СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи курса физики в условиях компетентностного обучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей на уроках физики и во внеурочной деятельности. В приложениях содержатся прикладные задачи физического характера на ЕГЭ по математике, разработки игр "Лунная викторина", "Умники и умницы" о М.В.Ломоносове и др.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи курса физики в условиях компетентностного обучения»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА ФИЗИКИ

В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Согласно ФГОС ООО, школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Тесно связана физика также с математикой, информатикой, технологией, физической культурой, ОБЖ, историей и с другими школьными дисциплинами.

Тема межпредметных связей существует в образовании давно. Их необходимость для отражения целостной картины мира, создания истинной системы знаний и миропонимания подчёркивали ещё прогрессивные педагоги прошлых столетий - Я.А.Каменский, Н.К.Крупская и другие. К.Д.Ушинский, например, писал что «преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своём предмете, а обо всём умственном развитии детей».

Актуальность межпредметных связей в современной школе обусловлена, во – первых, высоким уровнем развития науки, на котором ярко выражено объединение общественных, естественно - научных и технических знаний; во – вторых, повышением потребности в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в видах деятельности, связанных с профессией. Поэтому приобщение школьников к продуктам научной интеграции стало насущной задачей школы, не менее важной, чем усвоение знаний конкретных дисциплин.

Российская теория и практика средней школы обладают огромным потенциалом методов, форм и средств осуществления межпредметных связей. Мне же показалось интересным и важным в свете требований к современным выпускникам, обратить внимание на формируемые интеграционным подходом компетенции, т.е. круг вопросов, в которых человек обладает познаниями, опытом. Это, прежде всего, стремление к самообразованию на протяжении всей жизни, владение новыми технологиями и понимание возможности их использования, умение принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной среде, разрешать проблемы и работать в команде. В современном мире востребованы и успешны молодые люди, обладающие такими качествами, как коммуникативная и личностная активность, инициативность, мобильность, гибкость.

Необходима физика и её связи для профессионального самоопределения выпускников. В конце прошлого столетия на стыке смежных с физикой дисциплин образовались синтезированные науки: биофизика, физическая химия, медицинская радиология, кибернетика и другие, практическое применение которых играет важную роль для человека. Особый интерес у моих учеников вызывают сообщения о бионике – науке, объединившей усилия физиков и математиков, проникающих вместе с биологами в тайны живых организмов. Оказывается, ещё до нашей эры древнегреческим учёным Демокритом было подмечено: «От животных мы путём подражания научились важнейшим делам, а именно, мы ученики паука в ткацком и портняжном ремёслах, ученики ласточек – в построении жилищ и певчих птиц – в пении. Природа сама научает нас сельскому хозяйству». Исследование «патентного бюро» живой природы показало, что идея гидравлического привода позаимствована у паука, пневматического отбойного молотка – у земляной осы, ультразвукового локатора – у летучей мыши, реактивного двигателя – у кальмара, точного барометра – у лягушки, вьюна, пиявки, запахоанализатора – у обыкновенной дворняжки, сейсмографа для прогнозирования штормов – у медузы, гигрометра – у древесной лягушки, аэродинамической формы – у птиц. Изучение в ХХ веке структуры кожи дельфина (не смачивается и имеет эластично – упругую структуру, что обеспечивает устранение завихрений и скольжение с минимальным сопротивлением) позволило создать специальную обшивку - искусственную кожу «ЛАМИНФЛО», что способствовало увеличению скорости морских судов на 15-20%.

Трудно назвать профессию, в которой не пригодилась бы физика. Например, при современном уровне развития аппаратуры врачам просто необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты. Агроному нужна физика, чтобы понимать, как прогревается почва, происходит усвоение питательных веществ растениями, работают теплицы; археолог и геолог определяют возраст находок и горных пород, опираясь на закон радиоактивного распада; криминалисты узнают химический состав вещественных доказательств с помощью спектрального анализа. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, правила сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? Почти на всех производствах сегодня нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.

