Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 39
Тема урока: Мифы и легенды «Ветхого завета». «Сотворение мира». « Адам и Ева». «Каин и Авель». «Содом и Гоморра».
Цель:
Обучающая:
познакомить учащихся с Библией и библейской мифологией;
показать значение Библии для человечества и мировой культуры;
расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
объяснить, почему для православного христианина Библия – Священная книга (т.е. самая дорогая разуму и сердцу);
добиться понимания учащихся основ библейской мифологии, научить различать Ветхий и Новый заветы;
помочь в осознании ими различий между библейской и греческой мифологий;
знакомство с мифами и легендами о сотворении мира;
чтение и анализ библейских мифов;
знать основные библейские заповеди и вечные темы, мотивы, образы.
Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, речь, память.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы: беседа по вопросам, аналитическое чтение, частично – поисковый.
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Наглядный материал: «Детская библия», «Новый завет».
Опорные понятия урока: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Бог.
Словарная работа: Евангелие – благая весть. Миссия – спаситель мира. Паломники – странствующие богомольцы. Матфей, Марк, Лука, Иоанн – ученики Христа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Написать сочинение на свободную тему по пьесе.
III. Актуализация.
Беседа.
Какие религии вы знаете?
Какие священные книги разных религий вам знакомы?
О чем написано в этих книгах?
Почему люди так бережно относятся к ним?
Почему эти книги остаются такими нужными людям на протяжении тысячелетий?
IV. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- Ребята, многие из вас уже имеют представление о Библии. А что означает это слово?
Библия – значит «книга». Библия – великая книга, «книга книг», она занимает исключительное место в истории человечества. В ней изложены основы христианской религии, которая является духовной основой жизни для многих людей на земле. Библия – это и литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. На библейские сюжеты созданы знаменитые произведения живописи, скульптуры, литературы; многие храмы - шедевры архитектуры.
В разговорной речи мы часто не замечаем, что пользуемся библейскими выражениями: вавилонское столпотворение, всемирный потоп, козел отпущения, блудный сын.
Библия создавалась на протяжении тысячелетий. Некоторые ее части написаны более 3 тысяч лет назад. Сначала это были устные предания, потом записи на свитках папируса или пергаменте, которые хранились в храмах, монастырях и школах. Они относятся к первой части Библии – Ветхому завету. Слово «завет» означает «договор, союз». Ветхий завет рассказывает о сотворении мира, о первых людях – Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о том, как жили люди после этого.
Вторая часть Библии называется Новый завет. Он состоит из 27 книг, которые можно разделить на 4 группы. 1 группа – законоположительная, в ней 4 Евангелия (Евангелие переводится с греческого как «благая весть»), они повествуют о жизни Христа. 2 группа - историческая (рассказы о деяниях апостолов). 3 группа – учительная (послания апостолов христианским общинам с целью разъяснения положений новой религии). 4 группа – пророческая, содержит Апокалипсис (с греч. «откровение»). Эта часть посвящена описанию конца мира и человечества.
2. Работа с учебником.
Прочитайте материал учебника на страницах 192 – 194 . Найдите верные утверждения. Неверные утверждения исправьте.
Слово «Библия» в переводе означает «книги».
Библия – это собрание древнегреческих текстов.
В качестве священной книги Библия воспринимается представителями двух религий – иудаизма и христианства.
Ислам не признает святость Библии.
Большая часть написана после христианства.
Часть Библии, написанная до христианства, называется Ветхим заветом. Другая часть написана во времена христианства и называется Новым заветом.
Ветхий завет написан на древнерусском языке.
О сотворении мира и человека, об изгнании из рая, о жизни первых людей повествуется в Ветхом завете.
О всемирном потопе, о вавилонском столпотворении, о Моисее, Давиде, Соломоне, Самсоне повествуется в Новом завете.
Новый завет написан в основном на греческом языке.
Новый завет – рассказ о жизни и учении Иисуса Христа.
В библейской мифологии в качестве творца выступает много богов.
Мир был сотворен Богом за 7 дней.
Все отношения в библейской мифологии – это отношения Бога и человека.
В Библии Бог является человеку в разных обличиях.
Библейский Бог всегда рядом.
3. Работа в тетрадях.
Прочитайте в учебнике легенды из Ветхого завета и ответьте на вопросы викторины.
Сколько дней понадобилось Богу для сотворения мира? ________________
Из чего была сотворена женщина? __________________________________
Где поселил Бог Адама и Еву? ______________________________________
Какой запрет Господа нарушили Адам и Ева? _________________________
Что означают имена Адам и Ева? ___________________________________
Как наказал Господь Адама и Еву? __________________________________
Как звали первых, старших сыновей Адама и Евы? ____________________
Какие жертвы принесли они Богу? __________________________________
Из-за чего Каин убил Авеля? _______________________________________
Как Бог наказал Каина? ____________________________________________
При каком условии Господь не стал бы истреблять жителей Содома? ______
4. Чтение библейского мифа об Адаме и Еве.
Прочитайте историю об Адаме и Еве, ответьте на вопросы.
Что такое рай? Найдите в тексте описание рая. Как вы думаете, почему в сознании древних людей появилась мечта о рае?
Как была создана женщина?
Кто толкнул женщину на то, чтобы сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла?
Как поступил Бог, узнав, что Адам и Ева ослушались его?
5. Чтение библейского мифа о Содоме и Гоморре.
Прочитайте о Содоме и Гоморре, ответьте на вопросы.
Кому Бог сообщил о своем намерении наказать Содом?
Кто были три мужа, тайно пришедшие на землю, чтобы наказать Содом и Гоморру?
За что Бог решил наказать Содом и Гоморру?
Как пытался уговорить Бога Авраам?
Что произошло в Содоме?
6. Самостоятельная работа.
Прочитать миф о потопе, историю Авеля и Каина.
V. Применение. Формирование умений и навыков.
Работа с таблицей.
Прочитайте в Ветхом завете легенду о Сотворении мира. Распределите события по дням творения, заполнив таблицу.
Бог создал небо и землю.
Бог сотворил небесный свод.
Бог отдыхал и сделал этот день праздником на вечные времена.
Бог создал свет.
Бог создал сушу, назвал сушу землей, воду – морем.
Бог создал животных, обитающих в воде, и птиц.
Бог отделил свет от тьмы, свет назвал днем, тьму – ночью.
Бог создал растения.
Бог создал животных, передвигающихся по земле.
Бог создал человека по образу и подобию своему.
Бог разделил воды на две части: воды на земле под небом, воды в небе.
Бог создал Солнце и Луну, чтобы отличать день от ночи, обозначать времена года, дни и месяцы.
Бог поместил на небесном своде множество звезд.
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
| | | | | | |
VI. Домашнее задание.
1. Прочитать стихотворения А.С. Пушкина «Ангел», М.Ю. Лермонтова «Демон», А. Ахматовой «Лотова жена».
2. Нарисовать иллюстрации к мифу о сотворении мира.
VII. Итог урока.