СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Нестеров. 155 лет со дня рождения русского художника, иконописца в г. Уфе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

31 мая родился выдающийся русский живописец, мастер портрета и иконописец  Михаил Васильевич Нестеров...

Просмотр содержимого документа
«Михаил Нестеров. 155 лет со дня рождения русского художника, иконописца в г. Уфе»






Михаил Нестеров.

155 лет со дня рождения

русского художника в г. Уфе


2017




Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далёкой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.

Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его папа полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым - "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею".

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х-1880-х годов. Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители учёной и художественной элиты, высшая знать и члены Царской семьи. Экспонировать свои работы на "передвижной" было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?

 
Но незадолго до открытия Выставки над "Варфоломеем" сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления - "таран русской критики" В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: "Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали её вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те "рационалистические" устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно". Дело кажется таким серьёзным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей Галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: "Картина эта попала на выставку по недоразумению... ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика..." Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодёжь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.

Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека - мира видений, грёз, фантазий.

Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной Иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный Святой, "лучший человек древних лет Руси".

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, М.В.Нестеров вошёл в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.

Напитавшись "русским духом", Михаил Васидьевич начинает искать в жизни "подлинники" своих грёз. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создаёт ирреальные образы. С крыльца Абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, "такая русская, русская осенняя красота". Он проникается каким-то особым чувством "подлинности" и "историчности" этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины. Не сразу Нестерову удаётся найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из лёгких. По преданию, неизвестный Святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нём "сосуд избранный".
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивлёнными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за "Видением отроку Варфоломею" он работает над большой картиной "Юность преподобного Сергия". Художник творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворённые, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Михаил Васильевич создаёт свой тип пейзажа, получивший название "нестеровского". Такого ещё не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишённой изобилия и бравурности южной, он отбирает определённые её приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа - юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные берёзки, пушистые сосёнки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми серёжками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой...



ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: 1314-1392 монах, Святой, основал Троицкий монастырь

Основный направления деятельности:

1)Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви. В крещении был назван Варфоломеем, родился в богатой знатной семье ростовских бояр Кирилла и Марии. С отрочества желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих  поведёт за собой для понимания заповедей Божьих

2)вместе с братом, в 20 лет на холме Маковец, основал скит и построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы (ок.1340 г.), подавал всем пример своим смирением, честностью, подвижничеством и трудолюбием, сам строил кельи, рубил дрова, шил одежду

3)основал Троице-Сергиевский общежитийский монастырь (1345), запретил принимать подаяния, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных даяний, по совету Вселенского Патриарха Филофея из Царьграда и с благословения митрополита Алексия ввёл в монастыре Общежитейский устав

4)мирил князей Великого Новгорода, Ростова, Рязани; поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость, становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей

5)Преподобный Сергей Радонежский благословил Дмитрия Донского на святую Куликовскую битву, предрёк ему победу и спасение от смерти, отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Русь до Сергия и после – две разные страны: если раньше русский человек трепетал от слова "татарин", то теперь он взял ружьё и дал отпор ненавистному врагу

6)Дмитрий Донской пригласил игумена в 1389г. скрепить Духовное завещание, узаконивающее новый порядок Престолонаследия от отца к старшему сыну

Основные итоги деятельности:

1)русский Святой; молитвенник, заступник, покровитель Земли русской; ещё при жизни Преподобного ученики его были поставлены им игуменами в основанных им 40 монастырях: вокруг монастырей строились города, возрождалась духовная жизнь. Старался расширить на Руси почитание Троицы (как символа единства Русской земли)

2)основатель национальной русской православной веры; истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. Основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас Свято-Троице-Сергиева лавра).

3)по воле Митрополита Алексия ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями; тихими кроткими словами действо­вал на самые загрубелые и ожесточённые сердца, уговаривал признать всеми русскими князьями к 1380г. главенство Дмитрия Донского. Московский князь стал признанным лидером Руси, объединившим вокруг себя все земли русские

4)канонизирован в 1452 г., почитался как небесный покровитель московских государей, а затем и всей земли русской

5)с Сергием связывают нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в  формировании личности. Сергий Радонежский помог народу понять, как народ  силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он  сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист. По­следними словами старца были: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

6)Сергий Радонежский стал подлинным "светильником" для современников и потомков — человеком, сумевшем подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия

В.О. Ключевский, историк: «Имя преподобного Сергия Радонежского это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания»

Б.К. Зайцев, писатель: «Что за черты, делающие Сергия Радонежского глубоко русским Святым? Это кротость, смирение, скромность и трудолюбие, умение незаметно и тихо, но неуклонно и твёрдо совершать свой подвиг»

Г.П. Федотов, философ: «Вмешательство Преподобного в судьбу молодого государства Московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном своего небесного покровителя»


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!