СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международная НПК «Новые технологии в образовании» (г. Таганрог) – статья «Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая активно внедряется в образовательный процесс. На основе метода «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно  автор представляет различные точки зрения  и  подходы к  данной образовательной стратегии.

В данном исследовании определены основные характеристики технологии, базовый дидактический цикл; проанализированы  положительные  и отрицательные моменты; рассмотрены существенные отличия технологии от традиционных методов обучения. Автор приходит к выводу, что  в условиях динамично меняющегося мира данная образовательная стратегия является современной «надпредметной» универсальной технологией, открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Просмотр содержимого документа
«Международная НПК «Новые технологии в образовании» (г. Таганрог) – статья «Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления»»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕТОДА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ».


Алямкина В. А.

Коммунальное государственное учреждение «Казахстанско-Российская гимназия» акимата города Усть-Каменогорска, Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск


Статья посвящена технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая активно внедряется в образовательный процесс. На основе метода «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно автор представляет различные точки зрения и подходы к данной образовательной стратегии.

В данном исследовании определены основные характеристики технологии, базовый дидактический цикл; проанализированы положительные и отрицательные моменты; рассмотрены существенные отличия технологии от традиционных методов обучения. Автор приходит к выводу, что в условиях динамично меняющегося мира данная образовательная стратегия является современной «надпредметной» универсальной технологией, открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.


В своей педагогической практике как учитель-предметник осуществляю интеграцию предметного содержания, формирую теоретическое мышление, социальную компетентность и практическое мышление школьников, опираюсь на аналитическую деятельность самих учащихся, самостоятельную исследовательскую работу школьников, активно использую работу в парах, группах, осуществляю индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, обучение с опорой на технические средства, использую ИКТ.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание учиться. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, использование новых методик обучения, альтернативных форм образования, применение современных технических средств. Поэтому постоянно занимаюсь самообразование, совершенствую свой профессиональный уровень.

В своей профессиональной деятельности активно использую инновационные образовательные технологии: проектную технологию, кейс-технологию и технологию критического мышления. Данные стратегии представляют собой реальный путь слияния образования и самообразования, создают условия для самореализации субъектов образовательного процесса, способствуют развитию функциональной грамотности учащихся.

В данной статье мне хотелось бы остановиться на технологии критического мышления через чтение и письмо, которая активно внедряется в сферу образования в последние годы (в Казахстане – проект RWST), и при помощи метода «Шести шляп» вспомнить основные моменты данной стратегии и дать оценку технологии с позиции каждой из 6 шляп Эдварда де Боно.


«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу. По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп» универсальна: позволяет структурировать групповую работу и сэкономить время. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.


Белая шляпа: информация.

У вашей шляпы белый цвет!

Эмоциям скажите: «Нет!»

Бесстрастно факты изложите!

Не надо чувств! Их берегите!

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Предлагая надеть белую шляпу, вы ждете полной информации и фактов.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется как негативное, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д.

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление», но при всем разнообразии определений можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.


Критическое мышление имеет такие характеристики:

 1. Самостоятельность. Никто не может мыслить за человека, высказывать его мысли, убеждения, идеи, др. Мышление становится критичным, только когда носит индивидуальный характер.

2. Постановка проблемы. Критическое мышление достаточно часто начинается с постановки проблемы, потому что ее решение стимулирует человека мыслить критически. Начало решение проблемы – это сбор информации по данной проблеме, потому что раздумывать на пустом месте фактически невозможно.

3. Принятие решения. Окончание процесса критического мышления – это принятие решения, которое позволить оптимально выполнить поставленное задание, разрешит проблему, найти ответ на вопрос.

 4. Четкая (стройная) аргументация. Человек, который мыслит критически, должен понимать, что часто одна и та же проблема может иметь несколько способов решения, поэтому она должна подкрепляться убедительными собственными аргументами, которые убеждали, что именно это решение есть лучшим и оптимальным.

5. Социальность. Человек живет в обществе. Поэтому доказывать свою позицию человек может только в общении. В результате общения, диспута, дискуссии человек утверждается в своей позиции, углубляет ее, или может что – то сменить в ней.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  • не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

  • коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

  • объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.


Концептуальное обоснование

  • Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце ХХ века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит).

  • В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

  • Педагогическая технология РКМЧП известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта Института «Открытое Общество» под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Сейчас проект реализуется в 29 странах мира, в том числе в 6 российских регионах.


Цель: воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями.


Основа технологии - трехфазовая структура урока: "Вызов – Осмысление-Рефлексия".


Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы


Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах


Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

  • активность субъектов в образовательном процессе;

  • организация групповой работы в классе;

  • развитие навыков общения;

  • идея ценности личности;

  • подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.


Желтая шляпа: логический позитив.

Вы с желтой шляпой – это значит,

Лишь позитив найти задача!

Что продуктивно, хорошо!

Аргументируйте еще!

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста.


При использовании технологии ТКМЧП происходит смена базовой образовательной парадигмы: «знаниевая», которая предполагает изучение основ наук, вытесняется «системно-деятельностной», обеспечивающей развитие универсальных учебных действий на материале основ наук. Таким образом, технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.


Что дает технология критического мышления ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;

  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение критически мыслить;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • повышение качества образования учеников;

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


Что дает технология критического мышления учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;

  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.


Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


Черная шляпа: критика.

Я весь негатив, недостатки сложила

Лишь в черную шляпу! Скажите, что было

Проблемно, неясно! Причину найдите!

Без критики не было б многих открытий!

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.


По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Часто оно ассоциируется как негативное, так как предполагает спор, конфликт.


Недостатки критического мышления.


