Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Покровская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол №______ «____»_______________20___г. | | Утверждена директором МКОУ Покровская СОШ ______________В.И.Корчагин Приказ №______ «____»_________________20__г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«В здоровом теле – здоровый дух»
Ступень обучения, класс основное общее образование, 5 класс
Уровень (базовый, профильный) базовый
Составитель: Гирлин А.А.,
учитель физической культуры,
ВКК
2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс:
Содержание | Формы организации | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Режим дня |
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование нравственных представлений и убеждений. Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Значение утренней гимнастики для организма. | Экскурсия по школе. Практические занятия. Посещение мед. кабинета. Беседа. Творческая работа. Активное занятие на стадионе. | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Знать историю родной школы, этапы ее развития, местонахождение кабинетов и др. помещений. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия, адекватно принимать оценку других. Уметь представить и защитить свою работу Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации. Понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток). Составление простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки. Презентация собственных простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки, любимых физических упражнений. |
Гигиена |
Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Закаливание. Лекарственные растения. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Психоэмоциональное состояние и контроль над ними. Оказание первой помощи при травмах. Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении. Гигиена одежды. Правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. | Беседа. Практические занятия. Конкурс. Работа с дидактическим материалом. Посещение кабинета стоматолога. Чтение и обсуждение литературных произведений. Экскурсия. Викторина. | Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Составление вопросов к викторине, кроссвордов. Гигиенические требования к одежде и обуви, которыми пользуется человек в разные времена года и разных ситуациях. Гигиена кожи и кожных образований. Роль закаливания в сохранении здоровья. Знать о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Уметь применять эти знания в конкретной жизненной ситуации, уметь убедить своих знакомых и одноклассников в выборе здорового образа жизни. Чтение и обсуждение литературного произведения. Уметь представить и защитить свою работу. |
Питание |
Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Как избежать пищевых отравлений. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Кулинарные традиции современности и прошлого. Кухня народов мира. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. | Беседа. Дневник здоровья «Моё недельное меню». Занятия в кабинете технологии. Практическая работа. Игра «Собери бонусы», Частушки о питании. Сюжетно – ролевая игра «К нам идут гости». Практическая работа «Сервировка стола», Конкурс «На необитаемом острове». Игра «Собери пословицу». Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в магазин. Сюжетно – ролевая игра «О застольном невежестве». Конкурс «Кулинарная книга». Работа с энциклопедиями. | Иметь представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научиться выбирать самые полезные продукты. Познакомиться со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов. Закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона. Уметь представить и защитить свою работу. Расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. Иметь представления о традиционном ассортименте местного магазина, уметь делать экономные и полезные для здоровья покупки. Расширить представления о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола. Познакомиться с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа. |
Физическая активность |
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. | Беседа. Активные занятия на стадионе. Практическая работа. Исследовательский проект. Творческая работа. Игра «Походная математика». Конкурс рисунков. Викторина. | Уметь представить и защитить свою работу, отстоять интересы своей команды. Развивать основные физические качества, характеризовать роль и значение физической культуры в жизнедеятельности человека. Иметь представление о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций ,опасных для здоровья. Сформировать навыки правильного поведения в походе. Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры, излагать факты истории развития физической культуры. Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. |
Класс: 5
Количество часов: 34 ч (1 час в неделю)
№ занятия | Тема |
1 | Введение «Вот мы и в школе». Работа над проектом «Планируем день». Практическое занятие «Планируем день». |
2 | Экскурсия по школе. Правила поведения в школе. |
3 | «Зачем нужна зарядка ?» -беседа. «Зачем нужна зарядка ?» -исследование. Обобщение результатов исследования |
4 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. |
5 | Режим дня на каждый день. Мой выходной день. |
6 | «В здоровом теле – здоровый дух». «Мы за здоровый образ жизни». Вредные привычки. |
7 | «Наши верные друзья - щётка, мыло и вода». Исследование «Почему нужно чистить зубы?» |
8 | Обобщение результатов исследования. Викторина « Гигиена в жизни человека». |
9 | Режим питания. Дневник здоровья «Моё недельное меню». |
10 | «Классный завтрак»-творческий проект. Работа над проектом «Классный завтрак». |
11 | Защита работ «Классный завтрак». |
12 | Азбука питания. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. |
13 | Культура поведения во время еды. Где и как мы едим? Как избежать отравлений? Что такое общественное питание? |
14 | Проект по теме «Основа здорового питания». Работа над проектом «Основа здорового питания». |
15 | Защита работ «Основа здорового питания». |
16 | Практикум «Ты – покупатель». Практикум «Ты – покупатель». |
17 | Исследование «Информация на упаковке товара». |
18 | Исследование «Информация на упаковке товара». Экскурсия в магазин. |
19 | «Ты готовишь себе и друзьям»- практикум. |
20 | Сюжетно – ролевая игра «О застольном невежестве». |
21 | Кухни разных народов. Конкурс «Кулинарная книга». |
22 | Традиционное меню жителей Европы. |
23 | Традиционное меню жителей Азии. |
24 | Творческий проект «Традиционное меню жителей России». Работа над проектом «Традиционное меню жителей России». |
25 | Защита проекта «Традиционное меню жителей России». |
26 | Кулинарная история. Обобщение темы. Викторина. |
27 | « Волшебная страна - Здоровье». |
28 | Спортивная эстафета. «Самые ловкие и смелые». |
29 | «Путешествие в страну спорта». Игра «Учимся не болеть». |
30 | Правила поведения на природе. Правила техники безопасности для туриста. |
31 | Обобщение «Безопасность и здоровье». Викторина. |
32 | Конкурс «Венок из пословиц». |
33 | Активное занятие на стадионе. |
34 | «Вот и стали мы на год взрослей». Итоги года. |