СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мимика и жесты на уроках русского и английского языков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование мимики и жестов на уроках

Просмотр содержимого документа
«Мимика и жесты на уроках русского и английского языков»

Мастер – класс «Мимика и жесты на уроках русского и английского языка»

Окружной семинар п. Хоринск 26.03.2024

Мы говорим о силе слова

На протяжении веков.

Но не всегда порой готовы

Понять, почувствовать без слов.

Добрый день, уважаемая аудитория! Очень рада приветствовать всех в этом зале. В настоящее время мы много говорим о необходимости воспитать инициативную, всесторонне развитую и творчески мыслящую личность в условиях общеобразовательной школы, личность, способную выжить в нашем конкурентном мире. Научив ребёнка мыслить, необходимо показать ему способы выражения своих мыслей. Мы каждый день общаемся на языке слов, но есть не менее интересный язык, которому порой не уделяется так много внимания, - это язык жестов, мимики, телодвижений. Сегодня мы поговорим о значении невербального общения.

Проблема: дети, очень много времени проводят за гаджетами, общаются между собой через соцсети. Таким образом, отвыкают от живого общения и, зачастую, совершенно перестают использовать мимику и жесты.

Мы привыкли общаться друг с другом с помощью слов, т. к. человек – существо социальное и не может обойтись без человеческого общения. Известно, что общение не ограничивается устными или письменными сообщениями. Так же полноценное общение между людьми невозможно без взаимопонимания. Ключевский сказал: «Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей», ведь настоящие человеческое счастье заключается не в самих словах, а в чувствах и понимании друг друга до слов. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты.

Психологи утверждают, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Из истории

-Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

- Например, поднятый вверх большой палец, что означает? (Одобрение)

- А опущенный вниз? (неодобрение)

- Правда в некоторых странах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

- Некоторые жесты одного народа могут быть непонятными другому народу. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни эти жестом ораторы приветствуют слушателей.

- Но есть жесты международные и понятны всем. Например, поднятая вверх рука – это……..? (Просьба обратить на себя внимание)

- Что означает такой жест- палец, приставленный к губам? (молчание)

- Покажите жест угрозы. (Указательным пальцем «кивают»)

. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Проведем игру.

Итак, мы на уроке русского языка. Я предлагаю вам продемонстрировать пословицу. Вы можете использовать всё - звуки, мимику, жесты. Задача оставшегося участников: попытаться угадать, о чем шла речь.

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Что посеешь, то и пожнешь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не верь своим ушам, а верь своим глазам», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли друг друга. Значит, можно общаться без слов? ( Да)

Я сейчас прочитаю небольшую сказку без жестов и мимики, а затем с ними.

Жил на свете цыплёнок.
Он был крошечный.
Вот такой.
Но он думал,
что он очень большой,
и когда гулял по двору,
то важничал и
задирал кверху голову.

Делаем выводы

Спасибо. Мы славно пообщались и узнали друг друга, может быть даже лучше, чем, если бы общение было обычным. И если контакт найден на начальном уровне, т.е. до слов, то речевое общение уже будет проходить значительно проще.

Здороваться и прощаться в разных странах принято тоже по-разному.

Во многих государствах, включая Китай и Японию, при знакомстве принято сначала называть фамилию. В Японии имя практически не используется, даже при неформальных встречах, а официальный поклон является необходимым ритуалом при знакомстве. В Лапландии приветствуя друг руга, трутся носами. Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. Американец воспримет этот жест как призыв «иди сюда». Прощаясь, американцы держат ладонь горизонтально, лишь слегка ее приподнимая, как будто похлопывают кого-то по голове или по плечу. Русские при прощании обычно машут рукой не вперед-назад, а из стороны в сторону, правда, латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А жители Андаманских острововна прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее. Презентация по жестам

А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…

 Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно. Поэтому если вы практик, а не теоретик, то выводы делайте сами.

 Что касается высказывания о том, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь скорее всего речь идёт о жестах хаотических, про которые мы говорили чуть выше в этой рассылке. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов (белого шума) избавляться нужно.

 Что же касается иллюстрирующих, «говорящих», облегчающих восприятие информации жестах, то использовать их стоит! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того о чем я говорю… а если не буду, то дай бог 40%.

 Применительно к предмету английский язык считаю: развитие коммуникативной компетенции обучающихся своей первостепенной задачей. Приёмы обучения невербальному общению использую при изучении новой лексики. К тому же в рамках предмета мы изучаем культуру и традиции образа жизни, особенности поведения жителей разных стран. Воспитывая личность творческую, способную найти себе применение в условиях диалога культур, считаю, что нужно учить общению, используя разные средства выразительности, оформления и убедительности речи. К ним относятся словесное оформление речи, средства выразительности языка, интонация, голос, а также невербальное общение.

Так в начальной школе при изучении новой лексики крайне необходимо использовать жесты и мимику, прилагательные: плохой, хороший, грустный веселый, счастливый запоминаются практически с первого урока, если при знакомстве с ними вы ребятам будете «показывать» слова жестами и мимикой.

Игровые упражнения по развитию пантомимики
  • «Расцвели, как цветы».

  • «Завяли, как травка».

  • «Полетим, как птицы».

  • «Идет медведь по лесу».

  • «Крадется волк за зайцем».

  • «Плывут уточки».

  • «Идут пингвины».

  • «Жук перевернулся на спину».

  • «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).

  • «Мчатся олени».

Игровые упражнения по развитию мимики
  • «Съели кислый лимон» (дети морщатся).

  • «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

  • «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

  • «Испугались забияку»

(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

  • «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

  • «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

«Психогимнастика»

Детям предлагается улыбнуться, как весёлый ребёнок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга. Позлиться, как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.

Крокодил

Участники показывают, остальные должны отгадать

Задания:

- показать гордого человека;

-старика;

- сонного человека;

- человек, который почувствовал неприятный запах;

- чеовек, который съел что-то вкусное;

- человек, который что-то не расслышал;

- человек, который выбирает себе шляпу;

- человек, гуляющий с собакой;

- на улице мороз;

- разболелся живот;

- надуваете воздушный шар.

Представь себе

- У вас в руке большое яблоко, красивое. Вы широко открываете рот и кусаете его. Фу! Оно не вкусное кислое. Вы берете другое яблоко, кусаете. Ах! Какое сладкое!

- Перед вами большая ваза с цветами, вы вдыхаете аромат.

Не забывайте, что самое важное средство общения - это улыбка, она непосредственно воздействует на других людей и влияет на их отношение к вам. Я хочу пожелать вам улыбок! Пусть она станет важной частью вашего языка телодвижений!!! Улыбка - универсальный символ счастья, понятный на всех языках планеты.

Уважаемые коллеги! В какой бы ситуации и в какой стране мы не оказались, давайте не забывать везде и всюду брать с собой улыбку! Поэтому сегодня мне хочется попрощаться по Латино-Американски: они помахивают ладонью так, как мы это делаем, когда зовем кого-нибудь к себе, как будто хотят сказать “Мне жаль расставаться, надеюсь, что мы ещё увидимся.”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!