Особенно важное значение материал курса физики имеет при изучении естественно - научных и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и методы исследований (например, наблюдения, опыты, эксперименты, представление их результатов в виде таблиц, графиков, формул, оценка погрешностей измерений). Не стоит забывать, что на занятиях, кроме знаний, учащиеся получают также большое количество практических навыков и прикладных умений, необходимых в быту, для обеспечения безопасности своей жизни и охраны окружающей среды.

Ярким примером осуществления интеграции наук в школе является преподавание физики и математики. Эти точные науки неразрывно связаны уже не одно тысячелетие! Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов исследования. По образному высказыванию английского физика П.Дирака, «физический закон должен быть математически красивым». Не секрет, что умение решать физические задачи во многом зависит от уровня математической подготовки учащихся. С другой стороны, на ЕГЭ по математике не первый год проверяются умения решать прикладные задачи, в том числе и физического характера, на нахождение скорости и ускорения, понимание физического смысла производной. Мною подобраны и систематизированы по разделам физики задания В12 из КИМов по математике. Некоторые из них предлагаю в Приложении 1.

Чтобы занятия мотивировали к изучению науки и применению полученных знаний на практике, стараюсь по возможности чаще ставить учащихся в положение не слушателей, а докладчиков, первооткрывателей, исследователей. Поэтому в своей деятельности я отдаю предпочтение развивающим технологиям, в частности ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач). ТРИЗ – педагогика как научное направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века благодаря Генриху Сауловичу Альтшуллеру и его ученикам. Анализируя патентные фонды, они выявили общие закономерности различных изобретений, разработали универсальные приёмы и алгоритмы решения задач, систематизировали различные советские и зарубежные методы. Рассмотрим основные:

  • проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности учащихся);

  • проектный метод (развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование осознанного подхода к профессиональному и социальному самоопределению);

  • исследовательский метод (даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения и определения индивидуальной траектории развития школьника);

  • игровой метод (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр расширяют кругозор, развивают общеучебные умения, формируют определённые навыки, необходимые в практической деятельности).

Проблемный и исследовательский подход к решению качественных и экспериментальных задач широко применяю при подготовке к предметным олимпиадам и экзаменам. Как показатель эффективности метода расцениваю победы и призовые места своих воспитанников на муниципальном и зональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по физике (2009, 2010, 2012 г.г.), астрономии (2011 г.), политехнической (2012 г.); отсутствие неудовлетворительных оценок на ЕГЭ и ГИА в 9-м классе по физике на протяжении всех лет работы в школе.

Мои ученики успешно защищают свои проекты на научно – практических конференциях школьного, муниципального и регионального уровней (Коцаревский Максим - победитель «Гагаринских чтений – 2008» в номинации «Аэрокосмическое моделирование и проектирование»; Нечаева Юлия - призёр «Эврики – 2012» в номинации «Астрономия»; Ткаченко Александр - призёр олимпиады «Талантливая молодёжь Кубани – 2014» в номинации «Физика»). В год 50-летия первого полёта человека в космос ученик нашей школы Гиренко Евгений был приглашён в Звёздный городок на финал конкурса научно – технических и художественных проектов «Звёздная эстафета» и стал его дипломантом.

Во внеклассной работе часто использую игровой метод, так как считаю игру действенным инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощённости в коллективе и условия для саморазвития. К тому же, по словам известного физика Луи де Бройля, «игры имеют много общего с работой учёного; в том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия». Ежегодно в преддверии Международного дня авиации и космонавтики провожу в начальной школе «Шоу бумажных самолётиков». Предлагаю разработку праздника, в котором, кстати, реализуются межпредметные связи физики, технологии, астрономии, физической культуры и истории (Приложение 2).

Удачной формой познавательных игр для старшеклассников считаю викторину (от латинского «виктория» - победа). Она, на мой взгляд, расширяет кругозор учащихся, помогает выявить их знания, способствует развитию смекалки; любители викторин учатся хранить информацию в образцовом порядке, стараются её запомнить, обращаются к словарям, справочникам, энциклопедиям, электронным пособиям, спрашивают совета у старших. Мною разработано несколько викторин, одна из них посвящена естественному спутнику Земли – Луне (Приложение 3). В сценарии игры переплелись астрономия, литература, история космонавтики, химия и, конечно, физика.

