СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метопредметные связи на уроках ОПК.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метопредметные связи на уроках основы православной культуры,истории, обществознания, георгафии.

Просмотр содержимого документа
«Метопредметные связи на уроках ОПК.»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ

ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.


Для формирования православного мировоззрения школьников необходимо проводить систематическую работу не только на уроках ОПК, но и в течение всего времени общения с учениками. Большие возможности для этого дают метапредметные связи на уроках ОПК, истории и обществознания, МХК.

В тематику этих предметов входит часть повествований из Ветхого и Нового Завета. Но именно уроки ОПК дают истинное толкование этих событий. Более того, я убеждена, что понять историю своей страны, своего народа можно только установив причинно-следственную связь исторического процесса с нравственным состоянием народа, его духовным уровнем в тот или иной период истории.

Преподавание истории (в том виде, как оно существует в школе), образно говоря, можно представить в виде айсберга: мы видим лишь его надводную часть - факты, события, личности. Но существует и подводная часть его, более значимая, - это причинно- следственная связь этих событий, которую надо искать в духовно-нравственном состоянии общества этого периода. Без исследования морального состояния общества накануне периода катаклизмов, войн, катастроф или, наоборот, периода процветания, невозможно понять истинную картину исторических событий, найти объяснения им.

Эту зависимость между нравственным состоянием общества и исторической

судьбой его государства можно проследить, начиная уже с истории Древнего мира: на примере Древней Греции, Древнего Рима, в средневековье - это пример Византии (можно использовать в качестве доказательства фильм «Гибель империи. Уроки Византии»). Эту же зависимость мы видим и в истории нашего Отечества. Рассмотрим это на примере некоторых, наиболее значимых тем курса.

Изучая тему «Крещение Руси» по истории Отечества как в 6-ом, так и затем в 10-ом классе, можно более подробно рассмотреть ее на уроках ОПК. Прежде всего, отметить изменения под влиянием христианства самого князя Владимира, который после Крещения: из неукротимого, жесткого язычника становится милосердным, боголюбивым и благочестивым христианином. Именно эти качества князя-христианина сохранили его в народной памяти как Владимира Красное Солнышко, заботящимся о своем народе, своей

дружине, о своих родных и близких, о богатых и бедных - не только в материальном плане, но и в деле вечного их спасения. Период феодальных междоусобиц в Киевской Руси свидетельствовал как раз об отступлении от христианской нравственности. И как следствие - кара Божия, татаро-

монгольское нашествие, 240 лет золотоордынского ига. Принципиально важным событием этого периода можно назвать духовный выбор Александра Невского - отказ от помощи Рима против Золотой Орды в обмен на переход Руси в католичество: «Отцы наши вашей веры не принимали». Есть понимание народом, что, несмотря на тяготы ига, ему оставлена главная ценность - Православная вера. Отсюда и терпение: «Подождем,

православные, пока Бог Орду переменит... » (И.Бунин).

Освобождение от ига произошло в тот период нашей истории, когда русские князья преодолели период 250-летней феодальной войны, в результате чего образовалось Московское единое государство.

Следующий важный этап нашей истории - Смутное время, которое характеризовалось нравственным одичанием народа, по свидетельству современников (Авраамия Палицына). В этот период России угрожала потеря независимости, стал вопрос о существовании России как государства. И спасение пришло из духовного центра страны - Троицко- Сергиевой Лавры. На уроках ОПК есть прекрасная возможность раскрыть роль Лавры,

роль писем, посылаемых из Лавры к народу, роль патриарха Гермогена в организации национально освободительного движения - Второго ополчения под руководством Минина и князя Пожарского, показать значение призыва Минина к нижегородцам (можно использовать «Историю России» Александры Ишимовой). И предложить детям самим исследовать причинно-следственную связь между нравственным состоянием народа и историческими событиями этого периода.

Следующий критический этап в жизни нашего Отечества - нашествие Наполеона. Как связан он с духовно-нравственным состоянием нашего общества в этот период? Можно, используя книгу «Россия перед Вторым Пришествием», показать, что в этот период в России, в высших слоях общества особенно, имело место явное отступление от православия, склонность к мистицизму, увлечение оккультными науками, деятельность

масонских организаций, забвение родного языка... Как следствие - вторжение армии Наполеона, которое отрезвило многих и побудило вернуться к своим традициям веры и образа жизни. Покаяние, молитвы, молебны служились во всех храмах. И вновь вследствие покаяния и молитв, самоотверженности и ратных подвигов Россия была спасена.

