СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минеральные вещества, значение для людей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Минеральные вещества, значение для людей»

Минеральные вещества, значение для людей

6 класс


Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Коммуникативные: диалог, монолог, организация

Тип урока: изучение новой темы

Задачи урока:

- формировать понятия: производство, преобразование, распределение, накопление и передача

энергии;

- актуализировать сведения из личного опыта;

- развивать логическое мышление;

- формировать навыки работы с информацией;

- уметь работать в группах и индивидуально.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- способность к волевому усилию;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение приводить примеры из личного опыта;

- развитие самооценки.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других;

- умение грамотно и полно отвечать на вопросы, вести диалог.

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу.


Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Классификация минеральных веществ и их содержание в пищевых продуктах.

  2. Причины нарушения обмена веществ.

  3. Роль минеральных веществ в жизни человека.


Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.

Минеральные вещества – это вещества, которые обеспечивают работу нервной, сердечнососудистой, иммунной, пищеварительной и других систем. Они необходимы человеку для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Макроэлементы – химические вещества, потребность организма в которых от сотен миллиграммов до нескольких граммов.

Микроэлементы – это химические соединения, потребность которых чрезвычайно мала: она измеряется тысячными долями грамма (микрограммами). Ультрамикроэлементы содержатся в организме человека в очень малых количествах.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014.

  3. Основы кулинарии: Учебное пособие для учащихся 8 – 11 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» – Сократ.

Пища – это основной источник существования человека. В ней содержится около 600 химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.

Пища должна покрывать энергетические затраты организма, но минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, как белки, жиры и углеводы. Однако без них жизнь человека невозможна. Почему?

Минеральные вещества поступают в организм в основном с пищевыми продуктами. Всего в теле человека активно усваивается более 60 химических элементов. Они отвечают за различные биологические функции, а их недостаток ведет к серьезным заболеваниям.

Элементы, т.е. минеральные вещества, встречающиеся в пищевых продуктах, можно разделить на три группу: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.

Минеральные вещества

Макроэлементы

Микроэлементы

Ультрамикроэлементы


фосфор (Р)

кальций (Са)

калий (К)

натрий (Na)

магний (Mg)

сера (S)

фтор (F)

кобальт (Со)

железо (Fe)

марганец (Мn)

медь (Сu)

цинк (Zn)

селен (Se)

золото (Аu)

свинец (РЬ)

ртуть (Hg)

радий (Ra)


Макроэлементы

Потребность человека в этих минеральных веществах достигает 100 мг в сутки и выше. Одним из важнейших минеральных веществ является кальций (Са). Основное значение кальция – его участие в формировании костей скелета, где он является главным структурным элементом (содержание кальция в костях достигает 99 % от общего его количества в организме. Одним из решающих факторов, обусловливающих хорошее усвоение кальция, в особенности у детей раннего возраста, является витамин D. Лучше всего кальций всасывается из молока и молочных продуктов. Содержится также кальций и в зеленом луке, петрушке, фасоли. Значительно меньше в яйцах, мясе, рыбе, овощах, фруктах, ягодах.

Калий поддерживает работу сердечной мышцы, участвует в передаче нервных импульсов. Избыток калия проявляется нарушениями сердечного ритма, депрессией, путанице сознания, покалыванием в конечностях. Дефицит калия негативно отражается на работе почек, ЖКТ, нервной системы. Содержится в семенах подсолнечника, картофеле, бананах, абрикосах.

Натрий регулирует водно – солевой обмен: задерживает воду в организме.

Избыточное потребление вызывает повышение давления крови, повреждение кровеносных сосудов, нарушение кислотно-щелочного баланса. Признаки дефицита: мышечные спазмы, головные боли, диарея. Содержится в соли, сыре, говяжьей печени, яйце, говядине, шпинате.

