Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»
Методическая разработка
«МЕТОДИКА РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ»
автор: преподаватель по классу вокала
Касторнова Елена Анатольевна
р.п. Знаменка
2016
Каждая методика требует освоения, «пропускания через себя», проживания и только потом апробирования на детях. Особенно это касается вокальных методик, т.к. работа идет невидимая, основанная на собственных ощущениях поющего. Моя задача – не только познакомить вас с основными положениями, обратить внимание на отдельные положения, без знания которых не возможны качественные достижения в вокальном развитии детей.
План:
Истоки методики: проблема, достижения науки, экспериментальное апробирование.
Ключевые положения методики: фокусирование звука, использование двух артикуляционных аппаратов, единство технических и художественных задач.
Методика отработки фокусированного звучания: вокальная гимнастика – от согласных к гласным через яркий близкий детям образ.
Что можно использовать в своей ежедневной вокально-хоровой работе.
1. Истоки методики: проблема, достижения науки, экспериментальное апробирование.
Проблема певческого развития ребенка: как, кто, где и когда ею занимается? На этот вопрос мы не найдем убедительного ответа. Факт на лицо: у школьников низкий уровень слухо-вокальной координации, тусклое звучание голосов, низкий уровень интонирования мелодий, отсюда и развивающиеся с возрастом комплексы и нежелание петь, отсутствие интереса к этому виду деятельности.
Важность этой проблемы вытекает из следующих обстоятельств:
Число обучающихся пению детей больше, чем взрослых.
Велико число вокальных педагогов, которые выполняют роль музыкального руководителя и недостаточно знакомы со спецификой детского вокального воспитания.
Детский голос – это основа голоса будущего взрослого человека
Группа ученых под руководством Киры Владимировны Тарасовой предположила, что причиной этого является отсутствие специальной работы по постановке певческого голоса ребенка. Специальные исследования специфики и развития голоса ребенка позволили выдвинуть гипотезу о наличие ведущего звена в постановке певческого детского голоса. Им является такая организация певческого аппарата, при которой певческий звук становиться позиционно высоким, приобретает полетность и звонкость. Все мы знаем, что постановка певческого голоса и процесс самоуправления пением предполагает координацию работы многих участвующих в этом процессе систем, а значит внимания и произвольных действий поющего. Для детей (особенно дошкольного возраста) в развитии их психики это не характерно, а, значит, задача будет не выполнимой, если не будет найдено ведущее звено этого процесса, которое бы «работало» с учетом развития психических процессов ребенка.
В исследовании было показано, что первым в постановке детского певческого голоса может быть речевой этап, предшествующий собственно певческому. Прежде чем точно, высоко и звонко запеть ребенок должен научиться высоко и звонко говорить. Этот этап наиболее естественен, понятен и близок ребенку. Именно этот этап наиболее природосообразен, т.к. у ребенка не сформированы голосовые связки, это еще не мышечная ткань, а волокна. Однако этот несформированный с точки зрения вокала аппарат вполне пригоден для речи.
Итак, в основе поиска ведущего звена была положена резонансная теория пения (РТП), разработанная профессором В.П. Морозовым, которая возникла в результате обобщения научных исследований – акустических, физиологических, психических, педагогических, опыта ведущих мастеров вокального искусства. (Книга Морозова – обобщение всех его исследований). Основное отличие этой теории от других в том, что главный источник красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных. Она (РТП) объясняет возможность достижения большой силы голоса при минимальном напряжении связок, что является основой полетности, легкости, свободы голосообразования и певческого долголетия. В трудах по обучению пению еще с 13 века отмечалось, что главное – это фокусированный звук. Ведущие педагоги мира считают, что профессионально может звучать только сконцентрированный и оформленный в едином месте звук. Витт Ф.Ф. называл это место «Точка маски» и связывал её с передней частью твердого неба, у края верхних резцов. Он пишет, что для достижения плотной звучности струю воздуха нужно направлять «в маску» и сохранять это направление неизменным в течение всего времени пения. Звук в «маске» - то ведущее звено постановки певческого голоса, которое регулирует все остальные звенья.
Второе научное открытие - доказанное положение (Кольцова) в том, что у человека 2 артикуляционных аппарата: традиционный (губы, зубы, язык и т.д.), а 2-й – руки, как связующее звено с общей пластикой организма, позволяющее управлять дыханием, работой гортани и ротового аппарата. (Все помнят наставления педагогов – в пении участвует весь организм, свободней тело, естественнее движения рук…). Наукой доказано, что в коре больших полушарий мозга они занимают одинаковое место.
Развитие певческого аппарата, его пластика невозможна без формирования общей пластики. Совмещение работы двух аппаратов позволяет:
Получить точный, конкретный результат, смоделировать в руке движения ротовой полости;
Значительно сократить время обучения и добиться качественной интонации;
Создать в коре больших полушарий доминантную условно-рефлекторную зону.
2. Основываясь на этих научных достижениях, была разработана методика постановки певческого и речевого аппарата ребенка. Она предназначена не для постановки голоса как такового, а направлена на:
Выработку правильных вокальных ощущений, которые станут основой развития голоса ребенка;
Творческое развитие личности в широком смысле этого слова.
Эти два положения находятся в неразрывном единстве, т.к. речь идет о работе с детьми.
Выработка вокальных ощущений через:
Освоение «позы колок» – певческая установка;
Нахождение точки маски сначала в согласных звуках, а затем уже в гласных;
Освоение звукодвижений (управляющих жестов, контролирующих) Работа от примарной зоны ребенка сначала вниз (!), а затем вверх.
Параллельно идет речь и неизменно присутствует игровой образ, имеющий свои эмоциональные характеристики.