СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-исследование "Арзамасское золотное шитье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет узнать о золотной вышивке, которой славился город Арзамас Нижегородской области.

Просмотр содержимого документа
«Мини-исследование "Арзамасское золотное шитье"»

Мини- исследование «Арзамасское золотное шитье »    Выполнили  учащиеся 2Б класса МБОУ СШ №58,

Мини- исследование

«Арзамасское золотное шитье »

 

Выполнили

учащиеся 2Б класса

МБОУ СШ №58,

Из истории....  Арзамасский край всегда славился своими умельцами и рукодельницами. Особую славу Арзамасу принесло знаменитое  золотное шитьё. Промысел пришел в город в XVI веке. Наибольшее распространение вышивка получила в крупных монастырях, где послушницы расшивали предметы церковного обихода. Золотное шитьё- это труд, и не только физический, но и духовный труд, потому что золотная вышивка- это молитва. Вышивая, женщины всегда молились.  Женщины просили благословения на каждый стежок вышивки. Рисунок для вышивки делали  художники- иконописцы.   

Из истории....

Арзамасский край всегда славился своими умельцами и рукодельницами.

Особую славу Арзамасу принесло знаменитое  золотное шитьё. Промысел пришел в город в XVI веке.

Наибольшее распространение вышивка получила в крупных монастырях, где послушницы расшивали предметы церковного обихода. Золотное шитьё- это труд, и не только физический, но и духовный труд, потому что золотная вышивка- это молитва. Вышивая, женщины всегда молились.  Женщины просили благословения на каждый стежок вышивки. Рисунок для вышивки делали  художники- иконописцы.

  

Имя города  Арзамаса неразрывно связано с прекрасным древним рукотворным искусством монастырских мастериц. В нём было два женских монастыря – Николаевский (образован в 1580 году) и Алексеевский (образован в 1634 году).  Монахини вышивали не только церковное облачение, оклады к иконам, элементы церковного убранства, но и светские наряды: головные уборы, оплечья, передники, рубахи, сарафаны, кокошники. 

Имя города  Арзамаса неразрывно связано с прекрасным древним рукотворным искусством монастырских мастериц. В нём было два женских монастыря – Николаевский (образован в 1580 году) и Алексеевский (образован в 1634 году).  Монахини вышивали не только церковное облачение, оклады к иконам, элементы церковного убранства, но и светские наряды: головные уборы, оплечья, передники, рубахи, сарафаны, кокошники. 

По скромности и смирению в старину золотошвейки не подписывали свои произведения, их имена утрачены и известны лишь Богу. Но некоторые имена всё же сохранились: Матрона Ситникова, Екатерина Цыбышева, Анна Токарева, Елизавета Сторожева, Александра Подсосова и многие другие; монахиня Ангелина, монахиня Илария в Никольском монастыре. Мастерицы могли заниматься вышиванием недолго, всего лишь несколько лет, потом зрение портилось и им назначали другое послушание.   Ежегодно на Макарьевской ярмарке закупался золотой и серебряный материал: бахрома, канитель, фольга, бархат.  Распоряжалась этим материалом старшая из сестёр - золотошвей, она хранила его, выдавала сёстрам для работы, определяла, сколько необходимо приобрести  золотной нити, бахромы, канители и направляла заказ к настоятельнице монастыря.

По скромности и смирению в старину золотошвейки не подписывали свои произведения, их имена утрачены и известны лишь Богу. Но некоторые имена всё же сохранились: Матрона Ситникова, Екатерина Цыбышева, Анна Токарева, Елизавета Сторожева, Александра Подсосова и многие другие; монахиня Ангелина, монахиня Илария в Никольском монастыре. Мастерицы могли заниматься вышиванием недолго, всего лишь несколько лет, потом зрение портилось и им назначали другое послушание.   Ежегодно на Макарьевской ярмарке закупался золотой и серебряный материал: бахрома, канитель, фольга, бархат.  Распоряжалась этим материалом старшая из сестёр - золотошвей, она хранила его, выдавала сёстрам для работы, определяла, сколько необходимо приобрести  золотной нити, бахромы, канители и направляла заказ к настоятельнице монастыря.