Фосфор важен для формирования костей и зубов. Влияет на активность гормона роста. Дефицит приводит к болям в костях, тревожности, нервозности, бессоннице, затрудненному дыханию, онемению кожи. Содержится в овсяных печеньях, сыре, индейке.

Магний поддерживает работу нервной системы, мышечных сокращений. Избыток вызывает сонливость. Дефицит ведет к мышечным судорогам, повышению АД, утомляемости, раздражительности, тревожности, депрессии, потливости. Содержится в семенах тыквы, миндале, чечевице, шпинате.

Микроэлементы

К микроэлементам принято относить компоненты, которых организму требуется меньше 100 мг/сутки. Нужны клеткам и тканям организма Fe, Mn, Cu, I, Zn, Co, Mo и еще около 10 элементов. В организме содержатся малые количества ионов микроэлементов, но они выполняют важные биологические функции.

Железо участвует в синтезе гемоглобина. При недостатке развивается железодефицитная анемия. Пища, богатая железом (мясо, яичные желтки, шпинат, овсянка), не всегда помогает в случае анемии. Такова физиология человека, особенности пищеварения в кишечнике. Решение проблемы – употребление аптечных препаратов железа.

Йод необходим для производства гормона щитовидной железы, здоровья кожи, для волос и ногтей. При избытке или недостатке йода страдают многие органы, нарушаются метаболические процессы. Содержится в морских водорослях, рыбе, моллюсках, молочных продуктах. В регионах, где в природных водах мало I, продают в супермаркетах йодированную соль. Другой метод восполнения дефицита – прием йодсодержащих пищевых добавок.

Бор предотвращает вымывание кальция из костей, улучшает память. При дефиците развиваются болезни суставов, снижается сопротивляемость бактериальным и грибковым инфекциям. Бора много в сухофруктах, бобовых, яблоках и помидорах.

Фтор участвует в построении костной и зубной ткани. При недостатке фтора развивается в первую очередь остеопороз, а также не заставят себя долго ждать кариес и обильная потеря волос. Содержится в морепродуктах.

Медь компонент ферментных систем. Участвует в метаболизме железа Медь содержится в рыбе, свекле, ракообразных, яичных желтках.

Недостаток или избыток в питании каких-нибудь минеральных веществ вызывает нарушение обмена белков, жиров, углеводов, что приводит к развитию ряда заболеваний. К причинам нарушения обмена минеральных веществ, даже при их достаточном количестве в пище, относятся:

  • Однообразный рацион и другие погрешности в питании.

  • Загрязнение или слишком тщательное очищение питьевой воды.

  • Недостаток содержания минеральных веществ в воде и земной коре в различных регионах Земли.

  • Употребление алкоголя и лекарственных средств.

  • Потеря минеральных компонентов при кровотечениях.

  • Применение методов кулинарной обработки пищевых продуктов, обуславливающих потери минеральных веществ (например, размораживание в горячей воде – мяса, рыбы; удаление отвара овощей и фруктов).

«Мал золотник, да дорог»

Содержание минеральных веществ в большинстве продуктов составляет лишь 1% от массы съедобной части.

Энергетической ценности они не представляют (в отличие от жиров, углеводов и белков). Однако без макро и микроэлементов невозможна жизнь человека.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите элементы по группам.

Варианты ответа: кальций, железо, йод, магний, натрий, хлор, золото.

Макроэлементы

Микроэлементы

Ультрамикроэлементы




Правильный ответ:

Макроэлементы

Микроэлементы

Ультрамикроэлементы

Кальций

Магний

Натрий

Хлор

Железо

Йод

Золото

Задание 2. Выделите цветом правильные ответы. Причины нарушения обмена минеральных веществ:

Варианты ответов:

Рациональное питание.

Тщательное очищение питьевой воды.

Употребление лекарственных средств.

Размораживание продуктов на открытом воздухе.

Стрессы.

Правильный ответ:

Тщательное очищение питьевой воды.

Употребление лекарственных средств.

Стрессы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!