СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы мотивации в обучении вокальному искусству в объединении «Звуки Радуги».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема мотивации очень глубока и разнопланова. Она является основной движущей силой развития. В работе подробно описаны методы мотивации обучения ребенка на занятиях вокального мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Методы мотивации в обучении вокальному искусству в объединении «Звуки Радуги».»

Методы мотивации в обучении вокальному искусству

в объединении «Звуки Радуги».

В концепции развития дополнительного образования детей указывается на то, что в настоящее время образование становится не только средством освоения изучаемого предмета, но и создает возможности для развития человека, обретения самого себя. В дополнительной общеобразовательной программе «Звуки Радуги» поставлены цели развития личности, эстетического воспитания, обеспечения эмоционального благополучия обучающихся. Осуществление этих целей ставит задачу мотивации к обучению, как одну из важнейших задач педагогики. Проблема мотивации очень глубока и разнопланова. Она является основной движущей силой развития. Рассмотрим подробно методы мотивации обучения ребенка на занятиях вокального мастерства.

  1. Создание творческой атмосферы. Генрих Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста. Педагог, ведущий занятия с детьми, должен создавать на занятиях непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое состояние, пробуждать их воображение. На любой стадии своего развития, ребенок эмоционально откликается на выразительные интонации и музыку, содержащую в себе выражение чувств.  Работая  с эмоциональным подъемом, включая детей в игровые сюжетные занятия, я всегда получаю живой отклик и раскрепощенное эмоциональное пение.

Создание такой атмосферы начинается с распевок. Для распевок подбираются не простые звуки, а интересные попевки с сюжетом, например: «До ре ми фа соль ля си кошка села на такси», или пропеваются имена учеников.

Также, дети очень любят изображать персонажей (например: «га-га», «мяу-мяу», «чик-чирик»), охотно пропевают скороговорки, выполняются сразу две задачи: работа над дикцией и разогрев голосового аппарата.

Большую роль играют ритмические упражнения. Ребенок изображает каждую длительность хлопками, топанием, другими движениями, тем самым присоединяя двигательное восприятие к слуховому и зрительному.

При распевке ансамбля дети очень любят петь каноны и воспринимают их как музыкальную игру. У детей развивается слух, интонирование, они учатся слышать свою музыкальную партию и партию другого участника.



  1. Подбор соответствующего репертуара. Как показывает опыт, каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно подобрать соответствующее музыкальное произведение. Учитываются: возраст, пол, тип дыхания, физиологического устройства певческого аппарата, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона и многое другое, что способствует формированию голоса. Для меня одна из важнейших задач – зажечь в ребенке интерес к пению и вместе с этим привить любовь к работе. Как показывает практика, дети с удовольствием трудятся над сложным материалом, если он их эмоционально затронул, и быстро теряют желание работать с неинтересным, пусть даже и легким материалом.



  1. Использование сценических движений. В объединении «Звуки Радуги» работа с песней начинается с прохлопывания ритмического рисунка, сопровождения его разными жестами. Следующий этап разучивания песни сопровождается движением, мимикой, пластикой. Дети представляют себя на сцене, приобретают музыкальный, сценический опыт, который с радостью демонстрируют зрителям на концертах. Выступления перед родителями, концерты и конкурсы, где выступают дети из других объединений, очень мотивируют детей. Происходит самореализация, самоутверждение, обмен опытом выступления. Дети учатся держаться на сцене, оценивать себя и других, находить плюсы и минусы, прислушиваться к советам друг друга.



  1. Использование игровых образов. Ребенок  испытывает потребность в игре, именно в ней формируются его эстетические потребности. Она знакома ему и близка, в ней он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра необходима ему для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах, в частности умения петь и держаться на сцене. 

Игровые образы используются, чтобы передать музыкальные штрихи. При освоении пения стаккато, объясняю детям, что петь надо отрывисто, предлагаю представить точки над нотами как «капельки», воду на мокрых руках, которую нужно как будто стряхнуть. Легато, свою очередь, это такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Предлагаю ласково «погладить» руками и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки. Дети с удовольствием и интересом включаются в игру, в которой я предлагаю спеть фразу или строфу на контрастах: тихо - громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д., развивая силу голоса.



  1. Сопровождение пения игрой на музыкальных инструментах. Параллельно с пением, применяем игру на фортепиано. Например: прошу ребенка нажать клавишу и воспроизвести звук голосом или сыграть простую распевку. Большой популярностью на занятиях пользуются шумовые инструменты, вызывая у детей восторг эффективностью и простотой использования.



  1. Использование психологических игр. Я провожу с детьми игры, полезные для сплочения ансамбля, которые помогают почувствовать единение, уважение друг к другу. Например: найти 3 хороших качества в каждом из участников ансамбля. Замечаю для них, что отрицательные качества гораздо проще находить в людях. После этого, например, дети легче относятся к тому, что солируют другие участники ансамбля, нет огорчения и зависти.



  1. Стимулирование. На своих уроках я стараюсь замечать и реагировать на любое продвижение ученика, пусть даже незначительное, подбадривать, поддерживать, хвалить за чистое исполнение, провожу викторины на знание песен по тематикам: времена года, военные, про маму, про животных. Участие детей в конкурсах районного, городского и республиканского масштаба является также мощнейшим стимулом совершенствования своего мастерства.



Немаловажное значение для мотивации и умственной активности детей имеет артистизм педагога, его речь, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика. Поэтому необходимо, чтобы исполнение и рассказ педагога, его объяснения и показ были эмоционально выразительны, вызывали у детей эмоциональный отклик, желание повторить, спеть, выразить голосом, мимикой и движениями своё любимое музыкальное произведение.

Используемые мною педагогические подходы, приемы и методы не только мотивируют детей к обучению, но и способствуют их личностному росту и развитию творческих способностей.

Для дальнейшего изучения формирования и развития положительной мотивации обучения, в объединении «Звуки Радуги» проводится изучение мотивов по методике А.А.Реана и В.А.Якунина. В ней исследуются группы мотивов по видам активности (общение, учение), а также биологические и социальные мотивы (самоуважение, стремление к деятельности, избегание неудач).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!