В своей философии и практике западная цивилизация одержима системой столкновений, в которой противоборствуют два противоположных взгляда. У этой системы есть ряд недостатков:

  1. Целью спорщиков становится не поиск лучшей альтернативы, а доказательство своего мнения и опровержение мнения противника. Даже если спорщик осознал слабое место своей позиции, он не признается из гордости. Начинается софистика, спор из-за оторванных от дела понятий.

  2. По предпосылкам КМ, прежде чем думать о переменах, надо атаковать существующую идею, причём показав её неадекватность. Это абсурдно. Идея могла быть хороша в своё время и по-прежнему может оставаться хорошей, но это не исключает возможность наличия лучшей идеи. К тому же слишком много сил тратится на доказательство неадекватности, это препятствует поиску альтернатив.

  3. Так как мы вынуждены уничтожить данную идею, мы не оставляем ничего, к чему могли бы вернуться, в случае если лучшей идеи не найдётся. Возможно, имеющуюся идею нужно просто усовершенствовать.

  4. Когда мотивируют, говорят: вот, посмотрите на этих моряков: они молились, и потому выжили в шторме. Но никто не рассказывает о тех, кто молился и потерпел крушение.

Спорщики склонны приводить аргументы, защищающие их позицию и умалчивать о том, что подрывает её.


В связи с этим вспоминается два хороших высказывания:

  • если идея на 90% хороша, а на 10% - нет, критики кидаются на 10% и раздувают их, перечёркивая всю идею.

  • хоть 2, хоть 20, хоть 200 профессиональных критических мыслителей не сдвинутся с места, пока не прекратят критиковать друг друга.


Зеленая шляпа: творчество.

Лишь творческий шляпы зеленой подход!

Она размышлять вам возможность дает!

К вопросу она подойдет нестандартно,-

Творите, рождайте идеи, ребята!

Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации.

Система столкновений достаточно привлекательна, так как негативная критика даёт широкие возможности размышления об очевидном, это убежище как для посредственного ума, так и для блестящего тоже. Другое дело, что при дискуссии необходимо придерживаться конструктивного, творческого мышления, основанного на сотрудничестве идей, а не на их противоборстве. Конечно, полемика неизбежна при поиске лучшей альтернативы, но она не должна быть самоцелью. Критика должна быть конструктивной и спор должен быть лишён сильной эмоциональной окраски, он должен быть в формате обсуждения. Кроме того при открытом обсуждении не может произойти умалчивание аргументов, подрывающих позиции членов дискуссии. Ученики и учитель должны продемонстрировать умение мыслить мобильно, выбирать единственно правильное решение вопроса; быть открытыми к принятию убеждений, взглядов, позиции других людей и в тоже время быть принципиальными в отстаивании своей точки зрения, позиции.


Красная шляпа: чувства и интуиция.

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной

Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.

Что вам интересно, что вас удивляет…

Пусть только эмоции вас направляют

В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность выразить свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, поэтому периодически предоставляйте учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении».


Технология развития критического мышления отличается от традиционных методов обучения, и поэтому я активно использую ее в своей педагогической деятельности:

  1. в традиционной системе обучения цель предстоящей работы задаётся учителем, а в ТРКМ учащиеся сами формулируют её в процессе решения проблемной ситуации;

  2. мотив обучения у учащихся в традиционной системе вызывается внешним интересом, а в ТРКМ – этот интерес внутренний;

  3. средства и способы деятельности в традиционной школе определяются педагогом и обычно сводятся к выполнению заданий по образцу, а в ТРКМ разнообразные средства и способы деятельности выбираются совместно с учащимися;

  4. действия в традиционной системе – инвариантные, даны учителем; ТРКМ разрешает действиям быть вариативными, причём выбрать их может сам ученик;

  5. результатом деятельности в традиционной школе является выработка ЗУНов (знаний, умений и навыков), а в технологии развития критического мышления будет личностно значим сам процесс деятельности, он будет важнее результата;

  6. оценка процесса деятельности в традиционной системе – это сравнение результата с эталоном, тогда как в ТРКМ – это сравнение прежнего результата учащегося с достигнутым;

  7. наконец, присутствующая в ТРКМ рефлексия (формативное оценивание -самооценка), в традиционной системе отсутствует вовсе.


Для себя я выбрала данную образовательную технологию, потому что она является современной «надпредметной» универсальной технологией, открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Эта технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодей­ствие. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). И поэтому в условиях динамично меняющегося мира ТКМЧП позволяет каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

На своих уроках с использованием ТКМЧП, предлагаю детям мыслить критически:

  • проявлять любознательность;

  • использовать исследовательские методы;

  • ставить перед собой новые, полные смысла вопросы;

  • осуществлять планомерный поиск ответов;

  • вскрывать причины и последствия фактов;

  • сомневаться в общепринятых истинах;

  • вырабатывать свою точку зрения и способность отстоять ее логическими доводами;

  • принимать независимые продуманные решения;

  • быть внимательным к аргументам оппонента и их логически осмысливать.


Синяя шляпа: управление процессом.

У вас шляпа синяя! Будьте готовы

К тому, что за вами последнее слово!

Вы слушайте всех, материал собирая,

Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Критическое мышление:

  • Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

  • Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.


Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Она является общепедагогической, надпредметной.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Приёмы и методы технологии РКМЧП уже несколько лет активно внедряются педагогами-гуманитариями в учебный процесс, так как эта технология решает следующие задачи:

  • задачи образовательной мотивации (повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного ма­териала);

  • задачи повышения культуры письма (формирования навыков написания текстов раз­личных жанров);

  • задачи повышения информационной грамотности (развитие способности самостоя­тельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности);

  • задачи повышения социальных компетентностей (формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания).


Технология РКМЧП

Нестандартная, наглядная

Развивает, систематизирует, стимулирует

Читая, размышляй и записывай

Мышление


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!