  Именно арзамасские рукодельницы были приглашены для шитья церковных принадлежностей для новопостроенного храма в Москве.  За вышивку плащаницы и хоругвей в  Храм Христа Спасителя,  начальница общины Евгения Страгородская была награждена золотой на Александровской ленте медалью, выпущенной в память освящения храма, а старшая  золотошвея- серебряной медалью.

  Именно арзамасские рукодельницы были приглашены для шитья церковных принадлежностей для новопостроенного храма в Москве.  За вышивку плащаницы и хоругвей в  Храм Христа Спасителя,  начальница общины Евгения Страгородская была награждена золотой на Александровской ленте медалью, выпущенной в память освящения храма, а старшая  золотошвея- серебряной медалью.

Мастер по золотому шитью. Мурыгина Мария Александровна В детстве посещала кружок «Вышивка» в ЦТЮ, где у Сахароваровой Марины Николаевны обучалась основе и тонкостям вышивки. Сейчас работает в выездновском Центре Ремесел мастером ДПИ (а именно золотошвейкой) и передает свое мастерство всем желающим.

Мастер по золотому шитью.

Мурыгина

Мария

Александровна

В детстве посещала кружок «Вышивка» в ЦТЮ, где у Сахароваровой Марины Николаевны обучалась основе и тонкостям вышивки. Сейчас работает в выездновском Центре Ремесел мастером ДПИ (а именно золотошвейкой) и передает свое мастерство всем желающим.

Работы Марии Александровны:  «А. С. Пушкин», «Гроздь винограда», «Нимфа» удостоены дипломами.

Работы Марии Александровны:

«А. С. Пушкин», «Гроздь винограда», «Нимфа» удостоены дипломами.

Мастер-класс Мы учились золотному шитью на вышивальном станке, на котором располагается запяленная ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Мы узнали, что для того, чтобы вышивка получалась выпуклой, пришивают подложки (специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине).   Для золотного шитья необходимы витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Мастер-класс

Мы учились золотному шитью на вышивальном станке, на котором располагается запяленная ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно.

Мы узнали, что для того, чтобы вышивка получалась выпуклой, пришивают подложки (специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине).  Для золотного шитья необходимы витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Мария Александровна обучала нас уникальному приему вышивки – «шву в прикреп»       Опытные арзамасские мастерицы владели достаточным набором прикрепов, то есть способов закрепления на ткани металлической нити. Если цветок, лист или иная часть композиции была большой, прикреп делали и по центру цветка, так достигалась прочность кропотливой работы.

Мария Александровна обучала нас уникальному приему вышивки – «шву в прикреп»    

 

Опытные арзамасские мастерицы владели достаточным набором прикрепов, то есть способов закрепления на ткани металлической нити. Если цветок, лист или иная часть композиции была большой, прикреп делали и по центру цветка, так достигалась прочность кропотливой работы.

Мы узнали, что для золотого арзамасского шитья был характерен растительный орнамент. В ходу была гладь без настила, а также и поверхностный шов. Гладь с настилом - это когда настил клали под вышивку, чтобы она стала выпуклой. Рисунок чаще настилали белыми нитками или нитками в тон основы.  Выполняли мастерицы и двустороннюю гладь. Тут опять же использовали подложку, чтобы при глажении вышитый рисунок «не проваливался». Каждый листок, каждый цветок или ягодка имеет подложку.  Гладью украшали обычно  покрывала, наволочки, подзоры, ночные рубашки, головные  платки. Гладь - работа трудная, но она полна изящества и даже, как говорили мастерицы, благородства.    Уже  более  ста  лет  держится старинное « рококо» с навивом нитки на иголку и последующим укладыванием его.  Тут получается чёткий рельефный абрис - именно так вышивали арзамасские мастерицы. Золотное шитьё требует особого фона. Часто для него использовали не только тяжёлые, пышные ткани - бархат, но и яркие шёлковые материи, а также кисею, шерсть.

