Методика проведения занятий по баскетболу на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Методическая разработка для занятия по физической культуре на тему игры Баскетбол.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения занятий по баскетболу на уроках физической культуры»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ НА У РОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Структура урока Учебно-тренировочный процесс в баскетболе отличается определенной сложностью из-за специфичности и многообразия игровых приемов. Специфичность заключается в том, что с самого начала обучения отдельным игровым приемам (передаче, ведению, броску мяча) занимающимся приходится выполнять их в условиях, приближенным к игровым. В условиях непрерывно меняющейся ситуации от игроков требуется: 1. Находиться в постоянной готовности к выполнению игровых приемов. 2. Мгновенно оценивать создавшуюся обстановку. 3. Быстро переместиться. 4. Выполнять игровой прием наиболее рациональным способом. Основными задачами учебно-тренировочного процесса по баскетболу являются: 1. Дальнейшее обучение и совершенствование элементов техники и тактики игры в баскетбол. 2. Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств. 3. Сохранение и укрепление здоровья студентов, поддержание высокой физической работоспособности на протяжении всего периода обучения. 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенностей будущей трудовой деятельности. 5. Приобретение необходимых знаний по правилам судейства и организации соревнований. Учебно-тренировочные занятия в вузе проводятся в форме урока. Каждому уроку должен предшествовать план, позволяющий преподавателю разместить учебный материал в строгой последовательности, найти рациональную форму организации и наилучшие методы преподавания. Урок по баскетболу должен обогащать занимающихся новыми умениями и навыками, совершенствовать ранее приобретенные знания. В настоящее время в системе физического воспитания принята структура урока, со- стоящая из четырёх взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной. Продолжительность учебных занятий в колледжах 90 мин. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (2-5 мин). Вводной части занятия я организовываю занимающихся, строю, отмечаю посещаемость, сообщает задачи занятия. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10-15 мин). Основной задачей подготовительной части является подготовка организма занимающихся к успешному решению задач основной части занятия. Средства подготовительной части занятия: 1. Строевые упражнения. 2. Упражнения на внимание. 3. Различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения. 4. Ранее изученные упражнения из техники баскетбола. При проведении подготовительной части урока необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий. 2. Проводить подготовительную часть без значительных пауз. 3. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться обще- принятой гимнастической терминологией. 4. Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц. 5. Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения. 6. Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к баскетболу. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (60 мин.) Основными задачами являются: 1. Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите. 2. Освоение элементов тактики в нападении и защите. 3. Повышение физической подготовленности занимающихся. 4. Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств. 5. Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях игровой деятельности. Средства основной части занятия: 1. Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения. 2. Подвижные игры. 3. Учебные и двусторонние игры в баскетбол. Рекомендации по проведению основной части занятия: 1. Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей. 2. Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку. 3. При обучении элементам техники и тактики игры в баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях. Учебные игры: Закрепление технических и тактических навыков студентов в игровой обстановке происходит в учебных играх. Они проводятся либо на одной половине площадки, либо на всей площадке. Занимающимся дается задание по пройденному учебному материалу. Игру на одной стороне площадки проводят следующем образом: повторяя какой- либо учебный материал (например, взаимодействие двух-трех игроков с заслоном, наведением или пересечением, а так же игру в защите по системе «игрок игрока» на своей половине поля или в области штрафного броска), предлагают одной команде в течение 5-10 мин толь- ко нападать, а другой - только защищаться. Затем команды меняются ролями, и в игре репе- тируют указанные тренером технические и тактические приемы. Я слежу за правильностью выполнения отдельных приемов и даю занимающимся указание, если нужно исправить ошибки. В дальнейшем учебная игра на половине площадки проводится опять со специальным заданием, но смена нападающих и обороняющихся происходит по-другому. Если, атакующие поразили корзину, то снова нападают. А если обороняющиеся перехватили мяч при передаче соперников или подобрали его под щитом после отскока, то команды меняются ролями. Победительницей считается команда, забросившая больше мячей. Проводя учебную игру по всей площадке или двустороннюю игру, я ввожу некоторые условности и даю занимающимся определенные задания: 1. Если команда забросит в корзину мяч, то она снова нападает. В такой игре удобно отрабатывать технику защиты и исправлять ошибки баскетболистов. Остановив игру и указав на грубую ошибку, я тут же демонстрирую правильное выполнение приема. 