СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минеральные удобрения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Минеральные удобрения»

Технологическая карта урока химии «Минеральные удобрения» 9 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: создать условия для формирования представления о минеральных удобрениях через самостоятельное изучение и закрепление знаний.

Задачи:

1.     сформировать представление о минеральных удобрениях;

2.     познакомиться с их классификацией, характеристиками, значением и применением;

3.     развивать  познавательный интерес к изучению химии, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

4.     воспитывать трудолюбие, культуру труда, уважение к себе и окружающим людям.

Техники и технологии, используемые на уроке: развитие критического мышления через работу с различными источниками информации.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование и средства обучения: компьютер, учебник, презентация, дополнительная информация, ПСХЭ им. Д.И. Менделеева, мини-экспресс лаборатория «Анализ удобрений», Нитрат-тестер, корзина с овощами и фруктами.

Планируемые результаты:

Предметные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами. Учащиеся знают, что такое минеральные удобрения и их виды, имеют представление о значении удобрений и их использовании.

Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

Мотивация к деятельности. Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

 

Взаимное приветствие.

 Вступительное слово учителя. проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. 

-Ребята, сегодня мы с вами будем работать с маршрутными листами (Приложение 1), каждый из вас его получил, запишите в нем число, классная работа.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Делают записи в маршрутный лист.





 
























Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

1 мин.

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.








- С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ужоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться?

-Да, чтобы повысить урожайность почвы, в неё вносят всё больше и больше удобрений.
Тема нашего сегодняшнего урока «Минеральные удобрения».
- Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения. (Приложение 2).

Во второй колонке вы ставите «+» или   «-».

Отвечают, как добиться плодородия почвы. (Уход, полив, использование удобрений).

 

 

 

Работают с Приложением 2.

Познавательные:

Выдвижение гипотез, анализ с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

3 мин.

Изучение нового материала

Цель: создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний

Сформулируйте тему и цель нашего сегодняшнего урока.

Тему и цели урока сформулировали и пишем в маршрутном листе.

Рассказ учителя: Минеральные удобрения – это вещества содержащие хоть один из трёх важнейших элементов – фосфор, кальций, калий, необходимых для питания растений и способных в почвенном растворе диссоцировать на ионы.

При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:

  • по питательному элементу,

  • по числу питательных элементов.

По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента.

Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.

А сейчас более подробно рассмотрим каждый вид удобрений.  Используя дополнительные тексты (Приложение 3) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам.
1 группа – азотные удобрения

2 группа – фосфорные удобрения
3 группа – калийные удобрения.

Обозначают тему и цель урока, делают записи в маршрутном листе.

 

 

Записывают в маршрутном листе определение минеральных удобрений и оформляют схему классификации удобрений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа учащихся в группах, выступление 1 учащегося из группы, заполняют таблицу в ходе каждого выступления.

 

Регулятивные: постановка  учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.








25 мин.

Лабораторная работа

Цель: формировать практические навыки в работе с реактивами, соблюдая технику безопасности, учить сравнивать и делать выводы .

-А как же влияет избыток нитратов на живые организмы?

-Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов, которые при поступлении в кровь могут вызвать кислородное голодание. Из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, которые могут вызвать онкологические заболевания. Избыток нитратов в овощах и фруктах может возникнут по воле недобросовестных фермеров, бесконтрольно использующих минеральные удобрения.

В доказательство сказанного проведём лабораторную работу «Сравнение содержания нитрат-анионов в овощах и фруктах, выращенных на огороде и купленных в магазине». Инструкция и всё необходимое на столах каждой группы.

1 группа – картофель.

2 группа – яблоки.

3 группа – морковь.

При выполнении эксперимента не забываем о правилах техники безопасности. Напомните мне их.

Вот послушайте, друзья!

Что на химии нельзя.

 Есть и пить, мечтать, играть,

Реактивы разливать.

Всё мешать в одной пробирке,

Прожигать на парте дырки!

 Руки ловкие имейте,

Воду в кислоту не лейте,

Ведь такой эксперимент

Покалечит вас в момент.

В общем, будь ты осторожен.

Опыт может быть не сложен,

Но небрежностью своей,

Не пугай своих друзей.

 

-Какие выводы вы сделаете по результатам лабораторной работы?

