СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы музыкальной терапии и предельные беспокойства человеческой психики

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысл жизни должен быть привнесен в жизнь самим человеком. И люди отвечают за создание своего собственного смысла жизни. Обсуждение в группах различных смыслов и жизненных стилей, подбирание к ним различной по характеру музыки, способно частично примерить человека с его предельными беспокойствами. Человеку нужны крылья, подъемная радость высоты духовных устремлений, дающая свободу среди бед, и посреди самого страшного в истории наступления сил зла – неопровержимость любви, крепость веры и твердость упований. Все это содержится в шедеврах музыки!

Просмотр содержимого документа
«Методы музыкальной терапии и предельные беспокойства человеческой психики»















Творческая статья научного характера

«Методы музыкальной терапии и предельные беспокойства человеческой психики»









Учитель музыки

Трофимова Г.Б.

МОУ Деденевская СОШ

Дмитровский район

Московская область

Быть человеком – значит, быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в нашей жизни. В ходе своей жизни каждый человек переживает угрозы своему существованию.

Есть тревога нормальная, а есть невротическая.

Нормальная тревога не ведет к подавленности.

Невротическая тревога – приводит к подавленному состоянию и неадекватной реакции.

Актуальность проблемы заключается в том, что все эти реакции (тревожности) очень характерны для подростков. Поэтому педагогу необходимо знать аспекты психики подростка, уметь видеть и понимать эти реакции, и по возможности помогать гасить негативы.

Учителю необходимо научить ребенка:

  • Способности мириться с окружающим миром

  • Прощать и сопереживать другим людям

  • Мечтать и планировать

  • Развивать творческий потенциал

  • Не допускать отчаяния

  • Любить…

Эта тема становится особенно актуальной в свете противоречивых тенденций в развитии социальной действительности, в условиях постоянных кризисов и реформ, характерных для современной России.



«Методы музыкальной терапии и предельные беспокойства человеческой психики»

Живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде души изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль, духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!

Гете «Фауст»

Рассудок, рассуждающая способность души, не является органом восприятия красоты. Музыкален ли ум? Если рассудок вознесся в своей гордыне над живым ощущением красоты, то он может упасть в пропасть. А если смирит в себе неуемную жажду судить, классифицировать и захочет внимать сердцу и учиться, - то перестанет быть безумным. Ведь ум, уподобляющийся скверному, подозрительному соседу в общежитии сердца, поистине глуп. Ум же, подобный соседу доброму, проникающийся верой и доверием к другим способностям души, превосходит сам себя. В таком уме нет гордыни. Его воспламеняемость и дисциплина основана на уважении к постигаемому. Живой, открытый ум, способный к изумлению, к выходу в высшие сферы неведомых высот и там возрастающий, такой ум является добрым помощником на сложном жизненном пути человека. Такой светлый, не ожесточившийся ум наполнял когда-то классные комнаты, просветлял нашу культуру!

В высочайших произведениях музыки, как и в духовности человека есть своя непостижимость.
- Преступно ли толковать их?
- Нет, но кощунственно ступать на святую землю красоты, не разув ноги, не очистив сердца.

Два мира есть у человека. Один - творит нас. Другой – мы творим. Путь наверх, к красоте, к учению, открытости – спасает. И все же в этом мире помимо нашей воли существуют предельные беспокойства:
- ужас смерти
- тягостное чувство тревоги и вины
- одиночество и изоляция
- бессмысленность жизни

Раньше, эти предельные беспокойства чаще всего приходили к человеку во второй половине жизни. В современном мире предельные беспокойства значительно помолодели. Только зная своего внутреннего врага человек сознательно может вступить с ним в борьбу. На помощь человеку, а в школе на помощь подростку может прийти музыкальная терапия. И в какой то степени снять тревожные беспокойства.

Бытие и тревога тесно связаны, поскольку существование человека хрупко и уязвимо. Нормальная тревога толкает человека к самосовершенствованию и развитию потенциальных возможностей. Ненормальная тревога ведет к уклонению от жизни.

Человек должен учиться примирению с естественными неприятностями, являющимися неизбежной частью человеческого существования. Сюда входят разлука с близкими людьми, несчастные случаи, неизлечимые болезни, неудачи на экзаменах, разводы, смерти.