2. Учебная игра 5 х 5. В каждой команде по 6-7 игроков. Запасные входят в игру только после заброшенного в корзину их команды мяча. Вновь вышедший на площадку игрок заменяет того партнера, который опекал соперника забросившего мяч и начинает держать того же соперника. 3. Учебная игра с ограничениями. Например, запрещается вести мяч или ударять его в пол больше 2-3 раз. При нарушении этого условия мяч переходит во владение соперников. 4. Учебная игра с дополнительными условиями: правильно выполнять технические приемы. Например, игрок может терять мяч, если во время ведения не укрывает мяч туловищем или управляет мячом ближней к сопернику рукой. При отработке бросков со средних и дальних дистанций каждый мяч, заброшенный издали, оценивается в 4 очка. При борьбе за отскочивший мяч, добивание мяча тоже оценивается 4 очками. Спортивные игры: Одним из средств подготовки баскетболистов являются спортивные игры (футбол, хоккей, ручной мяч, пионербол), так как все эти игры являются командными и их в значительной степени объединяет общность игровых действий (индивидуальные, групповые, командные). Использование спортивных игр при подготовке баскетболистов обеспечивает, прежде всего, хорошую функциональную подготовку, учит умению передвигаться по площадке раз- личными способами, учит взаимодействию участников игры, развивает игровое мышление. Вырабатывает командный дух, характер и волю к победе. Эстафеты и подвижные игры: Для развития быстроты и ловкости, как наиболее важных качеств баскетболиста, используются разнообразные подвижные игры и эстафеты (с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета). В процессе обучения игры в баскетбол используются следующие методы: словесный (вербальный), наглядный (визуальный), словесно-наглядный, целостный (основной), метод сопряженных воздействий, метод срочной информации, метод двигательной информации, соревновательный и игровой методы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5-10 мин) предназначена для приведения организма в оптимальное состояния для последующей деятельности. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление с элементами дыхательной гимнастики, элементы стретчинга. В работе с баскетболистами преобладают уроки смешанного типа, то есть в одном занятии совмещаются изучение нового материала, совершенствование ранее изученного, проверка усвоенного, а также воспитание физических качеств. В отдельном занятии целесообразно решать не более 2-3 задач. Их решению отводится основное время урока. Занятие по баскетболу требует определенного навыка, так как имеет свои особенности методики проведения:1. Изучение баскетбола пройдет гораздо легче, если на начальном этапе будут применяться подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола, являющимися подводящими упражнениями к выполнению какого-то технического приема. 2. Уроки по спортивным играм отличаются высокой эмоциональностью. Студенты идут на такие занятия, чтобы поиграть. Поэтому, подготовительную часть рекомендуется приводить игровым методом, а упражнения выполнять в парах или в движении. 3. Нецелесообразно проводить эстафеты, даваемые в подготовительной части для совершенствования техники игры, так как при небольшом количестве занятий навык не прочный и техника «ломается». Это не значит, что эстафеты вообще нельзя включать в технические элементы. Они должны четко регламентироваться по высоте, расстоянию и т.д. (напри- мер, при передаче мяча над собой – по высоте), чтобы в эстафете действительно побеждал умелый, а не «хитрый». 4. Изучение техники баскетбола давать в основной части урока, а совершенствование можно проводить в подготовительной части, особенно, если это касается техники игры без мяча: прыжки, перемещения и т.д. 5. В основной части урока желательно упражнений давать меньше, а больше игры, особенно, в тех группах, которые хорошо усваивают пройденный материал. 6. Особое внимание следует обратить на подбор упражнений в основной части с це- лью более рационального перехода от одного к другому, т.е. минимум затраченного времени на перестроения. 7. В конспектах занятий даются самые разнообразные по сложности упражнения, приемлемые для любого контингента учащихся. 8. Игры, даваемые в основной части во всех группах проводят смешанными состава- ми. 9. Необходимо отметить большую роль показа выполнения технических элементов. 10. Необходимо индивидуально подхожу к разбору проведенного занятия. При изучении сложных игровых приемов (финты, ведение, броски) не следует обременять внимание студентов многообразием тонкостей, лучше сосредоточить его на главных компонентах – исходном положении, подготовительной, рабочей и заключительной фазах игрового приема. В целях повышения интереса к занятиям, мне целесообразно использовать соревновательную форму проведения урока.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас