СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы гуманной педагогики в образовательном пространстве на уроках в начальных классах" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе говорится о методах и приемах, которые  используются на уроках в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы гуманной педагогики в образовательном пространстве на уроках в начальных классах" (из опыта работы)»

Методы и приемы гуманной педагогики в образовательном пространстве на уроках в начальных классах.

.

Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные оперативно реагировать на происходящие изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность, преодолевая профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов. Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Но в настоящее время в России наблюдается социальный и духовный распад, который особенно плохо влияет на подрастающее поколение. Школа сейчас, словно зеркало, отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим людям, но в первую очередь, учителям. Перестройка системы народного образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулась не только преподавания учебных предметов, но и воспитательной системы в целом. Слайд 2

В стране два миллиона неграмотных детей, два с половиной миллиона (по данным МВД), детей – беспризорников. Четырнадцать миллионов детей, которые воспитываются в неполных семьях. В моем 3 -м классе 11 учеников, 8 – из малообеспеченных семей, есть семьи, где мамы одни воспитывают детей. Один ребенок находится под опекой. Поэтому считаю необходимым восполнение человеческих, гуманных отношений. Ведь многие дети не получают в своих семьях душевного тепла, понимания. При проведении занятий традиционными методами сталкивалась со слабой мотивацией и низкой заинтересованностью детей. Почувствовав необходимость изменений, я обратилась к приемам гуманно – личностной направленности в образовательном процессе. Изучив труды Шалвы Александровича Амонашвили, в своей работе стала применять методы и приемы гуманно – личностной технологии. Слайд 3

Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование. Мы стремимся к осуществлению этой цели через облагораживание души и сердца ребенка, развитие и становление его познавательных сил, обеспечение присвоения им расширенного и углубленного объема знаний и умений с определенными характеристиками. Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

Слайд 4 В первую очередь была пересмотрена организация классно-урочной системы, а также были внесены изменения и в структуру урока. Урок, каким он должен чтобы действительно стал «подарком» для всех наших маленьких учеников, которые каждый день приходят к нам в класс? Несомненно, это должен быть урок « от сердца», весь ход которого продуман до мелочей. Перед уроками важно пообщаться с детьми, чтобы узнать их тревоги, переживания, или, наоборот, они с удовольствием поделятся какой – то своей радостью.

Слайд 5

Начало урока – это приветствие. Мои дети привыкли к тому, что вместо сухого «Здравствуйте, садитесь», они слышат «Доброе утро. Как вам спалось?» Каждый урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой.

Слайд 6

Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому. Например:·«Всё будет хорошо!», «Ты справишься!» и др. дети с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой.

Слайд 7

Прием «Выливание из кувшинчика»: дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть. Надо не забывать, что дети приходят на урок со своими проблемами, занятые своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт.

Слайд 8

Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы сторонники дружеского общения, стремимся сделать так, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно. Нужно быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, направляющим его в нужное русло, но не навязывающим своих мыслей и своей воли; консультантом в решении поставленной проблемы, задачи; помощником в подготовке устных выступлений или письменных заданий. А главное – человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения. Заразительно и вдохновляюще действует на ребят личный пример учителя, который размышляет вместе с ними, легко находит решения возникающих педагогических задач, уверенно и чётко ведёт школьников к намеченной цели.

Также на уроках использую актерскую игру. Задавая вопрос и принимая серьезный, озабоченный вид, умышленно запутываю детей, доказывая противоположное. Такая «рассеянность», «забывчивость», «ошибки» рождают стремление в моих учениках поправить меня, поспорить. В такие минуты приятно наблюдать , как глаза детей горят, в них и удивление, и радость, и нетерпение. Всем хочется поправить учителя, доказать, что они правы. Таким образом, даем детям возможность почувствовать себя, общаясь со мной, моими равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны мне, что без них мне, педагогу, тоже трудно.

Слайд 9

В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма итога урока может быть разнообразной: в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке;

  • ученики дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;

  • дают оценку своему участию на уроке («Похвали себя!»: поглаживание рукой по голове за правильно выполненное задание и др.);

  • иногда сам учитель подводит итог уроку, выражая восхищение и благодарность за творческие взлёты детей, за их желание помогать и поддерживать учителя в проведении урока.

Слайд 10

На уроке учитель должен уметь тонко чувствовать его результативность, для чего предусмотрен своеобразный диагностический этап работы. Он может быть проведён на любом этапе урока: рисунки, выбор цветного круга–листочка, выражающего настроение, самооценка (как я работал сегодня, чем поделюсь дома). Все предлагаемые процедуры исследования помогают нам получить информацию о личностных качествах каждого ребёнка.

Слайд 11

Часто применяю на уроках прием, когда задается вопрос или задачка, дети шепчут варианты решений на ухо. Такой вид работы детям очень нравится, они не боятся, что класс их услышит, если ответ будет ошибочным и, не слыша чужих ответов, дети вынуждены думать сами...

Есть еще особенность у этого приема: за несколько минут учитель может поговорить со многими, притом в непосредственной, доверительной форме, один на один. Обязательно нужно подойти к каждому ребенку, выслушать ответ и сказать (Молодец!, Ты умничка! «Подумай еще»)

Слайд 12

Также используется прием, “математика в темноте”, когда дети зажмуривают глаза, опускают головы на парту, слушают задачку или пример и пальчиками показывают ответ. Нужно обязательно подойти к каждому, пожать вытянутые пальчики — крепко (“ Молодец!”) или мягко (“подумай-ка еще”). Зачем я прошу детей опустить головы? Разве они не смогли бы решить мои задачи, сидя прямо за партами? Конечно, могли бы, но без желания. Ведь так гораздо интереснее! А еще это своеобразная физминутка, смена позы.

Для преодоления трудностей ученики с нашей помощью используют приёмы самовнушения и самостимуляции волевых усилий. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия: «Я могу сделать это не хуже других!» «Я верю в себя и в своё будущее!» и др. Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование.

Слайд 13





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!