По аналогии с телевизионной игрой «Умники и умницы» к 300 – летнему юбилею Михаила Васильевича Ломоносова я составила викторину об этом великом русском учёном (Приложение 4). Многогранный самобытный талант М.В. Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры того времени. Он известен как физик, химик, геолог, поэт, филолог, астроном, географ, психолог, литератор, историк, философ. Как истинный патриот М.В. Ломоносов настойчиво добивался широкого развития образования в России, безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являясь тому ярким примером.

Чувство гордости за отечественных учёных, конструкторов и космонавтов несомненно возникло и у составителей кроссворда «История авиации и космонавтики». Привожу работу победителя школьного этапа конкурса Фербер Анны (Приложение 5).

Для организации интеграционного подхода к изучению физики в школе использую следующее ресурсное обеспечение:

  • организационно – методические средства (учебно – методическая и научно - популярная литература);

  • средства ИКТ (компьютер, интерактивная доска);

  • цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники, таблицы, тренажёры, видеофрагменты, презентации и т.д.);

  • практическое и лабораторное оборудование (демонстрационные приборы и лабораторные наборы по механике, оптике, квантовой и молекулярной физике, электродинамике; комплект «ГИА – лаборатория», цифровая лаборатория «Архимед» и другие).

Если материальная база кабинета физики и школы в целом недостаточна (отсутствует мультимедийный проектор, нет доступа в Интернет или необходимого лабораторного и демонстрационного оборудования), при грамотном подходе учитель может восполнить этот пробел экскурсиями на предприятия, где используются современные устройства и технологии, созданием самодельных приборов и моделей. Не меньшей наглядностью по сравнению с ЦОР обладают печатные пособия: таблицы, фотографии, карточки и т.д.

Своим взглядом на интеграцию физики с другими предметами и накопленным опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступая с докладами на педсоветах («Приёмы развития познавательного интереса на уроках физики»), заседаниях районного методического объединения учителей физики («Совершенствование форм и методов работы по подготовке к ГИА», «Методика решения задач повышенной трудности»), научно – практических конференциях в ГОУ ККИДППО («ТРИЗовский подход к решению качественных задач по естествознанию»). Мною проведены мастер – классы по использованию развивающих образовательных технологий на муниципальном конкурсе «Учитель года» - 2010, краевом очном этапе конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках ПНПО в 2011 году. В 2012 году мой опыт был внесён в муниципальный банк ППО и размещён на сайте УО Гулькевичского района в разделе МКУ «РИМЦ». Имею публикации в материалах Международной научно – практической конференции (статья «Внутрипредметные и межпредметные связи в условиях компетентностного обучения») и Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (статья «Искусственные спутники Земли»).

В результате проведённого инновационного поиска я пришла к выводу, что физика имеет многочисленные связи с различными школьными дисциплинами, которые при умелом использовании только обогатят предмет. Интеграционный подход активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных наук. Использование наглядности из смежных предметов, современных технических средств повышает мотивацию школьников к изучению физики. Таким образом, межпредметные связи одновременно выполняют методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую и конструктивную функции.

Приложение 1

ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

МЕХАНИКА

  1. Задание B12(№28039) После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле , где h — расстояние в метрах, t — время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 1,2 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,1 с? Ответ выразите в метрах.

  2. Задание B12(№28059) Высота над землeй подброшенного вверх мяча меняется по закону , где h — высота в метрах, t — время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 3 метров?

  3. Задание B12 (№28091) В боковой стенке высокого цилиндрического бака у самого дна закреплeн кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нeм, выраженная в метрах, меняется по закону , где  м — начальный уровень воды,  м/мин2, и  м/мин — постоянные, t — время в минутах, прошедшее с момента открытия крана. В течение какого времени вода будет вытекать из бака? Ответ приведите в минутах.

