СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Милосердие в нашей жизни. Разработка урока в воскресной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование в детях милосердия и сострадания в нашей повседневной жизни

Просмотр содержимого документа
«Милосердие в нашей жизни. Разработка урока в воскресной школе»

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПРИ ХРАМЕ

100-летия со дня канонизации преп. СЕРАФИМА САРОВСКОГО

(ул. СОЮЗНАЯ)








«ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ»



Методическая разработка открытого урока

по учебному предмету «Христианская нравственность»

для преподавателей воскресных школ и ОПК







Разработчик: Жарикова Антонина Андреевна,

преподаватель первой квалификационной категории

.








2016 г




РАССМОТРЕНА

на заседании преподавателей

воскресной школы при храме

преп. Серафима Саровского

21.02.2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Настоятель храма

О.Владимир (Моносилов)

«____» __________ 2016_г

.

Директор школы

_____________Э..А. Кузьмич


























Пояснительная записка

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации направлен на формирование нравственного поведения и усвоение моральных норм христианина в повседневной жизни путем религиозного воспитания и обучения. Предмет «Христианская нравственность» способствует решению этой задачи - формированию нравственной личности на основе христианских ценностей через овладение навыками добродетельной жизни.

На данном уроке раскрываются значение и суть милосердия в жизни человека. « Относящийся ко всем с любовью и милосердием помилован будет на Суде Господнем. «К любящим и милостивым милостив буду, - говорит Господь, - ибо милостивые сынами Божьими нарекутся». Много заповедей Господних и отечес­ких добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие….Ими и достигнем совершенства и спасемся». Эти слова священноинока Дорофея можно считать основой христианского воспитания детей. Изучение христианской нравственности должно помочь формированию и развитию навыков до бродетельного поведения в повседневной жизни

Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями Стандарта воскресных школ, а также с учетов принципов дидактики традиционной школы и потому может быть использована не только преподавателями воскресных школ, но и преподавателями ОПК и классными руководителями общеобразовательных учреждений.









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема урока: «Христианское милосердие»


Цели урока:

деятельностная: создание условий для познавательной активности и самостоятельной деятельности на уроках;

содержательная: формирование представления о христианском милосердии и сострадании; развитие умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

методическая: использование современных педагогических технологий (технология проблемного обучения) для создания условий, позволяющих каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждающая в них познавательную активность, стремление проявлять инициативу и самостоятельность.

Задачи урока:

учебно-практические:

  • расширить представления обучающихся о христианских добродетелях

  • развивать умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях;

учебно-познавательные:

  • усвоение христианских представлений о добре и зле, об ответственности за свой моральный выбор;

  • стимулировать способности анализировать и сопоставлять собственные поступки и поступки окружающих людей с точки зрения добра и зла.

воспитательные:

  • формирование духовной и нравственной ответственности за свои поступки;

  • формирование таких добродетелей как милосердие, развитие сострадания, сопереживания;

  • ориентировать на использование положительных образцов в повседневном поведении со сверстниками и старшими по возрасту людьми.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-беседа

Образовательные технологии:

а) технологии обучения:

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

б) технологии в обучении

  • использование технических средств обучения.

Организационные формы: индивидуальная, коллективная (фронтальная).

Методы обучения:

  • словесные: беседа;

  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

  • интерактивные: интерактивный диалог;

  • методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • осмысление понятия христианского милосердия и сострадания

  • формирование у учащихся навыков и развитие способностей к практическому воплощению милосердия

  • умение применять знания в личной духовной жизни для противостояния злу в мире и в самом себе

- коммуникативные:

  • формирование речевой деятельности, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

б) личностные:

Развитие умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для противостояния злу в мире и в самом себе

Средства обучения:

  • технические:

  • Телевизор(экран), персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерные мультимедийные презентации к уроку:

  • дидактический материал:)

  • материалы из Евангелия, материалы Интернет-ресурсов

Источники информации:

Нормативный документ

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации

Образовательные ресурсы:

Основная литература

  1. Евангелие

  2. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика, Самара 1998г

Дополнительная литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Просвещение, 2009.

  2. Авва Дорофей. Душеполезные чтения. Лодья. М. 2005г

  3. Аудиокнига «Жизнь Иисуса Христа»


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Здравствуйте! Начинаем наш урок.

