Маршрут городской экскурсии
Экску́рсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п
1 этап: Определение цели и задач экскурсии.
Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
2 этап: Выбор темы экскурсии.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.
3 этап: Отбор литературы и составление библиографии.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему.
4 этап: Определение других источников материала.
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.
5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
6 этап: Составление маршрута экскурсии.
Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
7 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии.
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия содержания экскурсии. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
8 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии.
Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:
- отбора наиболее эффективных методических приемов, особенностей показа;
- определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;
- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода.
9 этап: Оформление методической разработки происходит следующим образом:
- на титульном листе располагаются данные: полное наименование учреждения (по Уставу), название темы экскурсии, Ф.И. и класс составителей, ФИО и должность руководителя проекта (педагога).
- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии;
- с третьей страницы начинается текст экскурсовода с логическими переходами. Также описываются приемы активизации внимания, если таковые используются;
- на последней странице приводится список источников.
Благодарю за внимание