параграфа, количество дат, терминов, скажут: а зачем мне эта история, если я не буду сдавать экзамен по истории? В будущем, мне она не пригодится, я же буду водителем, медсестрой, и т.д.

Вспоминаю свои уроки истории. Все уроки проходили однообразно. Сначала мы отвечали на вопросы учителя. Очень боясь ошибиться и получить плохую отметку. Затем учитель давал урок, мы проверяли – это был дословный пересказ всех пунктов параграфа…В результате, впервые история как предмет понравилась только в студенческие годы. Называлась она «История КПСС».

Чтобы учащемуся было интересно, учителю надо постараться преподнести материал так, чтобы ученик сам начал искать дополнительную информацию. С помощью чего этого можно добиться? Надо чтоб дети не просто пересказали параграф, заучив его предварительно, а ответили на дополнительные вопросы, выявили причинно-следственные связи, и, главное, отстояли свою точку зрения,  научились рассуждать, основываясь на исторических фактах.

Этого можно достичь, используя  различные формы дискуссии: круглый стол, форум, дебаты.

В своей работе использую такую форму как круглый стол. Например, в

8 классе урок по теме: «Подготовка отмены крепостного права».  Цель: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, работать с документами.

Заранее все учащиеся, получают опережающее задание. Класс разбивается на группы, которым предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Одна группа представляет правительство – выбирает приемлемый проект (ученики ещё не изучили материалы реформы 1861 года) и обосновать свои решения. Группа экспертов даёт анализ условий, при которых возможно принятие каждого из трёх проектов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.

Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

- задачи и функции учреждения,

- кто стоял во главе учреждения,

- документы и итоги деятельности.

Пример использования дебатов, например, в 8 классе урок по теме «Династический кризис. Восстание декабристов».  Класс заранее делится на 2 группы. Первая группа доказывает, что декабристы – герои, пожертвовавшие своими жизнями на благо общества. Вторая группа доказывается, что декабристы – безумцы, которые не понимали реального положения вещей. Желательно заранее подготовить примерные вопросы, на которые учащиеся должны ответить и высказать свое мнение. Например: социальная база декабристов. Такая форма способствует тому, что ученики учатся рассматривать одно событие с различных точек зрения.

Очень важно помнить следующее: необходимо выстраивать уроки так, что­бы они стимулировали активность ребенка, самостоятельную исследовательскую деятельность, позволяли каждому ученику пережить радость открытий. Учи­тель не должен много говорить, анализировать – эту возможность дайте ребёнку.

Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвое­ние больших объемов материала и формировать творчески развитую личность.  Дискуссионный метод, как интерактивная технология личностно-ориентированного обучения, несомненно, имеет перспективы для его реализации в педагогической деятельности. Дискуссия позволяет решать целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах.

Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным. Способствует развитию мотивационно - потребностной, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников. Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке, снижает чувство тревожности у учащихся. Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной стойкости и крепкой гражданской позиции.

Какова же роль учителя в организации дискуссии? Он устанавливает порядок в классе, конструктивно формулирует проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. По ходу обсуждения он объясняет учащимся задачи, задаёт наводящие вопросы, суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках групп, пытается, если это необходимо, найти компромисс, включает в действие пассивных школьников и обращается к мнению меньшинства, тем самым добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом.

Учитель держит в поле зрения ход дискуссии и оценивает учащихся. Подводит итоги обсуждения, выставляются оценки.


Список использованных источников

1. Борзова Л.П. Игры на уроках истории.  М: Владос-пресс, 2001, 131с.

2.  Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.

3. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 36–38

4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003 г. //Преподавание истории в школе. № 4 ,6 2001 г.

5. Коротаева Е.В.Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва,  Прогресс, 2003, 125с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!