СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-исследование ДЕТИ ВОЙНЫ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Работа отмечена поощрительной грамотой

Просмотр содержимого документа
«Мини-исследование ДЕТИ ВОЙНЫ»

XXI конкурс «Человек в истории. Россия – XX век».




Тема: "Цена победы"




Мини-исследование

ДЕТИ ВОЙНЫ






Автор: Ершова Полина Александровна

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 3-30

emeil: [email protected]

телефон: 953-644-84-05



МБОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»,

8 класс

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 21




Научный руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель математики-физики МБОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 4-5

emeil: [email protected]

телефон: 903-634-50-92



Дети Войны...

Даже подумать страшно,

произнося эти слова,

они никогда не должны

стоять рядом друг с другом.

Эта страшная и долгая война,

которая охватила Советский Союз,

унесла более 28 миллионов жизней.

...И в этом числе

13 миллионов погибших детей...



Введение: Я взяла именно этот проект, потому что мне захотелось узнать, как жили дети в годы войны. Дети и война это несовместимые понятия. Эти долгих четыре года для детей, шли как будто вечность. В это время дети были не детьми, а маленькими взрослыми. Они трудились, учились, работали, у них было очень мало свободного времени. И в этом проекте я хотела бы рассказать о Детях войны, в рамке празднования 75-летия со дня Победы!


Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.


Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.

Задачи:

1. Узнать больше о Великой Отечественной войне.

2. Познакомиться с детьми войны.

3. Провести для участников начальных классов внеклассное мероприятие « Дети войны ».

4. Рассказать о своих родственниках, детство которых опалено войной..


Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне

Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.


Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, интервью.


Продолжительность проекта - 2019-2020


Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.


Война - это жестокое чудовище. Сколько бед она приносит: многие умирают, защищая честь и достоинство своей Родины, многие становятся инвалидами на всю жизнь. О войне я много узнала благодаря моей прабабушке. От этого одного страшного, холодного, губительного слова, ВОЙНА, у моей прабабушки на глазах появлялись горькие слёзы.​

Ведь Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории человечества!​


Школа в военное время:

Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой. Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»



Игры и игрушки военных лет:

Взрослые работали, и дети были полностью предоставлены сами себе до тех пор, пока они были малы для того, чтобы помогать.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами делали игрушки. Например, кукол из глины, а еще играли с бабками – косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. Любимой игрушкой обычно была тряпичная кукла. Некоторые делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду.

Кукол шили из рваных тряпочек, набивали соломой, угольками рисовали лицо. Мальчики летом делали себе из брусков и дощечек самокаты, приспособив в качестве колес натасканные из близлежащих предприятий подшипники. Уж как они находили там какие-то лазейки, сколько механизмов лишилось этих необходимых для них запчастей - сейчас уже трудно сказать. Но забава эта была очень популярна во многих городах бывшего Союза. Например, мальчишки все лето рассекали на этих самокатах, которые ехали только по ровному асфальту и при этом звук издавали как от взлетающего самолета. Большинство мальчишеских игрушек было связано с игрой в "войнушку". Зимой мальчишки катались на таких штуках (санках) с ледяных гор.

 

Питание:

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Мальчики были охотниками и рыбаками. Вставали рано утром, и ходили мы ягоды разные собирать: смородину, боярышник , шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны.»

Труд:

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи».

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.»





Празднование праздников в военные годы:

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза. Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Девочки шили и вязали красивые наряды и наряжали нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.»

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации»

Встреча с ветераном войны:

Как вы все знаете, скоро будет замечательный праздник День Победы. В канун его мне хочется рассказать о встрече с дитя войны, узником немецкого лагеря Шаламовой Анной Иосифовной.

Родилась Анна Иосифовна в 1939 году, в деревне Романовка Ульянского района Калужской области. У Анны Иосифовны была мама Катя, дедушка, две сестры и брат. В момент наступления немецких сил Анне Иосифовне было всего два года. В 1942 году в деревню пришли немцы, сожгли все дома и погнали всех жителей в Германию. На пути немецкие самолеты стреляли в людей, люди прятались в кусты, было много раненых и убитых. Тех, кто был тяжело ранен, расстреливали. Всех кто выжил, загоняли в вагоны для скота и везли в Германию. Привезли всех в Германский город Бремен. И приказали раздеваться, сказали, что в баню. Всех загнали в маленькое помещение, сначала включили холодную воду, затем горячую, потом отключили совсем. Вдруг закрыли окна и двери и пустили газ, мама Анны Иосифовны сказала, чтобы все собрались в кучку, кто стояли поближе к газовой системе – умирали, но что-то в системе сломалось. Всех выгоняли из бани и били дубинками. Потом построили в шеренгу, один офицер дал кусок колючей проволоки и сказал, что если они скрутят ее, то их отпустят домой. Все начали скручивать проволоку. Дед Анны Иосифовны оттолкнул её маму и объяснил, что домой её не отпустят, а убьют. Все это увидели немцы, они избили деда и забрали в лазарет, там он и умер от побоев. Всех отправили по разным лагерям. Мама и сестра Анны Иосифовны встречались на работе. Все остальные не виделись. Сама Анна Иосифовна оказалась в лагере Пенхадс. Кормили в лагере плохо, чечевицей. Начальница лагеря Фрау Бок была не по-женски зла. Дети были обессилены, их не выпускали гулять. А когда приезжала начальница лагеря, нянечки сажали детей на свои места. Но однажды начальница лагеря приехала без предупреждения. Войдя в барак она наступила каблуком на безымянный палец маленькой Анечке, раздробив кость, рассерженная ревом Фрау подняла её за уши, так что у девочки разорвалась кожа и потекла кровь. Фрау испугалась, она кинула девочку на пол и убежала. Больше она не появлялась. Через несколько дней у Анны Иосифовны поднялась температура, раны гноилась. Её отправили в лагерный лазарет. Промыли уши и оставили одну, не давая лекарств и других нужных вещей. Мама Катя пыталась добиться, чтобы её дочку отправили в настоящую больницу. Медсестрой в немецком лагере работала русская девушка. И она договорилась с мамой Катей, что перевезет в больницу Анну за хлеб. Мама Катя пронесла хлеб через охрану. Анну Иосифовну отправили в больницу вместо немецкого умершего мальчика. Там Анне Иосифовне раз в три дня промывали уши, сделали операцию на палец. Стали лучше кормить и давали лекарства. Пролежала она в больнице год. Потом её вернули в лагерь. Анна Иосифовна не могла ни ходить, ни ползать. Так она пробыла до 1945 года. В марте, недалеко от них, был бунт в другом лагере и людей хотели расстрелять, но не успели. 9 апреля 1945 года их лагерь освободили американские войска. И отправили всех домой. Когда вся семья вернулась в Тулу, все пошли искать жилье. Они нашли тетю, но за ней велась слежка. Поэтому они вернулись в деревню Романовка, домов там не было, были одни землянки. Мама Катя, брат и сестра построили новую землянку.