Мы узнали, что для золотого арзамасского шитья был характерен растительный орнамент.

В ходу была гладь без настила, а также и поверхностный шов. Гладь с настилом - это когда настил клали под вышивку, чтобы она стала выпуклой. Рисунок чаще настилали белыми нитками или нитками в тон основы.  Выполняли мастерицы и двустороннюю гладь. Тут опять же использовали подложку, чтобы при глажении вышитый рисунок «не проваливался». Каждый листок, каждый цветок или ягодка имеет подложку.  Гладью украшали обычно  покрывала, наволочки, подзоры, ночные рубашки, головные  платки. Гладь - работа трудная, но она полна изящества и даже, как говорили мастерицы, благородства.    Уже  более  ста  лет  держится старинное « рококо» с навивом нитки на иголку и последующим укладыванием его.  Тут получается чёткий рельефный абрис - именно так вышивали арзамасские мастерицы.

Золотное шитьё требует особого фона. Часто для него использовали не только тяжёлые, пышные ткани - бархат, но и яркие шёлковые материи, а также кисею, шерсть.

Список литературы: Бойкачев, М. В. Золотное шитье арзамасских монастырей к.18-19 в.  / М.В. Бойкачев, Н.В. Панфилова // Саровский летописец: материалы 7 конференции / под ред. В.А. Степашкина. – Арзамас: АГПИ, 2007. – с.220-231 Варенцова, Л. Ю. Золотное шитье: Арзамас, Городец, Лысково, Бор // Славное прошлое нижегородской земли / сост. и ред. Ф.А. Селезнев. – Нижний Новгород: Деком, 2013. – С. 362 – 367. Маршева, И. Золотная вышивка  // Маршева, И. Ткачество и вышивка Нижегородского края  / Ирина Маршева. – Нижний Новгород: Литера, 2010. – С. 96 – 135. Родина, Г. И. [Золотная вышивка в Алексеевском монастыре] // Родина, Г. И. Арзамасоведение: монастыри и храмы (прошлое и настоящее) / Г.И. Родина. – Арзамас: АГПИ, 2013. – С. 25-26. http://odinnadz.blogspot.com/2014/05/blog-post.html http:// arzbiblio.ru/index.php/2009-10-07-06-13-00/2009-11-29-17-05-15/1634-khudozhestvennye-promysly-arzamasa http://museum-arzamas.ru/

Список литературы:

Бойкачев, М. В. Золотное шитье арзамасских монастырей к.18-19 в.  / М.В. Бойкачев, Н.В. Панфилова // Саровский летописец: материалы 7 конференции / под ред. В.А. Степашкина. – Арзамас: АГПИ, 2007. – с.220-231

Варенцова, Л. Ю. Золотное шитье: Арзамас, Городец, Лысково, Бор // Славное прошлое нижегородской земли / сост. и ред. Ф.А. Селезнев. – Нижний Новгород: Деком, 2013. – С. 362 – 367.

Маршева, И. Золотная вышивка  // Маршева, И. Ткачество и вышивка Нижегородского края  / Ирина Маршева. – Нижний Новгород: Литера, 2010. – С. 96 – 135.

Родина, Г. И. [Золотная вышивка в Алексеевском монастыре] // Родина, Г. И. Арзамасоведение: монастыри и храмы (прошлое и настоящее) / Г.И. Родина. – Арзамас: АГПИ, 2013. – С. 25-26.

http://odinnadz.blogspot.com/2014/05/blog-post.html

http:// arzbiblio.ru/index.php/2009-10-07-06-13-00/2009-11-29-17-05-15/1634-khudozhestvennye-promysly-arzamasa

http://museum-arzamas.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!