  4. Задание B12(№ 28101) Камнеметательная машина выстреливает камни под некоторым острым углом к горизонту. Траектория полeта камня описывается формулой , где  м,  — постоянные параметры, x (м) — смещение камня по горизонтали, y (м) — высота камня над землeй. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от крепостной стены высотой 14 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стеной на высоте не менее 1 метра?

  5. Задание B12(№28135)Мотоциклист, движущийся по городу со скоростью  км/ч, выезжает из него и сразу после выезда начинает разгоняться с постоянным ускорением  км/ч. Расстояние от мотоциклиста до города, измеряемое в километрах, определяется выражением . Определите наибольшее время, в течение которого мотоциклист будет находиться в зоне функционирования сотовой связи, если оператор гарантирует покрытие на расстоянии не далее чем в 30 км от города. Ответ выразите в минутах.

  6. Задание B12(№ 28171 На верфи инженеры проектируют новый аппарат для погружения на небольшие глубины. Конструкция имеет кубическую форму, а значит, действующая на аппарат выталкивающая (архимедова) сила, выражаемая в ньютонах, будет определяться по формуле: , где l — длина ребра куба в метрах,  — плотность воды, а g — ускорение свободного падения (считайте  Н/кг). Какой может быть максимальная длина ребра куба, чтобы обеспечить его эксплуатацию в условиях, когда выталкивающая сила при погружении будет не больше, чем 78400 Н? Ответ выразите в метрах.

ТЕРМОДИНАМИКА

  1. Задание B12(№ 28015) При температуре рельс имеет длину  м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону , где  — коэффициент теплового расширения,  — температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 6 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия.

  2. Задание B12(№28267) Коэффициент полезного действия (КПД) некоторого двигателя определяется формулой , где  — температура нагревателя (в градусах Кельвина),  — температура холодильника (в градусах Кельвина). При какой минимальной температуре нагревателя КПД этого двигателя будет не меньше , если температура холодильника  К? Ответ выразите в градусах Кельвина.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

  1. Задание B12(№28225) По закону Ома для полной цепи сила тока, измеряемая в амперах, равна , где  — ЭДС источника (в вольтах),  Ом — его внутреннее сопротивление, R — сопротивление цепи (в омах). При каком наименьшем сопротивлении цепи сила тока будет составлять не более от силы тока короткого замыкания ? (Ответ выразите в омах.)

  2. Задание B12(№28257) В розетку электросети подключены приборы, общее сопротивление которых составляет  Ом. Параллельно с ними в розетку предполагается подключить электрообогреватель. Определите наименьшее возможное сопротивление этого электрообогревателя, если известно, что при параллельном соединении двух проводников с сопротивлениями  Ом и  Ом их общее сопротивление даeтся формулой  (Ом), а для нормального функционирования электросети общее сопротивление в ней должно быть не меньше 8 Ом. Ответ выразите в омах.



КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

  1. Задание B12(№ 28215) Перед отправкой тепловоз издал гудок с частотой  Гц. Чуть позже издал гудок подъезжающий к платформе тепловоз. Из-за эффекта Доплера частота второго гудка f больше первого: она зависит от скорости тепловоза по закону  (Гц), где c — скорость звука в звука (в м/с). Человек, стоящий на платформе, различает сигналы по тону, если они отличаются более чем на 3 Гц. Определите, с какой минимальной скоростью приближался к платформе тепловоз, если человек смог различить сигналы, а  м/с. Ответ выразите в м/с.

ОПТИКА

  1. Задание B12(№28205) Для получения на экране увеличенного изображения лампочки в лаборатории используется собирающая линза с главным фокусным расстоянием  см. Расстояние от линзы до лампочки может изменяться в пределах от 55 до 70 см, а расстояние от линзы до экрана — в пределах от 260 до 300 см. Изображение на экране будет четким, если выполнено соотношение . Укажите, на каком наименьшем расстоянии от линзы можно поместить лампочку, чтобы еe изображение на экране было чeтким. Ответ выразите в сантиметрах.


ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

  1. Задание B12(№28343) При движении ракеты еe видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону , где  м — длина покоящейся ракеты,  км/с — скорость света, а v — скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы еe наблюдаемая длина стала не более 21 м? Ответ выразите в км/с.
    СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

  1. Задание B12(№28193) Для определения эффективной температуры звeзд используют закон Стефана–Больцмана, согласно которому мощность излучения нагретого тела P, измеряемая в ваттах, прямо пропорциональна площади его поверхности и четвeртой степени температуры: где  — постоянная, площадь S измеряется в квадратных метрах, а температура T — в градусах Кельвина. Известно, что некоторая звезда имеет площадь м, а излучаемая ею мощность P не менее  Вт. Определите наименьшую возможную температуру этой звезды. Приведите ответ в градусах Кельвина.


Приложение 2


Праздник в начальной школе, посвящённый Международному Дню авиации и космонавтики

Заранее готовятся:

  1. Небольшое выступление о Дне Авиации и Космонавтики.

  2. Разметка в спортзале или во дворе школы.

  3. Линейка, секундомер, флажки.

  4. Призы (например, конфеты « космической» тематики) и грамоты.

  5. Каждый участник Шоу дома или на уроке технологии изготавливает самолётик из листа формата А4 (ножницами и клеем пользоваться нельзя)

Конкурсы- испытания:

  1. Самый дальний полёт.

  2. Самый длительный полёт.

  3. Самое точное приземление.

  4. Самый красивый самолётик.



Приложение 3

«ЛУННАЯ ВИКТОРИНА»

Заранее готовятся:

  1. Кроссворды.

  2. Рисунки флагов Турции или Мавритании, кислородного баллона.

  3. Приборы: барометр, компас, часы с секундной стрелкой, электрический фонарик, глобусы Луны.

  4. Зонтик, спички, бумага, карандаши.

  5. Призы победителям и утешительные.


  1. Конкурс кроссвордов

Скрылись за тучами 9 планет.

Букв, кроме «А», в поле зрения нет;

Букв, кроме «А», в телескопы не видно.

Ах, как досадно! Ох, как обидно!

Вместе с планетами в небе Луна-

Спутник Земли постоянный она.

Вспомните имя каждой планеты,

В строчки кроссворда впишите ответы!

Ответы:

1. Земля

2. Луна

3. Марс

4. Сатурн

5. Юпитер

6. Плутон

7. Венера

8. Меркурий

9. Нептун

10. Уран


  1. Конкурс «30 секунд о Луне»

Вопросы для первой команды:

  1. Расстояние от Земли до Луны (384 000 км)

  2. Продолжительность лунной ночи (2 земные недели)

  3. Причина приливов и отливов на Земле (притяжение Луны)

  4. Бывают ли «лунотрясения» (сейчас нет)

  5. Кто первый из землян вступил на поверхность Луны (американский астронавт Армстронг)

  6. Взаимное расположение Солнца, Земли и Луны при Лунном затмении (Луна между Солнцем и Землёй)

  7. Какой химический элемент переводится как «лунный» (селен)

  8. Как выглядит Луна в новолуние (не освещена)

  9. Есть ли на Луне Москва (да, море Москвы)

Вопросы для второй команды:

  1. Продолжительность лунного дня (2 земные недели)

  2. Диаметр Луны (3500 км)

  3. Отличие лунных морей от земных (нет воды)

  4. Что называют терминатором (границу освещённой и тёмной части Луны)

  5. Когда первый землянин вступил на Луну (20 июля 1969 года)

  6. Взаимное расположение Земли, Луны и Солнца при лунном затмении (Земля между Солнцем и Луной)

  7. Какой химический элемент переводится как «солнечный» (гелий)

  8. Как выглядит Луна в полнолуние (освещена полностью)

  9. Какой объект на Луне носит имя Ломоносова (кратер)


  1. Конкурс «Флаги»

1. Какая астрономическая ошибка допущена на флаге Турции (или Мавритании)?

