МИЛОСЕРДИЕ
Классный час по типу телепередачи «Тема» для 7 класса
Мероприятие, которое мы вам предлагаем, направлено на то, чтобы дети 5–6 классов учились чувствовать настроение товарища, видели бы слезы или радость в его глазах, понимали бы своих одноклассников, родителей и учителей.
Цель. Формирование чуткого отношения к окружающим.
Оформление. На сцене «телевизор» со словом «Тема», под «телевизором» большими буквами написано: «Милосердие».
Музыкально-зрительный эпиграф: под музыку Баха-Гуно «Аве, Мария» идут слайды с картинами Перова «Проводы покойника», «Тройка» (подборка по усмотрению учителя).
На последнем слайде читаются слова из стихотворения М. Лермонтова «Нищий».
У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Ведущий. Добрый день, дорогие гости. Мы приветствуем вас на нашей «телепередаче» «Тема». А тема наша – Милосердие!
У нас в гостях консультанты…
Первый вопрос я адресую ученикам:
– Как вы понимаете милосердие?
Этот же вопрос я адресую нашим консультантам-гостям.
Ведущий. Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие?
Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…
Ведущий. А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…
Разыгрывается сценка «Цветы для бабушки».
Вася. А сейчас, ребята, вы увидите…
Входит Коля с букетом цветов.
Вася. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками. (Коле.) Тебе не стыдно?
Коля. Почему мне должно быть стыдно?
Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепил.
Коля. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей цветы.
Вася. Вот уж не знал, что ты так любишь цветы!
Коля. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!
Вася. А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся»! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.
Коля. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…
Вася. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!
Коля. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.
Вася. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.
Коля. А что ты маме подарил?
Вася. Маме – щенка.
Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?
Вася. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.
Ведущий. Как можно охарактеризовать этих детей?
Ответы учеников.
Консультанты. У каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к бабушке.
Ведущий. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Ведущий. Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга «Евангелие»: «… почитай отца своего и мать».
– Как хранят семейные традиции в вашей семье? (Этот вопрос задается приглашенной бабушке одного из учеников класса.)
Рассказ бабушки.
Ведущий. А как чувствуете вы, ребята, в кругу своих друзей? Всегда ли вам хорошо? Всегда ли вы дружны?
Девочки исполняют частушки.
Как слезинки, капли с крыши В ясный день закапали, Потому что Саша пишет На столе каракули. | Лай задиристый, веселый Раздается на селе: Разгильдяй идет из школы, Тащит ранец по земле. |
Юля ссорится с друзьями, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. | Ветер дует, лес качает, Начинает дождик лить. Обещалкин обещает Обещанье не забыть. |
Все на поле свеклу полют, Всем работа нравится. Только Катя на кровати До полдня валяется. | Шкаф тяжелый с книгами Три девчонки двигали. А два парня-крепыша Стул тащили не спеша. |
Мама шла из магазина, Рядом с ней шагала Зина. Не догадывалась дочь Маме груз нести помочь. | Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки – на лавочке, Парни – на диванчике. |
Пять часов сидела Лиза, Нос уткнувши в телевизор. А назавтра в дневнике Вырос лебедь на строке. | Мама глянула в дневник: – Что же ты за ученик? Хоть порадовал бы мать И принес не три, а пять. |
Дятел пестрым клювом острым Долбит звонкую сосну. Две сороки на уроке Нарушают тишину. | – Что ты, мама! Много нас, Ты подумай – целый класс. Нам отличник каждый дорог, Не хватает всем пятерок. |
Вопрос к консультантам:
– Как, по-вашему, почему грустно девочкам? Почему они обижаются на мальчиков? Да и между девочками все ли гладко?
Ведущий. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.
Я прочитаю вам сказку.
Ни в каком это ни в царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Катюшеньки, Андрюшеньки, Светочки и Сашеньки, Оксаночки и Коленьки, Наденьки и Сереженьки, Риточки и Ванечки, Женечки и Леночки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в нецарстве-государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли справиться с руками своими: махали ими направо-налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забыли чужих обид. И каждому казалось, его боль болючее. Все ходили обиженные, и каждый просил: «Не обижай меня», но никто его не слышал.
Вопросы к консультантам:
– Как вылечить этих детей?
– Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в нецарстве-государстве?
Ведущий обращается к библиотекарю:
– А как вопрос милосердия решается в литературе?
Библиотекарь. Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный вопрос: «Как жить на земле»? И помогают нам книги, о которых я вам расскажу.
Примерный список обзорной литературы.
Тема «Братья наши меньшие»:
Ю. Яковлев. «Багульник», «Стриженный черт», «Вдвоем с собакой».
Г. Снегирев. «Про пингвинов», «На большой реке».
Г. Коржиков. «Жил человек у океана», «Два коня».
Ю. Коваль. «Пес Алый».
«Поступать по правилам рыцарства»:
В. Крапивин. «Всадники со станции «Роса».
Ю. Яковлев. «Вратарь», «Автопортрет».
«Взаимоотношения взрослых и детей»:
Ю. Яковлев. «Рыцарь Вася», «Кусок хлеба».
Л. Басова «Зайка и пакетик».
Небольшая викторина
«Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинает скулить, переваливаясь туда-сюда – искал мать. Тогда хозяин сажал его к себе на колени и совал в ротик соску с молоком».
Г. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо».
«У Кольки было любимое занятие: лечить больных, раненых или обмороженных птиц».
А. Алексин. «Подумаешь, птицы».
В каком произведении мальчик был наказан за то, что он пожалел хлеба коню?
Назовите произведения, в которых говорится о дружбе, любви, чутком отношении к окружающим? (Ребята называют книги Алексина, Крапивина, Сладкова…)
Ведущий. Дефицит милосердия – это страшная болезнь. Как избежать этой болезни?
Об этом говорит Библия.
Притча о милосердном самаритянине.
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Можно также рассказать притчу о блудном сыне.
Напутствие консультантов.
Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!
Ведущий. Закончим же сегодня нашу тему песней Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» (в записи или в исполнении присутствующих в сопровождении гитары).