Технологическая карта урока химии «Минеральные удобрения» 9 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: создать условия для формирования представления о минеральных удобрениях через самостоятельное изучение и закрепление знаний.
Задачи:
1. сформировать представление о минеральных удобрениях;
2. познакомиться с их классификацией, характеристиками, значением и применением;
3. развивать познавательный интерес к изучению химии, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
4. воспитывать трудолюбие, культуру труда, уважение к себе и окружающим людям.
Техники и технологии, используемые на уроке: развитие критического мышления через работу с различными источниками информации.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование и средства обучения: компьютер, учебник, презентация, дополнительная информация, ПСХЭ им. Д.И. Менделеева, мини-экспресс лаборатория «Анализ удобрений», Нитрат-тестер, корзина с овощами и фруктами.
Планируемые результаты:
Предметные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами. Учащиеся знают, что такое минеральные удобрения и их виды, имеют представление о значении удобрений и их использовании.
Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
Мотивация к деятельности. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Взаимное приветствие. Вступительное слово учителя. проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. -Ребята, сегодня мы с вами будем работать с маршрутными листами (Приложение 1), каждый из вас его получил, запишите в нем число, классная работа. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Делают записи в маршрутный лист. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | 1 мин. |
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | - С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ужоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться? -Да, чтобы повысить урожайность почвы, в неё вносят всё больше и больше удобрений. Тема нашего сегодняшнего урока «Минеральные удобрения». - Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения. (Приложение 2). Во второй колонке вы ставите «+» или «-». | Отвечают, как добиться плодородия почвы. (Уход, полив, использование удобрений). Работают с Приложением 2. | Познавательные: Выдвижение гипотез, анализ с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания | 3 мин. |
Изучение нового материала Цель: создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний | Сформулируйте тему и цель нашего сегодняшнего урока. Тему и цели урока сформулировали и пишем в маршрутном листе. Рассказ учителя: Минеральные удобрения – это вещества содержащие хоть один из трёх важнейших элементов – фосфор, кальций, калий, необходимых для питания растений и способных в почвенном растворе диссоцировать на ионы. При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям: по питательному элементу, по числу питательных элементов. По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные. Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой. Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ. А сейчас более подробно рассмотрим каждый вид удобрений. Используя дополнительные тексты (Приложение 3) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. 1 группа – азотные удобрения 2 группа – фосфорные удобрения 3 группа – калийные удобрения. | Обозначают тему и цель урока, делают записи в маршрутном листе. Записывают в маршрутном листе определение минеральных удобрений и оформляют схему классификации удобрений. Работа учащихся в группах, выступление 1 учащегося из группы, заполняют таблицу в ходе каждого выступления. | Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. | 25 мин. |
Лабораторная работа Цель: формировать практические навыки в работе с реактивами, соблюдая технику безопасности, учить сравнивать и делать выводы . | -А как же влияет избыток нитратов на живые организмы? -Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов, которые при поступлении в кровь могут вызвать кислородное голодание. Из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, которые могут вызвать онкологические заболевания. Избыток нитратов в овощах и фруктах может возникнут по воле недобросовестных фермеров, бесконтрольно использующих минеральные удобрения. В доказательство сказанного проведём лабораторную работу «Сравнение содержания нитрат-анионов в овощах и фруктах, выращенных на огороде и купленных в магазине». Инструкция и всё необходимое на столах каждой группы. 1 группа – картофель. 2 группа – яблоки. 3 группа – морковь. При выполнении эксперимента не забываем о правилах техники безопасности. Напомните мне их. Вот послушайте, друзья! Что на химии нельзя. Есть и пить, мечтать, играть, Реактивы разливать. Всё мешать в одной пробирке, Прожигать на парте дырки! Руки ловкие имейте, Воду в кислоту не лейте, Ведь такой эксперимент Покалечит вас в момент. В общем, будь ты осторожен. Опыт может быть не сложен, Но небрежностью своей, Не пугай своих друзей. -Какие выводы вы сделаете по результатам лабораторной работы? Почему у вас получился такой результат? | Ответы учащихся. Перечисляют правила техники безопасности. Выполняют лабораторную работу. Формулируют выводы по лабораторной работе, объясняют результаты. | Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию, слушать. строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: внутренняя позиция, мотивация, осознаёт личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы. | 10 мин. |