Почему у вас получился такой результат?

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют правила техники безопасности.

 

 

Выполняют лабораторную работу.

 

 

 

 

 

 

Формулируют выводы по лабораторной работе, объясняют результаты.

Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию, слушать.

строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

внутренняя позиция, мотивация, осознаёт личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: 

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы.


10 мин.




























Закрепление

Рефлексия

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи, установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

 




Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец (Приложение 2) и обменяйтесь с соседом по парте для взаимопроверки.
По уроку я вам приготовила ПАМЯТКУ «Как снизить содержание нитратов в овощах». Памятка может понадобиться вам и вашим родителям.

Заполняют Приложение 2, сверяют ответы с эталоном, выставляют оценки.

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

4мин.

Информация о домашнем задании.

Написать эссе, миниатюру, сказку на тему: «Минеральные удобрения и овощи моего огорода».

Записывают домашнее задание.

Оценки выставляют в дневники.

Рабочие места приводят в порядок.









2мин

 

Приложение 1 Маршрутный лист

«___»______________20__ г

Классная работа

 

Тема:___________________________________________________________________

 

Минеральные удобрения – это _____________________________________________________________________________

 

Минеральные удобрения (заполните схему)

 

                                                                      

 

 


 

Физические свойства удобрений ______________________________________________________________________________________________________________________

 

Используя дополнительную литературу (текст) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте рассказ 1 группа - об азотных удобрениях , 2 группа – фосфорные удобрения, 3 группа – калийные удобрения и заполните таблицу по плану:

                     Группа минеральных удобрений.

                     Какова роль азота в жизни растений?

                     Примеры удобрений их название и формула.

Подготовьтесь заполнить таблицу с данными об азотных удобрениях, полученными вами.

Группа удобрений

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Азотные удобрения

 

 

Фосфорные удобрения

 

 

Калийные удобрения

 

 

 

Какую пользу и какой вред приносят минеральные удобрения?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Утверждения

Начало урока

Стадия «Рефлексия»

Утверждения

 

 

Минеральные удобрения способствуют повышению плодородия почвы

 

 

Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян

 

 

Азотные удобрения хорошо растворимы в воде

 

 

Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве

 

 

Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней

 

 

Фосфорные удобрения вносят осенью

 

 

Калий принимает участие в синтезе хлорофилла

 

 

Азот стимулирует рост зелёной массы растений

 

 

Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений

 

 

 

Приложение 3

Азотные удобрения

Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот.

Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2, карбамид СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название удобрения – карбамид.

Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения.

Азотные удобрения  стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.

Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько приемов. Так, при основном внесении (до или во время посева) вносят не более 5 г на 1 м2 действующего вещества. Оставшуюся часть вносят дробно в подкормках, первоначальная концентрация раствора не более 0,2 %, затем ее увеличивают до 0,6 %.

 

Калийные удобрения

Калийные удобрения способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней питательные элементы. Вместе с фосфором калий способствует образованию цветков и завязей плодовых культур.

Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои.

Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются:

сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;

древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2СО3;

концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4.

Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.

 

Фосфорные удобрения

Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Он участвует в жизненно важных процессах: в образовании плодов и ягод, способствует экономному расходованию воды, значительно повышает зимостойкость растений.

Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, макроэнергетических соединений (АТФ), участвуя в синтезе белков, жиров, углеводов, аминокислот. Он принимает участие в фотосинтезе, дыхании растений, регуляции проницаемости мембран клеток, в образовании и переносе энергии, необходимой для жизнедеятельности растений и животных. Фосфор обеспечивает устойчивость энергетического соединения АТФ (Аденозинтрифосфорной кислоты), без которой не могут проходить ни процессы биосинтеза, ни распада метаболитов в клетках.

При нормальном фосфорном питании повышается урожай плодовых и ягодных культур, благодаря тому, что усиливается отток питательных веществ из листьев в плоды и ягоды. Улучшаются также их вкус и химический состав, в плодах и ягодах повышается содержание сахаров. Фосфор играет большую роль в ускорении созревания плодов.

Фосфор ускоряет цветение и плодообразование. Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой выражается формулой Са3(РО4)2.. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого суперфосфата – Са(Н2PO4)2 + 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.

Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на кислых почвах, т.к. он малорастворим в воде.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!