СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михеев О.Н. ИЗУЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья издана в 2012 г. Сборник статей и докладов III международной конференции «Права детей – детям!» /под ред. М.А. Батановой.- Ульяновск, 2012

Просмотр содержимого документа
«Михеев О.Н. ИЗУЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.


Михеев О.Н.


МКОУ Базарносызганская средняя общеобразовательная школа № 1,

р.п. Базарный Сызган, Россия.


Становление гражданского общества невозможно представить без правового образования. Во многом задача правового образования и просвещения общества решается через систему школьного образования. Эта задача возлагается на цикл гуманитарных предметов, ведущим из которых является курс обществознания в средней и старшей школе. Помимо обществознания на базовом и профильном уровнях обучения в старшей школе, на профильном уровне изучается такой курс как «Основы права», еще более существенным образом влияющий на формирование гражданского правосознания учащихся.

Современная ситуация требует от обществоведческих дисциплин не просто набора у учащихся определенного багажа знаний по окончанию школы, а соблюдения важнейшего условия успешной социализации личности – наличие умения применять эти знания в практической деятельности, компетентности в различных областях жизни общества, в частности политико-правовой. Это нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Одной из наиболее значимых задач обществоведческих дисциплин рассмотренных в ФГОС второго поколения является формирование гражданской идентичности. В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом.

Гражданская идентичность определяется Г. Тэджфелом как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства».

Формирование гражданской идентичности позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе, одним из которых является формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства.

Важным элементом в структуре формирования гражданской идентичности является изучение в курсах обществознания разделов, посвященных правам человека. В этих разделах в обязательном порядке присутствуют уроки, на которых рассматриваются права ребенка. Этот материал изучается прямо или опосредованно и в курсе основного и в курсе полного образования. Но следует отметить, что времени на изучение этих разделов отводится относительно мало, а права ребенка изучаются в контексте или же на одном уроке. Одним из выходов из этой ситуации является разработка элективных курсов и факультативов, но, к сожалению, не всегда есть возможность их внедрения. И тогда наиболее приемлемым вариантом становится обучение правам ребенка с учетом некоторых методических особенностей тематики и изменение направления самого содержания предмета в сторону главной потребности развивающейся личности школьника – к поиску ориентиров, примеров поведения, действия человека в обществе.

В методическом аспекте, особенно в средней школе, гораздо более выгодным будет являться отказ от юридического догматизма и принятие в качестве приоритета правовой практики. Ведущую роль при этом будут играть интерактивные методы обучения, то есть организация учебного процесса на основе диалога и взаимодействия. В ходе процесса школьники учатся мыслить практически, анализировать социальные ситуации с помощью информации, полученной из правового источника. Такая организация способствует умению искать и находить альтернативные методы, принимать взвешенные и продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого используются такие формы работы как индивидуальная, парная или групповая работа, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, учебные «мозговые штурмы», разнообразные творческие работы, диспуты и дебаты.

Такая организация образовательного процесса не просто вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает для каждого ученика комфортные условия обучения. Изучение прав ребенка на уроках, построенных таким образом, рассчитано на то, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще и найти вопросы, с которыми им приходиться сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.

В конечном итоге это приводит к формированию у учащихся политико-правовой культуры, чувства гражданской ответственности и активной модели социального поведения – важнейших элементов гражданской идентичности.

Таким образом, изучение прав ребенка на уроках обществознания способствует решению ключевой задачи образования в социокультурной модернизации России – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления российской государственности и консолидации общества.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!