Давайте пожелаем Анне Иосифовне счастья, здоровья и успехов.



История моей прабабушке Малышевой Валентине Ивановне:

Мою прабабушку зовут Малышева Валентина Ивановна. Она родилась 17 декабря 1935 года. В семье прабабушки было четыре ребёнка. Жила она в Калининградской области в Калининском районе деревня Новинки.
Когда началась война моей прабабушке шел 10-й год. В годы Великой Отечественной Войны жить, точнее, выживать было очень трудно, кушать было почти нечего. Прабабушка рассказывает, что было время, когда приходилось даже есть очистки от картошки.
В деревне, в которой она жила, не было немцев, стоял рабочий батальон. Отец ушёл на фронт 27 июня 1941 года. Прошёл всю войну, погиб в Венгрии уже после капитуляции Германии. После окончания войны в 14 лет прабабушка поехала в Москву, поступила в училище и пошла в няньки к своей родной тёте, у которой было четверо детей. После окончания училища устроилась на фабрику. Проработав 3 года, познакомилась с военнослужащим, за которого вышла замуж и они вместе вернулись к нему на родину в Кострому. После чего у моей прабабушки родились двое детей, двойняшки – моя бабушка, Малышева Татьяна Вадимовна и двоюродный дедушка, Малышев Александр Вадимович. Позже она устроилась ткачихой на фабрику и проработала на ней всю свою жизнь до пенсии.
Сейчас она живет одна, прадедушка умер рано, у него случился инфаркт. Я часто приезжаю к прабабушке в гости и люблю слушать ее рассказы про жизнь, в которой было много горя и радости. Я очень люблю свою прабабушку. Но к большому сожалению не так давно она улетела на небо. Я буду её помнить всегда!!!

Моя прабабушка Соболева Валентина Павловна:

Моя прабабушка родилась 17 июня 1923 года. Родилась Валентина Павловна в Костромской обл. Антроповском р-н в деревне Милехено. Когда моей прабабушке исполнилось 18 лет её позвали на фронт. Валентина Павловна пошла на фронт, участвовала в боях, спасала раненных солдатов, работала медсестрой на поле боя. Прошла всю войну, дошла до Берлина. Моя прабабушка была награждена орденом Отечественной войны II степени и медалью «Георгия Жукова». Жизнь во время войны была очень сложной, кушать было нечего. Из рассказов прабабушки я помню, чтобы заморить голод приходилось курить. Моя прабабушка курила только в военное время когда обстоятельства вынуждали. После вернулась к себе домой. Создала семью, было двое детей. Семья была многодетной девять человек. Я очень люблю свою прабабушку!

В нашем классе у 9 учащихся родные были участниками Великой Отечественной Войны:

1. Соболева Валентина Павловна — участник ВОВ. Награждена орденом Отечественной войны II степени и медалью «Георгия Жукова»
2. Носков Семён Степанович. Участвовал в перевозках
по «Дороге жизни», в прорыве блокады Ленинграда.
3. Крылов Николай Васильевич — участник ВОВ. Воевал в Прибалтике, Литве, Эстонии.
4. Озерский Василий Михайлович. Награждён «Орденом ВОВ
11-ой степени». Участвовал в войне с Японией.
5. Ветюгов Иван Иванович. Прошёл путь от рядового солдата до майора.
6. Леонов Дмитрий Григорьевич — ветеран ВОВ. Награждён медалью «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».
7. Гвозков Павел Константинович — ветеран ВОВ. Присвоено звание — ефрейтор.
8. Брызгалов Николай Андреевич. Награждён медалью «За взятие Праги», которую вручал маршал Рокоссовский.
9. Рубинский Василий Павлович — участник ВОВ. Имеет «Орден Красной звезды», медаль «За оборону Москвы», «За взятие Берлина».

«Библиография и источники»


1.http://moyapobeda.ru/zhizn-detej-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html ​
2.http://www.d11167.edu35.ru/ped-65/2-uncategorised/392-igry-
3. https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post389416215

4 Архив моей семьи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!