Актуализация знаний | Повторить ранее изученный материал | Словесный,наглядный: карточки Наглядный: таблица Наглядныный: слайд | Прежде, чем мы начнём знакомиться с новой темой, выполним индивидуальное задание по карточкам. 1карточка: Знаменитый человек, при котором Россия была провозглашена империей? (Петр1) 2карточка: Что такое империя? ( империя - большое, сильное государство). 3карточка: Что можете рассказать о детстве Петра? 4карточка: Какие главные перемены произошли при Петре 1? Игра «Найди пару» - обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика. Город на Неве | Александро – Невская лавра. | Главная улица Санкт-Петербурга | «Ведомости». | Построена в честь Александра Невского | Петропавловская крепость. | Первая русская газета | Санкт - Петербург | Самое высокое здание в России в XVII веке | Кунсткамера | С нее началось строительство Петербурга | ботик | Первый музей | Невский проспект | Россия стала империей | Петропавловский собор. | Дедушка русского флота | 1721год | Давайте проверим вашу работу в паре. | Формулируют ответы на вопросы Планируют действия в соответствии с поставленной задачей | Индивидуальная Парная | Карточки Слайд | Контроль учителя(наблюдение) Контроль учителя(наблюдение) | | различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; | К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: Принимать и сохранять учебную задачу; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р:сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока) |
Целеполагание | Строить рассуждения в соответствии с возрастными нормами; планировать свои действия | Словесный: беседа | Прочитайте пословицу: Ученье-свет, а не ученье - тьма. Как понимаете смысл пословицы? Какие ещё пословицы об учении вы знаете? А нужно ли вам учиться? На доске зашифрованы слова: Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв. Отгадайте их. Какое слово лишнее? Почему? Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, потому что познакомимся на уроке с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России. Как вы думаете, о ком пойдет речь? Об Ломоносове Какая тема нашего урока? Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Какова цель нашего урока? Цель: формирование представлений о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России. Давайте составим план нашего урока: 1.Узнать о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове 2.Ответить на вопросы по прочитанному 3.Узнать памятные даты 4.Закрепить полученные знания | Формулируют ответы на вопросы Формулируют тему, цель урока | Фронтальная Фронтальная | Слайд | Контроль учителя(наблюдение) Контроль учителя(наблюдение) | проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке | | Коммуникативные: формировать собственное мнение и позиции; адекватно использовать речевые средства; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Открытие новых знаний | Усвоить новый материал | Словесный: беседа Словесный Словесный Наглядный:иллюстрация Словесный: беседа Наглядный Наглядный: тетрадь | - Что вы знаете о Ломоносове? - Что бы вы хотели узнать о нём? Посмотрите на лесенку. На какую ступеньку вы бы поместили свои знания о Михаиле Васильевиче Ломоносове? Давайте прочтем стр.101 для того, чтобы ответить на вопросы. -В каком году и где родился М.В.Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры) 1.Кем был отец Ломоносова? ( Рыбаком) 2.Как прозвали односельчане судно Ломоносова?( Чайка) 3.Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Михаила Васильевича Ломоносова?( Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?) -Давайте прочтем страницу 102 и затем ответим на вопросы: 4.Во сколько Михаил начал постигать грамоту? (в 11-12 лет) 5. Назовите первые учебные книги Ломоносова. 6.Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы?( Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег) 7. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (" Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого) 8. Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? (Он решил отправиться в Москву) 9.Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву?( В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву) 10. Сколько лет ему тогда было?(19) Посмотрите на иллюстрацию на стр104. -Что демонстрирует картинка?(кабинет учёного) -Какие предметы находятся в кабинете Ломоносова? -Что они могут рассказать о его хозяине? -А теперь прочтем текс под картинкой, для того чтобы ответить на вопросы. 11. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?( Золотая медаль М.В.Ломоносова) 12.Что организовал ученый при Академии? (Первую в России химическую лабораторию) Какие пункты плана мы выполнили? -Ребята, а кто-нибудь знает памятные даты о Ломоносове? 21 мая - День города Ломоносова (основан в 1711 году) 22 января(8 февраля) 1724 г. - основание Санкт-Петербургского университета. -Какой пункт плана мы выполнили? Закрепление знаний и способов действий Один мальчик составил план рассказа биографии Ломоносова, но ветер перемешал пункты плана в его тетрадки. Помоги мальчику восстановить план и проверь себя. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове. Возвращение в Россию. Учеба за границей. Детские и юношеские годы. Учеба в Славяно – греко – латинской академии. Работа в Петербургской академии наук. Учеба в Петербургской академии. А теперь, давайте закрепим полученные знания .Предлагаю выполнить задание в тетради: -Какой пункт плана мы выполнили? | формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Составляют план Выполняют задание в тетради | Фронтальная Фронтальная парная Индивидуальная | Контроль учителя(наблюдение) Контроль учителя(наблюдение) Контроль учителя(наблюдение) Контроль учителя(наблюдение) Взаимоконтроль | Слайд Фронтальный опрос Иллюстрация Слайд Слайд | - проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; приобретение новых знаний, умений - проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; приобретение новых знаний, умений - проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость; -адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении | Различать прошлое, настоящее, будущее; Различать прошлое, настоящее, будущее; Различать прошлое, настоящее, будущее; | Коммуникативные: формировать собственное мнение и позиции; адекватно использовать речевые средства; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала. |
Итог | | | -С творчеством какого писателя познакомились? -Что нового и интересного вы узнали о жизни Ломоносова? -Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? (Да) | Формулируют ответы на вопрос | Фронтальная | Контроль учителя(наблюдение) | | - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | Различать прошлое, настоящее, будущее; | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать качество и уровень усвоения материала |