Закрепление Рефлексия Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи, установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. | Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец (Приложение 2) и обменяйтесь с соседом по парте для взаимопроверки. По уроку я вам приготовила ПАМЯТКУ «Как снизить содержание нитратов в овощах». Памятка может понадобиться вам и вашим родителям. | Заполняют Приложение 2, сверяют ответы с эталоном, выставляют оценки. | Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. | 4мин. |
Информация о домашнем задании. | Написать эссе, миниатюру, сказку на тему: «Минеральные удобрения и овощи моего огорода». | Записывают домашнее задание. Оценки выставляют в дневники. Рабочие места приводят в порядок. | | 2мин |
Приложение 1 Маршрутный лист
«___»______________20__ г
Классная работа
Тема:___________________________________________________________________
Минеральные удобрения – это _____________________________________________________________________________
Минеральные удобрения (заполните схему)
Физические свойства удобрений ______________________________________________________________________________________________________________________
Используя дополнительную литературу (текст) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте рассказ 1 группа - об азотных удобрениях , 2 группа – фосфорные удобрения, 3 группа – калийные удобрения и заполните таблицу по плану:
Группа минеральных удобрений.
Какова роль азота в жизни растений?
Примеры удобрений их название и формула.
Подготовьтесь заполнить таблицу с данными об азотных удобрениях, полученными вами.
Группа удобрений | Роль питательного элемента для растений | Примеры удобрений (формула, название) |
Азотные удобрения | | |
Фосфорные удобрения | | |
Калийные удобрения | | |
Какую пользу и какой вред приносят минеральные удобрения?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Утверждения | Начало урока | Стадия «Рефлексия» |
Утверждения | | |
Минеральные удобрения способствуют повышению плодородия почвы | | |
Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян | | |
Азотные удобрения хорошо растворимы в воде | | |
Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве | | |
Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней | | |
Фосфорные удобрения вносят осенью | | |
Калий принимает участие в синтезе хлорофилла | | |
Азот стимулирует рост зелёной массы растений | | |
Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений | | |
Приложение 3
Азотные удобрения
Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот.
Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2, карбамид СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название удобрения – карбамид.
Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения.
Азотные удобрения стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.
Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько приемов. Так, при основном внесении (до или во время посева) вносят не более 5 г на 1 м2 действующего вещества. Оставшуюся часть вносят дробно в подкормках, первоначальная концентрация раствора не более 0,2 %, затем ее увеличивают до 0,6 %.
Калийные удобрения
Калийные удобрения способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней питательные элементы. Вместе с фосфором калий способствует образованию цветков и завязей плодовых культур.
Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои.
Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются:
сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;
древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2СО3;
концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4.
Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.
Фосфорные удобрения
Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Он участвует в жизненно важных процессах: в образовании плодов и ягод, способствует экономному расходованию воды, значительно повышает зимостойкость растений.
Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, макроэнергетических соединений (АТФ), участвуя в синтезе белков, жиров, углеводов, аминокислот. Он принимает участие в фотосинтезе, дыхании растений, регуляции проницаемости мембран клеток, в образовании и переносе энергии, необходимой для жизнедеятельности растений и животных. Фосфор обеспечивает устойчивость энергетического соединения АТФ (Аденозинтрифосфорной кислоты), без которой не могут проходить ни процессы биосинтеза, ни распада метаболитов в клетках.
При нормальном фосфорном питании повышается урожай плодовых и ягодных культур, благодаря тому, что усиливается отток питательных веществ из листьев в плоды и ягоды. Улучшаются также их вкус и химический состав, в плодах и ягодах повышается содержание сахаров. Фосфор играет большую роль в ускорении созревания плодов.
Фосфор ускоряет цветение и плодообразование. Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой выражается формулой Са3(РО4)2.. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого суперфосфата – Са(Н2PO4)2 + 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.
Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на кислых почвах, т.к. он малорастворим в воде.