Мы продолжаем знакомиться с христианскими добродетелями. Назовите те добродетели, с которыми мы уже познакомились.

Предполагаемые ответы: справедливость, труд, кротость, бескорыстие, смирение, любовь.

Преподаватель. Какую же христианскую добродетель мы рассмотрим сегодня на нашем занятии? Сейчас вы послушайте отрывок из Евангелия и попытайтесь определить тему нашего занятия. (Аудиотрывок из Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые ибо помилованы будут»). О каком качестве говорит Господь?

Предполагаемые ответы: о милостивых людях

Преподаватель. А теперь попробуйте назвать тему нашего занятия Обучающиеся. Пытаются определить тему занятия, отвечая на вопросы преподавателя. Предполагаемые ответы: «милостивые люди, милующее сердце, милосердие»

Преподаватель. Корректирует ответы.

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сожалеющие о несчастных, старающиеся помочь нуждающимся.

Сегодня нам предстоит рассмотреть такое важное качество человеческой души как милостивое сердце. Итак, тема нашего урока – милосердие.

  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Попытайтесь определить цель нашего занятия.

Предполагаемые ответы: понятие милосердия.

Преподаватель. Корректирует цель.

Мы вместе выясним христианское понимание милосердия и его значение в жизни человека, вспомним примеры милосердия в нашей жизни, а также выясним связь милосердия с понятием «милостыня».

Ваша задача: в ходе совместного обсуждения и поиска ответа на обозначенные вопросы составить представление о милосердии и его роли в жизни каждого из нас

  1. Подготовка к формированию нового знания. Формулирование учебной задачи.

Вступительное слово преподавателя.

О милосердии Спаситель говорит в Нагорной проповеди, в Заповедях Блаженства. Девять этих заповедей указывают нам, каким должно быть сердце человека, чтобы по окончанию земной жизни душа смогла обрести блаженство в жизни вечной, смогла пребывать в Царствие Небесном. В этих заповедях указывается на смирение, кротость, чистоту сердца, сокрушение человека о своих грехах и другие качества, с которыми вам еще предстоит знакомиться. Пятая же заповедь Блаженства, которую мы сейчас слушали, указывает нам особо на сердце милостивое, на милосердие.

Итак, как мы понимаем милосердие?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы

Преподаватель: Давайте посмотрим это слово в словаре русского языка Ожегова:

«Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

А вот понятие этого слова в словаре В.Даля:

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.

Итак, давайте сформулируем наше понимание милосердия и запишем его в наш опорный конспект, задание 1.

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы

Милосердие- сострадание, сочувствие, готовность помочь нуждающемуся, простить обиду.

А сейчас выполним задание 2. Вам даны слова, относящиеся к милосердию и противоположные милосердию:

сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм.

Составьте кластер «Милосердие», выбрав только слова, относящиеся к милосердию.

Преподаватель: Проверим, какие слова мы выбрали, называя их по цепочке:

Обучающиеся.Называют выбранные слова по цепочке.

Преподаватель: Давайте сравним их с моим кластером( слайд. Дает оценку выбору детей:

Итак, вы верно(с ошибками) выбрали слова, относящиеся к милосердию.

А сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Пальто». Это реальная история выбора мальчика в жизненной ситуации. А потом вы выскажите свое мнение о его душевных качествах

Видеоклип «Пальто»

Преподаватель: Вопросы группе:

  • Почему мальчик отдал пальто?

  • У него было еще пальто?

  • Как мама отнеслась к его поступку? Рассердилась ли она? Бранила сына?

  • Что мы можем сказать об этой семье?

  • Что вы скажите о душевных качествах этого мальчика?

  • Что вы скажите о душевных качествах этого мальчика?

  • А если бы у него было два пальто и он отдал бы свое второе, это было бы милосердием?

  • А какие мы знаем примеры милосердия из нашей жизни?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы

Преподаватель: Посмотрите на задание №3 в вашем опорном конспекте: у вас дано понятие, нужно найти определение:

Задание 3.

Подаяние нуждающемуся – это .(ответ: милостыня)

Преподаватель: Итак , это – милостыня. А как связана милостыня с милосердием?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы:

Итак, милостыня есть проявление милосердия

Преподаватель: А в каком виде может быть милостыня?

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы.

Преподаватель: А вот как учит нас церковь.