Ту же зависимость между нравственностью народа и его историей мы можем

проследить и в XX веке. Накануне Первой мировой войны, как свидетельствуют современники, православие у многих людей не было живой верой, а носило формальный характер. Опять усилился мистицизм, распространилось увлечение спиритизмом, Затем последовала Октябрьская революция, период воинствующего атеизма и Великая Отечественная война как попущение Бога за отступление от истиной веры. Здесь можно

использовать материалы из книги «Россия перед Вторым Пришествием» и познакомить с причинами, побудившими Сталина вступить в диалог с РПЦ, открыть храмы, вернуть священников из лагерей. Следует привести свидетельства, воспоминания участников битвы под Москвой, о молебнах перед иконами Божией Матери «Казанская», после чего немцы потерпели сокрушительное поражение и были отброшены от Москвы, о молебне и

крестном ходе с иконой Божией матери «Казанская» в осажденном Ленинграде - враг не продвинулся дальше этой черты, о взятии Кенигсберга лишь после молебна, совершенного прямо на боевых позициях наших войск. И опять, обратившись к православной вере, Отечество наше было спасено.

Можно проследить и далее эту взаимосвязь на примере дальнейшей истории

нашего Советского государства, поставившего целью построить рай на земле без Бога. Получилось, как в случае с Вавилонской башней, - оно развалилось.... В Евангелие сказано: «Без Меня не можете творить ничего». Для нас это горький урок. Давайте попробуем его выучить - исправить ошибки и вновь построить крепкое, сильное государство. С помощью Божией. Ведь теперь мы видим, что история - это не череда случайных событий. Это -процесс, в основу которого положен нравственный закон. И

отступление от нравственного закона, данного народу, угрожает существованию самого народа и его государству. Давайте попробуем жить по этому закону: «Русь Святая! Храни веру православную! В ней же тебе утверждение» (Иоанн Кронштадтский)

Темы по обществознанию также можно использовать на уроках ОПК. Это -

цивилизационный подход, где можно более подробно рассмотреть тему «Россия - локальная цивилизация. Споры о русской цивилизации (Понять ли умом Россию?). Уроки ОПК дают возможность исследовать Российскую цивилизацию как православно- христианскую цивилизацию. Подумать, что является приоритетным в российской цивилизации.

Изучая по обществознанию тему «Человек, индивид, личность», можно

познакомить учащихся старших классов с православной точкой зрения на трехсоставность человека - дух, душа, тело.

Тема свободы человека дает возможность изложить православную точку зрения на нее: это свобода выбора каждого между добром и злом.

Изучая типы мировоззрения, можно предложить определить детям, какая, на их взгляд, модель мировоззрения им представляется наиболее верной: теоцентричная, антропоцентричная или рациоцентричная?

При изучении темы «Семья» можно на уроках ОПК познакомить учеников с

православной точкой зрения на семью по документу «Основы социальной концепции РПЦ». Этот же документ можно использовать при изучении темы «Глобальные проблемы человечества», темы «Права человека». «Политика и право».

Основы Православной культуры и естествознание, физика. При изучении библейских событий (Ветхого и Нового Завета) в старшей группе во втором концентре, целесообразно использовать межпредметные связи, чтобы познакомить учащихся с креацианистской точкой зрения на происхождение мира и человека. Для этого можно использовать сборник «Библия и наука», книгу С. Вертьянова «Очерки по современному

естествознанию». Можно изложить тему о сотворении мира, опираясь на современный научный материал ученого Д.Таланцева «Наука свидетельствует о Боге» из Сборника «Библия и наука». На основании современных научных данных ученый делает вывод: «Материальный мир не возник сам собой, его сотворил Бог — и это соответствует закону

сохранения энергии (1-му закону термодинамики), согласно которому материя невозникает сама по себе из ничего…, можно спокойно и смело, без всяких натяжек утверждать, что сотворенность материального мира доказана наукой, так как этот факт является очевидным логическим следствием двух фундаментальных, научных законов — 1-го и 2-го законов термодинамики» [1].

В заключение следует отметить, что учитель Основ православной культуры имеет юридическое право представлять на своих уроках альтернативные точки зрения на происхождение мира и человека. Это право основано на Конституции РФ. По Конституция РФ Россия является светским государством, которое гарантирует гражданам плюрализм мнений и идеологий. Поэтому при факультативной форме занятий ОПК, с согласия родителей, следует отстаивать конституционные права детей на плюрализм информации в школе по данной проблематике. Эволюционная модель происхождения мира не должна быть монопольной в школьном образовании. Учащиеся имеют право знакомиться с креацианистской моделью происхождения мира и человека.

________________________

1. Библия и наука: сб., М: «Ковчег», 2006. – С. 9.__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!