СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология изучения раздела " Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методология изучения раздела " Фразеология на разных этапах изучения"

Просмотр содержимого документа
«Методология изучения раздела " Фразеология"»

Макеевский научно-методический центр образования  Макеевская общеобразовательная школа I –III ступеней № 108 Педагогический конкурс «Перлини досв i ду» Методические рекомендации при изучении раздела «Фразеология» Цель: совершенствование методики преподавания фразеологизмов в 6,8,9 классах. И.В. Акиншина

Макеевский научно-методический центр образования Макеевская общеобразовательная школа I –III ступеней № 108

Педагогический конкурс

«Перлини досв i ду»

Методические рекомендации при изучении раздела

«Фразеология»

Цель: совершенствование методики преподавания фразеологизмов в 6,8,9 классах.

И.В. Акиншина

Раздел 1  Теория Фразеология – наука о сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. Фразеологизмы - устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые словосочетания. Афоризмы – мысль, выраженная в лаконической, отточенной форме. Пословицы – мудрое изречение. Поговорки - образные выражения, не имеющие законченного высказывания.

Раздел 1 Теория

Фразеология – наука о сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер.

Фразеологизмы - устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые словосочетания.

Афоризмы – мысль, выраженная в лаконической, отточенной форме.

Пословицы – мудрое изречение.

Поговорки - образные выражения, не имеющие законченного высказывания.

Концепция фразеологизмов Фразеологическое сращения – семантически неделимый оборот: Содом и Гоморра – суматоха, шум       попасть впросак – попасть в неудобное положение

Концепция фразеологизмов

  • Фразеологическое сращения – семантически неделимый оборот: Содом и Гоморра – суматоха, шум попасть впросак – попасть в неудобное положение
Фразеологические единства – тропы с метафорическим значением: свойственна двуликость.  Намылить шею – наказать Намылить шею мылом  Фразеологические сочетания – делимы: Сгорать от любви, ненависть, стыда. Сгорать - постоянный член; любви,  ненависти – переменный
  • Фразеологические единства – тропы с метафорическим значением: свойственна двуликость.

Намылить шею – наказать

Намылить шею мылом

  • Фразеологические сочетания – делимы:

Сгорать от любви, ненависть, стыда.

Сгорать - постоянный член; любви,

ненависти – переменный

Фразеологизмы по происхождению : на основе наблюдений Много снега – мало хлеба; Из истории  (пусто, словно Мамонт прошел);      Из сказок и песен      ( страшнее кошки зверя нет ) ; Из сельскохозяйственных процессов:  (проложить первую борозду):       Из театрального искусства:      (входит в роль, поменяться ролями)
  • Фразеологизмы по происхождению : на основе наблюдений

Много снега – мало хлеба;

Из истории

(пусто, словно Мамонт прошел);

Из сказок и песен

( страшнее кошки зверя нет ) ;

Из сельскохозяйственных процессов:

(проложить первую борозду):

Из театрального искусства:

(входит в роль, поменяться ролями)

Однозначность и многозначность фразеологизмов Многозначность  Хлеб насущный: То , что крайне необходимо для жизни,    для существования  .  (он хорошо Знал, как тяжело достается хлеб,  хлеб насущный)                                       Самое важное, необходимые.  (Ваш опыт – хлеб насущный) Однозначность Аннибалова клятва – твердая решимость бороться до конца.

Однозначность и многозначность фразеологизмов

Многозначность

Хлеб насущный:

  • То , что крайне необходимо для жизни, для существования . (он хорошо Знал, как тяжело достается хлеб, хлеб насущный)
  • Самое важное, необходимые.

(Ваш опыт – хлеб насущный)

Однозначность

Аннибалова клятва – твердая решимость

бороться до конца.

Синонимия и антонимия фразеологизмов . Синонимы Бить баклуши    Водить за нос    Без году неделя – валять дурака    – вешать лапшу на уши    – кот наплакал Антонимы Кот наплакал – куры не клюют За словом в карман не полезет   Гонять лодыря – гнуть спину  – воды в рот набрал

Синонимия и антонимия фразеологизмов .

Синонимы

Бить баклуши Водить за нос Без году неделя

– валять дурака – вешать лапшу на уши – кот наплакал

Антонимы

Кот наплакал – куры не клюют

За словом в карман не полезет Гонять лодыря – гнуть спину

– воды в рот набрал

Фразеологизмы в разных стилях  Разговорный Зарубить на носу –  Спит и видит –    Водой не разольешь – Книжный Кануть в лету -    На произвол судьбы –   Красной нитью -

Фразеологизмы в разных стилях

Разговорный

Зарубить на носу – Спит и видит – Водой не разольешь –

Книжный

Кануть в лету - На произвол судьбы – Красной нитью -

Синтаксическая роль фразеологизмов Ребенок просыпался и орал благим матом – обстоятельство Я – калиф на час – сказуемое Шубенка у него с чужого плеча – определение Кое-что сохранилось. От жилетки рукава – дополнение На последней станции столпотворение вавилонские подлежащее