Ответ: Луна – ближайшее к Земле небесное тело, звезда не может быть перед Луной или видна через неё

2. На флагах каких стран изображён серп Луны?

Ответы: Турция, Мавритания, Тунис, Алжир, Пакистан, Малайзия, Сингапур и другие


  1. Конкурс «Собираемся в полёт»

Какие из предложенных предметов и почему не стоит брать на Луну?

Предметы для первой команды:

  1. Зонтик (нет осадков)

  2. Барометр (нет атмосферы)

  3. Кислородный баллон.

Предметы для второй команды:

  1. Фонарик электрический

  2. Компас (нет магнитного поля)

  3. Спички (не будут гореть)


  1. Конкурс песен «Светит месяц…»

Вспомните строчки песен, в которых упоминается Луна.

Ответы: «Луна, Луна, цветы, цветы»; «Лунная радуга»; «Лунная дорожка

сверкает серебром»; «В сказке можно покататься на Луне»; «Лунные поляны» и другие


Награждение победителей

Приложение 4

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ИГРА О ВЕЛИКОМ РУССКОМ УЧЁНОМ

МИХАИЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ЛОМОНОСОВЕ


Заранее готовятся:

  1. 10 орденов «Шёлкового умника» (оклеенная фольгой большая буква «У» на ленточке).

  2. Дорожки: красная из 2 клеток, жёлтая из 3 клеток, зелёная из 4 клеток – этапов (можно использовать окрашенные обои).

  3. Домашнее задание участникам: сочинить оду (достаточно 1 – 2 четверостиший), посвящённую Ломоносову.


Вступительное слово ведущего

История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. Кстати, слово «физика» в русский язык ввёл тоже Ломоносов.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей». Пусть эти слова великого русского поэта станут эпиграфом к нашей игре, посвящённой Михаилу Васильевичу Ломоносову, чей 300-летний юбилей отмечался совсем недавно.

Предварительный этап: «Ода Ломоносову», выбор дорожек

Участникам предлагалось дома сочинить небольшую оду о М.В.Ломоносове. Тот, чья работа, по мнению жюри, будет признана лучшей, имеет право первым выбрать дорожку. Напомню, что на красной дорожке ошибаться нельзя, на жёлтой ошибиться можно только один раз, на зелёной – два. Вопрос, на который не смог ответить игрок, достаётся зрителям. За каждый верный ответ болельщик получает орден «Шёлкового умника».


Первый этап: «Детство».

  • Вопрос для игрока на зелёной дорожке: Когда и где родился М.В.Ломоносов?

Ответ: 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины против города Холмогоры в Архангельской губернии.

*Интересный факт из жизни учёного: Однажды, встретившись с М.В.Ломоносовым, один из сановников язвитильно спросил:

- Скажите, любезнейший, благодаря чему вы стали вхожи в царский дворец? У вас, вероятно, были знатные предки?

- Для меня предки необязательны, ваше сиятельство, - ответил Ломоносов. – Я сам знатный предок.

  • Вопрос для игрока на жёлтой дорожке: А что вам известно о родителях М.В.Ломоносова?

Ответ: Отец Василий Дорофеевич – крестьянин-помор, мать Елена Ивановна Сивкова умерла через 8 – 9 лет после рождения сына.

  • Вопрос для игрока на красной дорожке: Какие производства вызвали интерес у маленького Михаила?

Ответ: Строительство военных и торговых кораблей на верфях Северной Двины, получение соли на солеварнях Белого моря.


Второй этап: «Оптика».

  • Вопрос для игрока на зелёной дорожке: Какому веществу, изобретённому людьми, Ломоносов посвятил стихотворное письмо, что призывал «чтить выше минералов»?

Ответ: Адресованное покровителю просвещения Шувалову послание называлось «Письмо о пользе стекла». Он писал: «Пою перед тобой в восторге похвалу не камням дорогим, ни злату, но стеклу…» *Интересный факт из жизни учёного: Кстати, в этом письме упоминаются различные оптические приборы: очки, телескоп, микроскоп, которые усовершенствовал Ломоносов.

