СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы повторения учебного материала по биологии в 9 классе при подготовке к ГИА.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы повторения  материала для взрослых учеников для сдачи ГВЭ

Просмотр содержимого документа
«Методы повторения учебного материала по биологии в 9 классе при подготовке к ГИА.»













Методы повторения учебного материала по биологии в 9 классе

при подготовке к ГИА.



Подготовила

Гурьянова О.Ф.,

учитель биологии

ГКОУ ЦО СО

отделение №2.





















Г.о. Самара, 2017г.



Одной из основных задач современной образовательной школы является подведение выпускников 9 классов к сдаче ГИА. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества.

Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учеников умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя. С этой целью необходимо применять задания, ориентирующие ученика на анализ и обобщение знаний.

Это могут быть такие задания:

  • Описание и сравнение биологических явлений, объектов, процессов;

  • Установление причинно-следственных связей при объяснении биологических, химических явлений и процессов;

  • Анализ приводимых в задании научных фактов.

Учителю следует организовать работу так, чтобы она не повлекла за собой перегрузки в учебной работе для ученика. Главной формой обобщения, систематизации и оценки знаний ученика является итоговая аттестация в виде экзамена ГИА. Это отдельная большая проблема, которая результативно решается, если в процессе обучения, развития и воспитания в школе, ученик овладел способностью обобщать и систематизировать свои знания по предметам.

Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов и форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание асоциальной личности, формирование достойного гражданина.

Например, при изучении темы «Биоценозы, экосистемы» необходимо повторить материал об экологических факторах по вопросам:

  • Что называется экологическими факторами

  • Назовите две основные группы экологических факторов.

  • Что обозначают эти названия?

Перед изучением темы «Селекция растений, животных, микроорганизмов» провожу фронтальный опрос по вопросам:

  • Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов?

  • Почему же многим особям не удается выжить и оставить потомство?

  • Что такое «Борьба за существование»?

Для повторения изученного материала использую различные методы и способы. Например, повторение и систематизацию знаний по теме «Клетка – структурная функциональная единица живого», провожу в стихотворной форме, при этом ученики должны выписать упомянутые органоиды в клетке и ответить на вопрос: «Кто самый главный в клетке?»

В царстве, что ни дать ни взять, в микроскопе лишь видать,

Приключилась небольшая раз история такая.

Слух прошел, что государь, той сторонки малой царь

У себя собрал совет и потребовал ответ:

Кто в сторонке его малой, не сказать, что захудалой

Самый главный из вельмож? И на что тот франт похож?

Вместе с письменным отчетом всем собраться на крыльце… (и т.д.)

Можно использовать и другие задания.

  1. Из приведенных утверждений выберите положения клеточной теории.

А). Зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гамет.

Б). В процессе мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.

В). Клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют в многоклеточном организме ткани, из которых состоят органы, системы органов.

Г). Клетки растений и животных сходны по строению.

2. Какие еще положения клеточной теории вы знаете? Сформулируйте их.

3. Вопросы для блиц-опроса:

Как называется жидкая часть цитоплазмы?

Как называются постоянные образования клетки?

Перечислите 1-мембранные органоиды.

Перечислите 2-мембранные органоиды.

У какой группы живых организмов нет клеточной стенки? ( и др.)

4. Групповые задания.

А). Определите, правильно ли данное высказывание (да-нет), 10 баллов.

ЭПС – часть комплекса Гольджи.

Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

Цитоскелет выполняет защитную функцию.

Включения – это непостоянные образования в клетке.

Клеточная стенка есть только у растений.

У растений нет клеточного центра.

Часто использую при повторении фронтальный опрос.

  1. Что такое ферменты?

  2. Какова роль ферментов в обмене веществ, диагностике функционального состояния организма?

  3. Как образуются названия ферментов.

  4. Как построены ферменты?

  5. Что такое кофермент и какова его роль?

  6. Какова связь между ферментами и витаминами?

  7. Какую функцию выполняет активный центр фермента?

  8. Назовите основные свойства ферментов.

  9. В чем состоит специфичность действия ферментов?

  10. Раскройте механизм действия ферментов?

  11. Как фермент взаимодействует с субстратом?

  12. Как влияют отдельные факторы среды на активность фермента?

  13. Какие классы ферментов вы знаете? ( т.д.)

В самом простом понимании биология – это наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета «Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании биологи – это один из принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была основана еще Я. А. Каменским и К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

На разных этапах урока можно использовать следующие методические приемы.

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответна вопрос. И т.д.

  3. Контроль знаний (тесты с самопроверкой).

  4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией.

Например, для самостоятельной работы учащихся с целью повторения и обобщения знаний использую карточки с вопросами для размышлений, карточки с расчетной задачей, карточки с заданием выполнить рисунок, карточки с немым рисунком, текстовые задания. Их применяю как в индивидуальном порядке, так и для класса в целом.

В последнее время более эффективным являются тестовые задания, хотя и у них есть свои недостатки. Иногда ученики пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.

Ученик с удовольствием повторяют изученный материал в игровой форме. Для этого заранее разрабатываю задания по строению, функциям изучаемых биологических объектов и явлений, познавательные задачи. Для болельщиков разрабатываю отдельные задания. Например, использую в теме «Происхождение человека» игру, которая называется «Гонка за лидером». Вызываю 2-х учеников и зачитываю подготовленные короткие фразы, определения. Ученик должны их закончить сразу через 2 секунды, не тратя время на раздумье.

