Макеевский научно-методический центр образования Макеевская общеобразовательная школа I –III ступеней № 108
Педагогический конкурс
«Перлини досв i ду»
Методические рекомендации при изучении раздела
«Фразеология»
Цель: совершенствование методики преподавания фразеологизмов в 6,8,9 классах.
И.В. Акиншина
Раздел 1 Теория
Фразеология – наука о сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер.
Фразеологизмы - устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые словосочетания.
Афоризмы – мысль, выраженная в лаконической, отточенной форме.
Пословицы – мудрое изречение.
Поговорки - образные выражения, не имеющие законченного высказывания.
Концепция фразеологизмов
- Фразеологическое сращения – семантически неделимый оборот: Содом и Гоморра – суматоха, шум попасть впросак – попасть в неудобное положение
- Фразеологические единства – тропы с метафорическим значением: свойственна двуликость.
Намылить шею – наказать
Намылить шею мылом
- Фразеологические сочетания – делимы:
Сгорать от любви, ненависть, стыда.
Сгорать - постоянный член; любви,
ненависти – переменный
- Фразеологизмы по происхождению : на основе наблюдений
Много снега – мало хлеба;
Из истории
(пусто, словно Мамонт прошел);
Из сказок и песен
( страшнее кошки зверя нет ) ;
Из сельскохозяйственных процессов:
(проложить первую борозду):
Из театрального искусства:
(входит в роль, поменяться ролями)
Однозначность и многозначность фразеологизмов
Многозначность
Хлеб насущный:
- То , что крайне необходимо для жизни, для существования . (он хорошо Знал, как тяжело достается хлеб, хлеб насущный)
- Самое важное, необходимые.
(Ваш опыт – хлеб насущный)
Однозначность
Аннибалова клятва – твердая решимость
бороться до конца.
Синонимия и антонимия фразеологизмов .
Синонимы
Бить баклуши Водить за нос Без году неделя
– валять дурака – вешать лапшу на уши – кот наплакал
Антонимы
Кот наплакал – куры не клюют
За словом в карман не полезет Гонять лодыря – гнуть спину
– воды в рот набрал
Фразеологизмы в разных стилях
Разговорный
Зарубить на носу – Спит и видит – Водой не разольешь –
Книжный
Кануть в лету - На произвол судьбы – Красной нитью -
Синтаксическая роль фразеологизмов
Ребенок просыпался и орал благим матом – обстоятельство
Я – калиф на час – сказуемое
Шубенка у него с чужого плеча – определение
Кое-что сохранилось. От жилетки рукава – дополнение
На последней станции столпотворение вавилонские
Тематические группы фразеологизмов
Фразеологизмы, обозначающие части человеческого тела
Голова :
Человек с головой
Морочить голову
Не сносить головы
Нос:
Клевать носом
Остаться с носом
Водить за нос
Глаз:
Мозолить глаза
Хлопать глазами
С глазу на глаз
Раздел 2
Комплекс заданий при изучении темы «Фразеология»
6 класс
Выясните лексическое значение фразеологизмов.
Филькина грамота – плохо составленный документ.
Шиворот на выворот – сделать или сказать наоборот.
От корки до корки – прочитать от начала до конца.
Витать в облаках – фантазировать
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела.
6 класс
Составление словосочетаний
Задание: добавить в глагол (слово-действие) к фразеологизмам
Очертя голову – кинуться Воду в решете – носить
Не покладая рук – работать Кануть в воду –спрятаться
6 класс
Подбери фразеологизмы для ученика, не желающего работать на уроке
Сидит сложа руки Корчит лодыря
Бьет баклуши Дурака валяет
6 класс
Подбери синонимы к словам
Медленно – в час по чайной ложке
Рукой подать – близко Себе на уме - хитрый
8 класс
Продолжи фразеологизмы
Голоден как волк
Хитер как лиса
Труслив как заяц
Здоров как бык
Нем как рыба
Грязен как свинья
Упрям как осел
8 класс
Найти ошибки во фразеологизмах
Беречь как зеницу глаза
Встать не с той ноги
Гнаться за двумя зайцами
Губы заговаривать
8 класс
Найти фразеологические
синонимы
1
Сердце не на месте
2
Другая песня
3
1
4
Грош цена
2
Гроша медного не стоит
Одним лыком шиты
Одного поля ягодки
3
4
Другая история
Ад кромешный на душе
9 класс
В печати часто встречаются неправильные сочетания. Укажите правильный вариант
- Одержать успех 1.Одержать победу
- Пока суть да дело 2.Пока суд да дело
- Производить воздействие 3.Оказывать воздействие
- Играет значение 4.Играет роль
9 класс
Выбери правильный вариант:
Он уморил заморил червячка
Курям к урам на смех
Положить отложить в долгий ящик
Лить крокодиловы слезы крокодиловые слезы
9 класс
Каким членом предложения являются фразеологизмы :
Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед покупателями.(сказуемое)
Да, злые языки страшнее пистолета.(подлежащее)
В ту пору он держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме. (определение)
Раздел 3
Иллюстрации на уроке