  • Вопрос для игрока на жёлтой дорожке: М.В.Ломоносов и сам изобрёл много приборов. Правда, названия у них были тогда другими. А как сейчас называют придуманный им «горизонтоскоп»? Для чего его используют?

Ответ: Современное названия этого прибора перископ. Он служит для наблюдения из укрытий, танков, подводных лодок.

  • Вопрос для игрока на красной дорожке: Какие ещё приборы придумал М.В.Ломоносов? Назовите не менее двух.

Ответ: М.В.Ломоносов изобрёл бинокль ночного видения, фотометр для сравнения яркости звёзд, прибор для получения любого цвета путём сложения трёх основных, а также морской хронограф, секстант, солнечную печь и другие.

Третий этап: «Выдержки из трудов».

  • Вопрос для игрока на зелёной дорожке: Ломоносов писал математику Эйлеру: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что – либо прибавится к чему – либо, то столько же отнимется от чего – то другого». Как сейчас называется этот закон?

Ответ: Закон сохранения (энергии, заряда, импульса, массы и т.д.)

  • Вопрос для игрока на жёлтой дорожке: «Тела, обладающие большей степенью теплоты, чем наше тело, мы обычно называем горячими, а меньшей – холодными», - писал М.В.Ломоносов. А в чём, по рассуждениям учёного «природа теплоты и стужи»?

Ответ: «Частицы горячих тел вращаются быстрее, чем частицы нашего тела, а частицы холодных – медленнее».

  • Вопрос для игрока на красной дорожке: «Земля притягивает тела одной и той же тяжести с одной и той же силой, если они находятся на одном и том же расстоянии от центра Земли», - высказал гипотезу М.В. Ломоносов. А где и почему сила тяжести больше: на экваторе или земных полюсах?

Ответ: Сила тяжести больше на полюсах, т.к. Земля сплющена из – за осевого вращения.

  • Запасной вопрос для игрока на зелёной дорожке: Назовите великого русского поэта, посвятившего М.В.Ломоносову эти строки:

…Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

…Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Ответ: Николай Александрович Некрасов, отрывок из стихотворения «Школьник».


Награждение победителя


Заключительное слово ведущего

Хочу закончить нашу игру словами Александра Сергеевича Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».






Приложение 5

КРОССВОРД «ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ»


1




К








2

О






3

С










4М









5




О




6


Н









7

А






8







В





9



Т






10

И









11


К





12



А





По горизонтали:

1.Учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель, основоположник современной космонавтики(1857-1935)

2.Учёный, конструктор ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики (1907-1966)

3.Проверка правильности технических решений при проектировании самолётов

4.Искусственный спутник, созданный для предсказания погоды на Земле

5.Первый космический корабль, поднявший человека на околоземную орбиту (12 апреля 1961 года)

6.Механик-самоучка, один из пионеров российской и мировой космонавтики (1897-1941)

7.Один из конструкторов первых советских ракет, организатор Группы изучения реактивного движения (1887-1933)

8. Первая в мире женщина-космонавт, наша соотечественница (род. 1937)

9.Космический аппарат, вращающийся вокруг Земли; впервые запущен в СССР 4 октября 1957 года

10. Известный русский революционер-народоволец, один из пионеров ракетной техники (1853-1881)

11. Летательный аппарат, совершающий реактивное движение

12. Первый космонавт планеты, лётчик-испытатель (1934-1968)

ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ «ИСТОРИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ»


1Ц

И

О

Л

К

О

В

С

К

И

Й


2К

О

Р

О

Л

Ё

В

3И

С

П

Ы

Т

А

Н

И

Е



4М

Е

Т

Е

О

Р




5В

О

С

Т

О

К



6К

О

Н

Д

Р

А

Т

Ю

К



7Ц

А

Н

Д

Е

Р


8Т

Е

Р

Е

Ш

К

О

В

А




9С

П

У

Т

Н

И

К



10К

И

Б

А

Л

Ь

Ч

И

Ч


11Р

А

К

Е

Т

А


12Г

А

Г

А

Р

И

Н




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!