СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миф о Нарциссе и Аполлоне. А.С.Пушкин. «Муза»; А.А.Фет. «Музе»; М.А.Кузмин. «Муза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.

Обучающая:

  • познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах;
  • знакомство с мифом о Нарциссе;
  • знакомство с содержанием мифов, посвящённых богу Аполлону и музам, а также со стихами поэтов 19 – 20 веков, использовавших мифологемы;
  • закрепить полученные ранее сведения о мифических героях, существах, событиях;
  • формировать навыки художественного рассказывания;
  • дать знания о музах, дать понятие о композиции произведения как средстве выделения наиболее важного в произведении;
  • формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Развивающая:

  • развивать самостоятельность мышления;
  • развивать эстетические чувства учащихся, помочь им понять, в чем заключается волшебная сила искусства;
  • обогащать речь, развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная:

  • стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе;
  • воспитывать интерес к античной культуре, мифологии, любовь к прекрасному.

Просмотр содержимого документа
«Миф о Нарциссе и Аполлоне. А.С.Пушкин. «Муза»; А.А.Фет. «Музе»; М.А.Кузмин. «Муза».»

Дата: _________________

Класс: ______________________


Урок № 6


Тема урока: Миф  о Нарциссе и Аполлоне. А.С.Пушкин. «Муза»; А.А.Фет. «Музе»; М.А.Кузмин. «Муза».


Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.

Обучающая:

  • познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах;

  • знакомство с мифом о Нарциссе;

  • знакомство с содержанием мифов, посвящённых богу Аполлону и музам, а также со стихами поэтов 19 – 20 веков, использовавших мифологемы;

  • закрепить полученные ранее сведения о мифических героях, существах, событиях;

  • формировать навыки художественного рассказывания;

  • дать знания о музах, дать понятие о композиции произведения как средстве выделения наиболее важного в произведении;

  • формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Развивающая:

  • развивать самостоятельность мышления;

  • развивать эстетические чувства учащихся, помочь им понять, в чем заключается волшебная сила искусства;

  • обогащать речь, развивать логическое мышление учащихся.

    Воспитательная:

    • стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;

    • воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе;

    • воспитывать интерес к античной культуре, мифологии, любовь к прекрасному.


    Тип урока: урок-беседа с элементами анализа.

    Методы: словесный, практический, работа с книгой, беседа, эвристический, исследовательский, метод «Синквейн», «Аквариум».

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

    • Слайды, видео.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    Чтение наизусть.

    III. Изучение новой темы.


    Откуда ты приходишь, красота?

    И для чего её обожествляют люди?

    Сосуд она, в котором пустота,

    Или огонь, сияющий в сосуде?

    Н. Заболоцкий.





    1. Побуждение.

      1. Просмотр фильма «Миф о прекрасном цветке» (создание эмоционального настроя)

      2. Прием «Аквариум».

    Вопросы участникам:

    - Какие цветы вы можете назвать?

    - Какие из названных цветов вы любите больше всего?

    - В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?

    - А можете ли вы назвать какие-то приметы, связанные с этим цветком?

    - А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?

    Вопросы классу:

    - Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения, источником для создания которых послужили цветы?

    - Как вы думаете, почему цветы вдохновляли людей искусства на создание своих творений?

    - Откуда появились названия цветов?

    - Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.


    Цветы, как люди, на добро щедры,
    И, щедро нежность людям отдавая,
    Они цветут, сердца отогревая,
    Как маленькие теплые костры.


    Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.

    Цветок, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.

    - Что же это за цветок? Вспомните просмотренный фильм в начале урока. Определите тему нашего урока.

    1. Реализация.

    1. Ассоциативная карта «Нарцисс».

    2. Просмотр презентации «Мифы Древней Греции. Миф о Нарциссе».

    Вопрос классу

    - Что нового вы узнали о цветке Нарцисс из просмотренной презентации?

    1. Чтение мифа с остановками. Ведение «Дневника двойной записи».

    - Именно в Древней Греции появилась легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс (чтение мифа по частям)

    Дневник двойной записи.

    Фраза важная для понимания

    Почему данная фраза важна?

    1 – предсказание оракула

    Молвил правдивый Пророк: «Коль сам он себя не увидит»


    2 – любовь нимфы Эхо

    … лишь звук живым у нее сохранился.


    3- наказание Нарцисса

    Жажду хотел утолить, но жажда возникла другая


    4- прозрение Нарцисса

    Он – это я! Понимаю. Меня обмануло обличье! Страстью горю я к себе…


    5- гибель Нарцисса

    Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.


    1. Обсуждение мифа.

    Вопросы классу

    - Давайте обсудим, о чем миф, какова главная идея, которая в нем заложена?

    - Кто и как наказал Нарцисса?

    - Как вы считаете, Афродита справедливо наказала Нарцисса?

    - А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том, что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина?

    (В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная, а пренебрежение любовью всегда будет наказано).

    - Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок?

    (Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии.Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегает чувствами других, закончит свою жизнь трагически).

    - О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?

    - Есть ли фразеологизмы или устойчивые сочетания, связанные с этим мифом? Что они обозначают? Давайте проверим по фразеологическому словарю. (Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости).

    В священном сумраке, в сиянии Дианы,

    Вы, музы, любите сплетаться в хоровод

    Или торжественный в Олимп свершая ход,

    С бессмертными вкушать напиток Гебы рьяный.

    К.Д. Батюшков


    3. Пересказ статьи «Аполлон и музы».

    Перечислите ещё раз всех муз и те виды искусства, науки, которым они покровительствуют. (// Муза: 1) в греческой мифологии одна из девяти богинь, покровительниц наук, искусств. 2)перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. Словарь С.И. Ожегова)

    4. Анализ стихотворений 19 – 20 веков

    В чём видит особенность своей музы (поэзии) Е.А. Баратынский?

    Какую музу называл А.А. Фет «богиней гордой»? Какую музу он предпочёл сам?

    С кем сравнивается поэт в стихотворении А.С.Пушкина «Муза»? Кто над кем властвует – муза над поэтом или поэт над ней? Что необходимо поэту для творчества?

    Сравните отношение к музе к Ф.Пушкина и Ф.Фета.

    Почему в стихотворении М.А.Кузмина муха ждет Орфея?

    Какой внешний облик музы нарисовала С.Я. Надсону мечта? Что или кого вам напоминает такой портрет? (в хрестоматии)

    О какой славе мечтал Д.С. Мережковский?


    IV. Закрепление темы.

    1. Рефлексия.

    1. Метод «Идеал» (для учащихся высокого уровня)

    Н – наказанный за гордость

    А – Аполлона достойный (по красоте)

    Р – румяный

    Ц – царственно красивый

    И – изумительный по красоте

    С – стройный

    С–самовлюблённый


    1. Метод «Синквейн» на тему «Нарцисс» (для учащихся продвинутого и среднего уровней)

    Правила написания синквейна:

    • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

    • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

    • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

    • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


    «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.


    Всю жизнь цветы не оставляют нас.
    Прелестные наследники природы –
    Они заходят к нам в рассветный час,
    В закатный час заботливо заходят.
    Они нам продлевают время встреч,
    Откладывают время расставанья.

    Мы души и сердца должны беречь
    От хищных рук, от зла и прозябанья.
    Любая мысль возвышенной мечты
    Тогда лишь перельётся в ликованье,
    Когда пред нею склонятся цветы
    Посредники живого пониманья.

    С.Красиков.


    V. Задание на дом.



    С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по - своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно, - красота цветов. И у каждого народа с давних времён существуют разные мифы, предания, легенды о цветах, о происхождениях их окраски и названий.

    1. В качестве домашнего задания, пользуясь дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовьте легенды о цветах, сопровождая свои рассказы демонстрацией фотографий цветов


    1. Выучить наизусть 1 стихотворение.


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!