Обучающиеся. Читают по стенду или слайду:

Дела милосердия для души:
1. Предостеречь грешника,
2. Научить непросвещенного,
3. Дать добрый совет сомневающемуся,
4. Утешить скорбящего,
5. Терпеливо переносить несправедливость,
6. Прощать от всего сердца оскорбления,
7. Молиться за живых и умерших,
Дела милосердия для тела:
1. Накормить голодного,
2. Напоить жаждущего.
3. Одеть нагого,
4. Принять странника в свой дом,
5. Посетить заключенного,
6. Похоронить умершего,
Самые трудные ТРИ
1. Воспитывать детей,
2. Досматривать родителей,
3. Отдавать долги.

Преподаватель: Итак, милостыня не есть только денежное подаяние. По вашему мнению, милостыню может оказывать только взрослый человек или вы тоже можете оказать кому-то милостыню? Приведите примеры (вспомнить видеоклип «Пальто»)

Обучающиеся. Пытаются ответить на вопрос преподавателя, преподаватель корректирует ответы.

Преподаватель. Посмотрите на экран: Мы видим здесь отца Василия (Малетича) и матушку Иоанну из Покровского храма в с. Любицкое Медвенского р-на, которые имея своих трех детей, взяли в свою семью пятерых детей-сирот и детей, чьи родители были лишены родительских прав за пьянство. О.Василий дает им христианское воспитание. Старшие уже получили образование и создали свои семьи. Младшие еще ходят в школу.

А какие акции милосердия проводятся в нашем храме? А вы участвуете в них?

Предполагаемые ответы: (Пасхальные и Рождественские поездки с концертами и подарками в Дом ветеранов и детский приют)

Преподаватель: Итак, каждый человек может в любом возрасте творить дела милосердия.

Насколько ценит Господь и насколько бесценна любая, самая малая, помощь человеку, можно понять из следующих слов Господа:

«А кто напоит хотя бы одного чашею холодной воды во имя Мое, тот не потеряет награды своей».

Вот как высоко ценит Господь заботу о каждом человеке. И это по силам каждому из нас.

Преподаватель: Как же учит Христос творить милостыню? Сейчас мы узнаем это из Евангелия. (Мф; 6, 1-4. Слайд)

«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф; 6, 1-4)

Преподаватель: А теперь ответьте на вопросы:

  • Как вы думаете, почему надо творить милостыню тайно?

  • А почему ?

  • А как мы поступаем, сделав доброе дело?

  • Может нам хочется похвастаться ? И хорошо ли это ? Почему?

Преподаватель: В заключение я познакомлю вас с высказыванием святого Дорофея о милостыне:

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.»

5.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Дети оценивают свою работу на занятии и работу своих товарищей, высказывают свое мнение об уроке,

- Я впервые узнал(узнала), что…

- Мне было интересным узнать, что…

-Меня удивило, что…

-Меня заставило задуматься, что…

- Я не совсем согласен(согласна), что…

- Об этом я еще должен(должна) поразмышлять…

Преподаватель. Надеюсь, что наш сегодняшний урок был для вас интересен и полезен, что знания о христианском милосердии, которые вы получили на самом занятии помогут вам в дальнейшей жизни, в отношениях с окружающими вас людьми, в решении духовных и жизненных задач. А главное мы должны помнить, что Господь милует милостивых. Так будем же милосердны.

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Дома заполните анкету:

Содержание вопросов

Мнение детей


1. Я понимаю милосердие как …

-Добрые дела

-Помощь людям

-Простить человека, не мстить ему

-Доброе сердце

2.Милостыня – это..

-Подаяние

-Оказание помощи

-Подать добрый совет

3.Зачем нужно быть милостивым?

-Чтобы помочь людям в беде

-Если прощу я. то простят и меня

-Чтобы люди хорошо к тебе относились

4.Кому и как я могу творить добро?

-Я могу помочь в трудный момент нужным советом

-Кошкам, собакам, кормя их

-Я могу подавать хорошие примеры своим близким

-В любой момент, всем окружающим меня, чем смогу

5.Прощать от всего сердца - это милосердие?

Да

6.Милосердие – это долг (обязанность) или потребность души?

-Это потребность души

-Это долг

7.В чем я вижу милосердие Бога к людям? К нашей стране? Ко мне, к моей семье?

-Не знаю

-Не получить двойку на контрольной

-В помощи нашей стране в трудные времена

-Помощь моей семье(мне)

8.Почему нельзя хвастаться своими добрыми делами?