Синтаксическая роль фразеологизмов

Ребенок просыпался и орал благим матом – обстоятельство

Я – калиф на час – сказуемое

Шубенка у него с чужого плеча – определение

Кое-что сохранилось. От жилетки рукава – дополнение

На последней станции столпотворение вавилонские

  • подлежащее

Тематические группы  фразеологизмов Фразеологизмы, обозначающие части человеческого тела Голова :   Человек с головой Морочить голову Не сносить головы Нос: Клевать носом Остаться с носом Водить за нос Глаз: Мозолить глаза Хлопать глазами С глазу на глаз

Тематические группы фразеологизмов

Фразеологизмы, обозначающие части человеческого тела

Голова :

Человек с головой

Морочить голову

Не сносить головы

Нос:

Клевать носом

Остаться с носом

Водить за нос

Глаз:

Мозолить глаза

Хлопать глазами

С глазу на глаз

Раздел 2  Комплекс заданий при изучении темы «Фразеология» 6 класс Выясните лексическое значение фразеологизмов. Филькина грамота – плохо составленный документ. Шиворот на выворот – сделать или сказать наоборот. От корки до корки – прочитать от начала до конца. Витать в облаках – фантазировать Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела.

Раздел 2

Комплекс заданий при изучении темы «Фразеология»

6 класс

Выясните лексическое значение фразеологизмов.

Филькина грамота – плохо составленный документ.

Шиворот на выворот – сделать или сказать наоборот.

От корки до корки – прочитать от начала до конца.

Витать в облаках – фантазировать

Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела.

6 класс Составление словосочетаний Задание: добавить в глагол (слово-действие) к фразеологизмам Очертя голову – кинуться  Воду в решете – носить Не покладая рук – работать   Кануть в воду –спрятаться

6 класс

Составление словосочетаний

Задание: добавить в глагол (слово-действие) к фразеологизмам

Очертя голову – кинуться Воду в решете – носить

Не покладая рук – работать Кануть в воду –спрятаться

6 класс Подбери фразеологизмы  для ученика, не желающего работать на уроке Сидит сложа руки  Корчит лодыря   Бьет баклуши      Дурака валяет

6 класс

Подбери фразеологизмы для ученика, не желающего работать на уроке

Сидит сложа руки Корчит лодыря

Бьет баклуши Дурака валяет

6 класс Подбери синонимы к словам  Медленно – в час по чайной ложке  Рукой подать – близко    Себе на уме - хитрый

6 класс

Подбери синонимы к словам

Медленно – в час по чайной ложке

Рукой подать – близко Себе на уме - хитрый

8 класс Продолжи  фразеологизмы Голоден  как волк  Хитер   как лиса Труслив  как заяц Здоров   как бык Нем   как рыба  Грязен   как свинья  Упрям   как осел

8 класс

Продолжи фразеологизмы

Голоден как волк

Хитер как лиса

Труслив как заяц

Здоров как бык

Нем как рыба

Грязен как свинья

Упрям как осел

8 класс Найти ошибки во фразеологизмах  Беречь как зеницу глаза Встать не с той ноги Гнаться за двумя зайцами Губы заговаривать

8 класс

Найти ошибки во фразеологизмах

Беречь как зеницу глаза

Встать не с той ноги

Гнаться за двумя зайцами

Губы заговаривать

8 класс Найти фразеологические синонимы 1 Сердце  не на месте 2 Другая песня 3 1 4 Грош цена 2 Гроша медного не стоит Одним лыком шиты Одного поля ягодки 3 4 Другая история Ад кромешный на душе

8 класс

Найти фразеологические

синонимы

1

Сердце не на месте

2

Другая песня

3

1

4

Грош цена

2

Гроша медного не стоит

Одним лыком шиты

Одного поля ягодки

3

4

Другая история

Ад кромешный на душе

9 класс В печати часто встречаются неправильные сочетания. Укажите правильный вариант Одержать успех   1.Одержать победу Пока суть да дело   2.Пока суд да дело  Производить воздействие 3.Оказывать       воздействие  Играет значение 4.Играет роль

9 класс

В печати часто встречаются неправильные сочетания. Укажите правильный вариант

  • Одержать успех 1.Одержать победу
  • Пока суть да дело 2.Пока суд да дело
  • Производить воздействие 3.Оказывать воздействие
  • Играет значение 4.Играет роль
9 класс Выбери правильный вариант:  Он уморил   заморил червячка Курям  к урам на смех Положить  отложить в долгий ящик Лить крокодиловы слезы   крокодиловые слезы

9 класс

Выбери правильный вариант:

Он уморил заморил червячка

Курям к урам на смех

Положить отложить в долгий ящик

Лить крокодиловы слезы крокодиловые слезы

9 класс Каким членом предложения являются фразеологизмы : Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед покупателями.(сказуемое) Да, злые языки страшнее пистолета.(подлежащее) В ту пору он держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме. (определение)

9 класс

Каким членом предложения являются фразеологизмы :

Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед покупателями.(сказуемое)

Да, злые языки страшнее пистолета.(подлежащее)

В ту пору он держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме. (определение)

Раздел 3 Иллюстрации на уроке

Раздел 3

Иллюстрации на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!