1.Самы древнейшие на Земле организмы………………(доядерные).

2.Доядерные организмы объединяются в царство…………(Дробянки).

3.Прокариоты не имеют оформленного …………(ядра).

4.Вместо ядра у прокариот в центре располагается……….(кольцевая хромосома).

5. Клеточная мембрана бактерий образует впячивание внутри клетки…………………………..(мезосомы).

6. Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода……………(муреина).

7.В клетках прокариот встречаются следующие органоиды…….(только рибосомы).

8. Бактерии, не использующие в энергетическом обмене кислород, называются………(анаэробы).

9. При неблагоприятных условиях бактерии образуют…….(споры).

10. Как переводится словосочетание «Патогенные бактерии». (болезнетворные).

Можно использовать на уроках биологии игру «Ромашка». Надо оторвать лепесток, на обратной стороне которого вопрос.

  1. Мелкие, овальные тельца, состоящие из 2-х субъединиц.(рибосомы, синтез белка).

  2. Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (митохондрии).

  3. Зеленые пластиды находящиеся в растительной клетке.(хлоропласты).

  4. Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты (лизосомы).

  5. Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (клеточный центр).



Для повторения изученного материала использую на уроках обучающие и контрольные карты в идее тестовых заданий.

Обучающая карта.

  1. Каково строение тела бактерии? А) многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.

  2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион? А) шаровидную, б) палочковидную; в) извитую?

  3. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий? А) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.

  4. Каким по способу питания являются гнилостные бактерии? а) автотрофными; б) симбиотическими; В)ГЕТЕРОТРОФНЫМИ.

  5. КАКИЕ БАКТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ АВТОТРОФНЫМИ? А). ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ; Б). СЕРОБАКТЕРИИ; В) КЛУБЕНЬКОВЫЕ.

Контрольная карта.

  1. Какое дыхание характерно для бактерий брожения? А) кислородное; б) бескислородное.

  2. Какие бактерии выполняют роль санитаров? А) железобактерии; б) бактерии гниения; в) уксуснокислого брожения; г) серобактерии.

  3. Какие бактерии являются гетеротрофными? А)нитрифицирующие; б). серобактерии; в). Бактерии брожения? г). Железобактерии.

  4. Какие бактерии используют для жизнедеятельности энергию химических связей неорганических веществ? А0клубеньковые; б)паразитические; в) сапротрофные; г)хемотрофные; д) фототрофные.

  5. Какие бактерии вызывают заболевания? А)паразитические; б)бактерии гниения; в)бактерии молочнокислого брожения; г)патогенные.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Аттестационная работа требует от выпускника умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои ответы и выводы.

Использую на уроках задания по сопоставлению и аргументации: учитель называет, ученик отвечает.

  1. Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия?

Энергетическая станция, склад готовой продукции; цех переработки отходов; сборочный конвейер; информационный центр; фотохимическая лаборатория.

  1. Исключите лишнее слово по какому-либо признаку. Докажите правильность своего ответа.

Человек, динозавр, растение.

Шимпанзе, горилла, дриопитек.

Неандерталец, дриопитек, австралиец.

  1. Задача-шутка.

Древний человек пригласил к себе в пещеру в гости динозавра к 10 часам утра. Известно, что длина динозавра 200м, а передвигается он со скоростью 50м/мин. Во сколько динозавр должен подойти к пещере, чтобы подойти к завтраку без опозданий.

Использую для повторения на уроках задания в стихотворной форме, например, при повторении материала по генетике. У Сергея Островского, чьи песни широко известны, есть и сказки. Герой одной из них – казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей.

Не поет Лутоня песен, на соседей не глядит.

Он неласков, он невесел. Призадумавшись сидит.

На жену свою не взглянет, почернел от маяты.

Ой, как ждал Лутоня сына! Да видать опять судьбина

Подшутила в эту ночь: на дала на счастье сына,

А дала на горе дочь…

Ситуация взята из жизни. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить им сына. И сколько разочарований. А, оказывается, все зависит от них.



Игровое задание.

Женщина заходит к судье. Примите мое заявление Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с Петрова Александра Петровича. Он отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож. Но Петров категорически отказывается платить мне алименты.

Судья. Скажите, какая группа крови у Петрова?

Женщина. Первая.

Судья. А у вас какая?

Четвертая, у ребенка тоже четвертая, как у меня.

Судья.

Вы плохо учили в школе генетику. Суд выносит решение не в вашу пользу.

Ученики дают объяснения этого решения на основе законов генетики.

Внеклассная работа по предмету – важное условие подготовки к экзаменам, и при повторении изученного материала. В нашей школе действует шестой год клуб «КЛЕСТ» - клуб любителей естествознания. Он имеет четкую структуру: президент, секретарь, эмблема, девиз, газета, график работы.

Основная функция клуба – проведение внеклассных мероприятий по химии и биологии. А для этого надо знать фактический материал. Традиционно мы проводим посвящение в клуб, где ученик проходят испытания в игровой форме, предметные декады, новогодний праздники итоговое заседание, где подводим итоги работы за год, планируем следующий учебный год, награждаем победителей и активных учеников.

Подводя итоги своего сообщения, можно сделать выводы, что итоговое повторение – сложный процесс, требующий тщательной подготовки в течение всего учебного года, использования дополнительной литературы, учебников разных авторов, интеренетресурсов.







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!