Музыкальная терапия в таких ситуациях предлагает прослушивание тревожной и беспокойной музыки. Это дает слушателям следующие два преимущества:
1 – они видят, что большое количество людей в частности композиторов создавших такую музыку, переживали аналогичные чувства и успешно справлялись с ними.
2- прослушивание такой музыки способствует катарсическому изживанию тревожных чувств. Примером музыки с таким эмоциональным наполнением много в произведениях Шостаковича.

Тягостное чувство вины чаще возникает из-за:
1) неумения человека жить в соответствии со своим внутренним потенциалом.
2) причинения реального или воображаемого вреда своим близким.
3) как переживание разобщение с природой в целом.

Переживания такого рода вины мы можем найти в симфониях Брамса и Дворжака. При их прослушивании происходит обострение чувства вины. Учащимся можно задать следующие вопросы:
- что вы почувствовали в этой музыке?
- о чем сожалеете?
- за что себя критикуете?
- какие желания в вас пробудила эта музыка?

Очень важно вступать в диалог с человеком, показать что он не одинок в этой проблеме. Мир музыки давно уже знает эти проблемы. Симфонии Чайковского, Шостаковича, Шнитке наполнены чувствами тревоги и вины. У человека появляются «союзники», он начинает переосмысливать свои переживания.

Самым сильным предельным беспокойством является подсознательный страх и ужас смерти. Конфликт между желанием жить и пониманием неизбежности смерти разрешается через принятие смерти как неизбежности жизни. Вместе с этим принятием вырастает философское отношение к этой неизбежности – спокойное и мудрое.

Этому помогают прослушивание таких музыкальных произведений как «Смерть Осе» Э. Грига, первая и четвертая части 6 симфонии Чайковского. Похоронные марши Листа и Вагнера. После прослушивания остро драматической по своему содержанию музыки можно дать следующие задания:
1) описать свои ассоциации, которые данная музыка навевает
2) описать свои размышления о бренности существования
3) описать мысли о неумолимости хода времени.

Все эти приемы и действия уменьшают чувствительность к проблеме смерти. Человек глубже осознает ценность жизни, усиливается значимость каждого дня, появляется чувство глубокой ответственности за свою жизнь. Появляется желание жить, действовать, чувствовать… Делая выбор и принимая решение человек всегда рискует. Но, допуская этот риск, он делает очень важный шаг вперед. Жизнеутверждающие марши, песни и симфония музыка помогают укрепить внутренние духовные силы и продолжить свой путь.

Изоляция представляет собой еще одну проблему для человека. Противоречивая натура человека отражает с одной стороны потребность принадлежать кому-то и чему-то – семье, детям, обществу, а с другой стороны – осознание своего одиночества и изолированности от других «Каждый умирает в одиночку» - говорил один из героев Ремарка

Для работы с предельными беспокойствами, связанными с одиночеством и изоляцией, хорошо подходит музыка композиторов авангардного направления – А. Берга, А. Шенберга, Э. Денисова, А. Шнитке. Их музыка способствует глубокому осознанию этого чувства. Обсуждение в группе этих сложных переживаний снимает их остроту и патологичность.

Снятию ощущения чувства изоляции способствует и хоровое пение, в котором все участники объединяются эстетическим чувством совместной причастности к творению прекрасного.

Следующее предельное беспокойство – это ощущение бессмысленности жизни.

Она может выражаться в стремлении человека к накопительству, борьбе за признание и власть. Несерьезное и легкомысленное отношение к жизни, связанное с писком все новых развлечений и впечатлений, также является одним из способов защиты от ощущения бессмысленности.

Преодоление этого ощущения начинается с помощи активного включения в окружающую жизнь. Постановка жизненных целей и движение к ним придает жизни любого человека необходимый смысл. Творчество во всех его видах и направлениях – наилучшее средство от этих переживаний.

Помимо чисто музыкального и поэтического видов творчества, можно предположить человеку изучение биографий великих композиторов, художников. Эти биографии дают примеры того, какой может быть жизнь, каждое мгновение которой наполнено большим смыслом, радостью и красотой.

Смысл жизни должен быть привнесен в жизнь самим человеком. И люди отвечают за создание своего собственного смысла жизни.

Обсуждение в группах различных смыслов и жизненных стилей, подбирание к ним различной по характеру музыки, способно частично примерить человека с его предельными беспокойствами.

Человеку нужны крылья, подъемная радость высоты духовных устремлений, дающая свободу среди бед, и посреди самого страшного в истории наступления сил зла – неопровержимость любви, крепость веры и твердость упований. Все это содержится в шедеврах музыки!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!