-Это плохо

- Это уже не добрые дела

-Это грех

-Это неугодно Богу

9.Подам ли я милостыню на улице? Почему?

-Да

-Смотря кому. Возможно

-Только тем, кто нуждается (например, бедному, не имеющему работы)

-Да, потому что у меня добрая душа

18.Возможно ли оказывать благотворительность в бедности?

-Да

-Бедный ограничен в возможностях помогать материально, но может помочь советом или конкретным делом

-Да, сочувствием

-Поделиться тем, что имеешь.

17.Если бы я стал(а) богатым, то…

-Помогал(а) бы всем нуждающимся

-Создал(а) бы фонд помощи инвалидам, сиротам, нищим

-Помог(ла) бы сиротам

-Пожертвовал(а )бы на ремонт нашего храма

-Открыла бы лечебницу для бездомных животных

-Занялась бы благоустройством своей улицы/школы

-сначала обеспечу себя, но помогу и церкви, брошенным детям, школе


Опорный конспект по теме «Христианское милосердие»

Задание 1. Закончи определение:

«Сострадание, сочувствие, готовность помочь нуждающемуся, простить обиду – это


Задание 2.

Прочитайте слова, относящиеся к милосердию и противоположные милосердию:

сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость,

любовь,

жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение,

жалость,

эгоизм.


Составьте кластер «Милосердие», выбрав только слова, относящиеся к милосердию.


Задание 3.Закончи определение

Подаяние нуждающемуся – это

Памятка

Дела милосердия для души:
1. Предостеречь грешника,
2. Научить непросвещенного,
3. Дать добрый совет сомневающемуся,
4. Утешить скорбящего,
5. Терпеливо переносить несправедливость,
6. Прощать от всего сердца оскорбления,

7. Молиться за живых и умерших,

Дела милосердия для тела:


1. Накормить голодного,
2. Напоить жаждущего.
3. Одеть нагого,
4. Принять странника в свой дом,
5. Посетить заключенного,
6. Похоронить умершего,

.

Самые трудные ТРИ
1. Воспитывать детей,
2. Досматривать родителей,

3. Отдавать долги

Учение Христа о милостыне

«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф; 6, 1-4)


Анкета «О милосердии»

Содержание вопросов

Мнение детей


1. Я понимаю милосердие как …

-Добрые дела

-Помощь людям

-Простить человека, не мстить ему

-Доброе сердце

2.Милостыня – это..

-Подаяние

-Оказание помощи

-Подать добрый совет

3.Зачем нужно быть милостивым?

-Чтобы помочь людям в беде

-Если прощу я. то простят и меня

-Чтобы люди хорошо к тебе относились

4.Кому и как я могу творить добро?

-Я могу помочь в трудный момент нужным советом

-Кошкам, собакам, кормя их

-Я могу подавать хорошие примеры своим близким

-В любой момент, всем окружающим меня, чем смогу

5.Прощать от всего сердца - это милосердие?

Да / нет

6.Милосердие – это долг (обязанность) или потребность души?

-Это потребность души

-Это долг

7.В чем я вижу милосердие Бога к людям? К нашей стране? Ко мне, к моей семье?

-Не знаю

-Не получить двойку на контрольной

-В помощи нашей стране в трудные времена

-Помощь моей семье(мне)

8.Почему нельзя хвастаться своими добрыми делами?

-Это плохо

- Это уже не добрые дела

-Это грех

-Это неугодно Богу

9.Подам ли я милостыню на улице? Почему?

-Да/ нет

-Смотря кому. Возможно

-Только тем, кто нуждается (например, бедному, не имеющему работы)

-Да, потому что у меня добрая душа

18.Возможно ли оказывать благотворительность в бедности?

-Да

-Бедный ограничен в возможностях помогать материально, но может помочь советом или конкретным делом

-Да, сочувствием

-Поделиться тем, что имеешь.

17.Если бы я стал(а) богатым, то…

-Помогал(а) бы всем нуждающимся

-Создал(а) бы фонд помощи инвалидам, сиротам, нищим

-Помог(ла) бы сиротам

-Пожертвовал(а )бы на ремонт нашего храма

-Открыла бы лечебницу для бездомных животных

-Занялась бы благоустройством своей улицы/школы

-сначала обеспечу себя, но помогу и церкви, брошенным детям, школе




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!