обогащать речь, развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательная:
стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;
воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе;
воспитывать интерес к античной культуре, мифологии, любовь к прекрасному.
Тип урока: урок-беседа с элементами анализа.
Методы: словесный, практический, работа с книгой, беседа, эвристический, исследовательский, метод «Синквейн», «Аквариум».
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Слайды, видео.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть.
III. Изучение новой темы.
Откуда ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Н. Заболоцкий.
Побуждение.
Просмотр фильма «Миф о прекрасном цветке» (создание эмоционального настроя)
Прием «Аквариум».
Вопросы участникам:
- Какие цветы вы можете назвать?
- Какие из названных цветов вы любите больше всего?
- В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?
- А можете ли вы назвать какие-то приметы, связанные с этим цветком?
- А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?
Вопросы классу:
- Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения, источником для создания которых послужили цветы?
- Как вы думаете, почему цветы вдохновляли людей искусства на создание своих творений?
- Откуда появились названия цветов?
- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.
Цветок, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.
- Что же это за цветок? Вспомните просмотренный фильм в начале урока. Определите тему нашего урока.
Реализация.
Ассоциативная карта «Нарцисс».
Просмотр презентации «Мифы Древней Греции. Миф о Нарциссе».
Вопрос классу
- Что нового вы узнали о цветке Нарцисс из просмотренной презентации?
Чтение мифа с остановками. Ведение «Дневника двойной записи».
- Именно в Древней Греции появилась легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс (чтение мифа по частям)
Дневник двойной записи.
№ | Фраза важная для понимания | Почему данная фраза важна? |
1 – предсказание оракула | Молвил правдивый Пророк: «Коль сам он себя не увидит» | |
2 – любовь нимфы Эхо | … лишь звук живым у нее сохранился. | |
3- наказание Нарцисса | Жажду хотел утолить, но жажда возникла другая | |
4- прозрение Нарцисса | Он – это я! Понимаю. Меня обмануло обличье! Страстью горю я к себе… | |
5- гибель Нарцисса | Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками. | |
Обсуждение мифа.
Вопросы классу
- Давайте обсудим, о чем миф, какова главная идея, которая в нем заложена?
- Кто и как наказал Нарцисса?
- Как вы считаете, Афродита справедливо наказала Нарцисса?
- А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том, что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина?
(В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная, а пренебрежение любовью всегда будет наказано).
- Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок?
(Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии.Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегает чувствами других, закончит свою жизнь трагически).
- О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?
- Есть ли фразеологизмы или устойчивые сочетания, связанные с этим мифом? Что они обозначают? Давайте проверим по фразеологическому словарю. (Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости).
В священном сумраке, в сиянии Дианы,
Вы, музы, любите сплетаться в хоровод
Или торжественный в Олимп свершая ход,
С бессмертными вкушать напиток Гебы рьяный.
К.Д. Батюшков
3. Пересказ статьи «Аполлон и музы».
Перечислите ещё раз всех муз и те виды искусства, науки, которым они покровительствуют. (// Муза: 1) в греческой мифологии одна из девяти богинь, покровительниц наук, искусств. 2)перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. Словарь С.И. Ожегова)
4. Анализ стихотворений 19 – 20 веков
В чём видит особенность своей музы (поэзии) Е.А. Баратынский?
Какую музу называл А.А. Фет «богиней гордой»? Какую музу он предпочёл сам?
С кем сравнивается поэт в стихотворении А.С.Пушкина «Муза»? Кто над кем властвует – муза над поэтом или поэт над ней? Что необходимо поэту для творчества?
Сравните отношение к музе к Ф.Пушкина и Ф.Фета.
Почему в стихотворении М.А.Кузмина муха ждет Орфея?
Какой внешний облик музы нарисовала С.Я. Надсону мечта? Что или кого вам напоминает такой портрет? (в хрестоматии)
О какой славе мечтал Д.С. Мережковский?
IV. Закрепление темы.
Рефлексия.
Метод «Идеал» (для учащихся высокого уровня)
Н – наказанный за гордость
А – Аполлона достойный (по красоте)
Р – румяный
Ц – царственно красивый
И – изумительный по красоте
С – стройный
С–самовлюблённый
Метод «Синквейн» на тему «Нарцисс» (для учащихся продвинутого и среднего уровней)
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.
С.Красиков.
V. Задание на дом.
С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по - своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно, - красота цветов. И у каждого народа с давних времён существуют разные мифы, предания, легенды о цветах, о происхождениях их окраски и названий.
В качестве домашнего задания, пользуясь дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовьте легенды о цветах, сопровождая свои рассказы демонстрацией фотографий цветов
Выучить наизусть 1 стихотворение.