СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-исследование ПИСЬМА С ФРОНТА

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа отмечена грамотой и экспертами конкурса

Просмотр содержимого документа
«Мини-исследование ПИСЬМА С ФРОНТА»

XXI конкурс «Человек в истории. Россия – XX век».



Тема: "Цена победы"





Мини-исследование

ПИСЬМА С ФРОНТА





Автор: Куклин Денис Александрович

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 7-33

emeil: [email protected]

телефон: 953-668-09-89

МБОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»,

8 класс

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 21



Научный руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель математики-физики МБОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского»

Почтовый адрес: 156543, Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с.Минское, ул. Куколевского, 4-5

emeil: [email protected]

телефон: 903-634-50-92





Казалось, что в лицо дышало пекло,
Когда в раздумье сидя допоздна,
Я гладил строчки, пахнувшие пеплом,
Пробитого осколками письма.

Его писали раненой рукою
На дружески подставленной спине.
Мне виделись за каждою строкою
Глаза солдат, погибших на войне.

Мы вместо них. Мы не имеем права
Забыть ни лица их, ни имена...
Всем павшим за Отчизну - честь и слава!
Да будет трижды проклята война!

Александр Сидельников

Введение:

9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы времени не прошло, память о той страшной войне должна сохраняться, передаваясь от поколения к поколению.Великая Победа… Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.

Проблема: С каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает память о войне. Особенно остро встает проблема в наше время, когда стараются фальсифицировать историю в Европе, осознанно искажая события войны.Борьба с этим явлением и защита подлинных героев является нашим святым долгом. Уходят живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказывать правду о войне. Тем ценнее для нас свидетельства участников войны, сохранившиесядокументы и реликвии тех времен. На мой взгляд, самые дорогие реликвии – это фронтовые письма, которые бережно хранятся в семьяхтех, кто воевал с врагом. Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.

Актуальность работы заключается в том, что изучение фронтовых писем позволит пережить реальные события войны, увидеть яркие иллюстрации того времени, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу. Я считаю, что через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ.

Гипотеза: Считаю, что изучение писем с фронта способствует осознанию и пониманию, почему советский народ смог победить во время Великой Отечественной войны, играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств

Объект исследования - история жизни и подвига моих земляков, , участников Великой Отечественной войны.

Предмет исследования - фронтовые письма за период 1943-1944гг.

Цель исследовательской работы: на основе фронтовых писем узнать о личности и судьбе их авторов, восстановить события в жизни и сопоставить их с исторически значимыми датами второй мировой войны.

Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

• изучение фронтовых писем;

• поиск информации по личности и его боевого пути;

• изучение литературы по данной теме, углубление своих знаний о Великой Отечественной войне;

• привлечение внимание молодого поколения к изучению истории родного края: проведение анкетирования среди учащихся 5-9 классов, составление диаграммы по результатам анкетирования;

• систематизация информации, полученной из разных источников на основе критического осмысления.

Прослеживаются следующие этапы исследовательской работы:

• изучение фронтовых писем;

• изучение исторических источников, архивных материалов о Великой Отечественной войне;

• работа с сайтом ОБД Мемориал.

Методы исследования: теоретические и практические.

I. Теоретические:

- сравнительно-исторический метод;

- метод изучения литературы и информационных источников, фотодокументов;

- систематизация;

- обобщение;

II. Практические:

- интервьюирование (беседы);

- анализ устных источников;

- анкетирование и опрос уч5-9 классов МБОУ "Минская ООШ имени Героя Советского Союза Л.Д. Куколевского";

- описание.

В процессе исследования я опирался на следующие источники: фронтовые письма , материалы из личных архивов Орловой В.Н., родственницы участников Великой Отечественной войны.

Сроки проведения: 2019 - 2020 гг.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Материалы работы использовались для создания презентаций, буклетов, которые были представлены на школьной конференции, на уроках литературного краеведения по изучению родного края и посёлка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В самом начале своей исследовательской работы я задался вопросом – как много мои ровесники знают о войне, о своих родственниках, принимавших в ней участие и хранятся ли в их семьях какие-либо воспоминания о них? С этой целью я провел анкетирование среди учащихся 5-9 классов своей школы. В анкетировании приняло участие 52 человека. Были заданы следующие вопросы:

  • Знаете ли вы в какие годы шла Великая Отечественная война?

  • Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?

  • Хранятся ли у вас в семье реликвии, связанные с войной?

  • Если хранятся, то какие?

  • Так ли необходимо сохранять семейные реликвии и для чего?

Как показал опрос - большинство ребят (44 человека) знают, когда проходила Великая Отечественная Война. Практически у всех (43 человека) в семье родственники воевали на фронте, но только у половины ребят (25 человек) в семье бережно хранятся реликвии, связанные с памятью о войне. 18 человек из 52 опрошенных просто не знают о том, есть ли такое у них в семье. В семьях ребят бережно хранятся письма с фронта, различные документы, награды, фотографии родных, гимнастерки, часы, планшет, трофейный барометр. Но абсолютно все ребята уверены, что эти реликвии необходимо беречь и хранить, как память о родных и близких, прошедших ад военных дорог, многие из которых не вернулись с войны.



Результаты опроса



В нашей школе постоянно проходят различные мероприятия, посвященные истории военных лет. Традицией стала организация Стены Памяти,как выражение благодарности своим родным и близким, защищавшим нашу Родину в годы Великой Отечественной Войны. Также 8 мая вся школа собирается на окраине нашего села, недалеко от мемориала Великой Отечественной Войны, чтобы зажечь Костер Памяти. И иные различные мероприятия. Часто проводятся встречи с нашими земляками, что хранят память о своих родных и близких, прошедших горнило войны. Однажды к нам пришла жительница нашего сельского поселения - Вера Николаевна Орлова. Она собрала великолепный архив семейных реликвий военных времен и рассказала о том, что находится у неё в архиве, какие воспоминания и свидетельства удалось сохранить. Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, С трепетом беру я в руки этот пожелтевшие от времени фотографии, потертые листочки с выцветшими чернилами. За скупыми строками человеческие судьбы. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой?

У меня в руках письмо Николая Николаевича Хренова, отца Веры Николаевны. написанное на почтовой карточке. Адрес отправителя - прочерк. И только по печати на карточке можно определить, что отправлено с Валдая Ленинградской области в июне 1941 года. Это единственное письмо, которое получила семья от любимого мужа и отца. Хренов Николай Николаевич, житель д.Подолец Минского с/с Костромского района.

«Подолец—лучшее место на земле!»/ Так считал Николай Николаевич. Здесь он родился, здесь жил в дружной семье своих родителей. Здесь же он сам создал свою семью. С войны его ждали жена и пятеро детей. В единственном письме с фронта летом 1941 года чувствуется его привязанность и любовь к семье и к своему краю… С трудом разбираю выцветшие строчки: " Привет из далекого края жинка Анька и любящая мною семья. Витюшка. Алевтинка, брат Вася и вся его семья. И еще привет колхозникам и колхозницам, всем, кто честно работает без устали... Анька, я уже теперь далеко от тебя, но это ничего. Не скучай, не плошай и не падай духом. Помни, что Победа будет за нами..."

Со слов В.Н. Орловой: С 1941 по 1945 год папа оказался в плену. Что приходилось испытывать пленным тяжело представить. Чехословакия, Польша, Германия, побеги из лагерей, голод, избиения… Однажды его выбросили из барака на мороз умирать. Друзья утащили обратно, спасли и выходили. Друг Владимир Павленко спас его от газовой камеры. Они вместе бежали из лагеря в бочке с фекалиями, но снова оказались в лагере. «Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился, крепился он, а потом заплакал. «Не могу, говорит, осквернять святой храм! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, но закончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь. И богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.» - Отец рассказал эту историю до выхода книги Шолохова «Судьба человека» Так начинался его долгий путь к освобождению. Отца освободили из лагеря №288 войска союзников. Немцы заживо закопали пленных в котловане, американцы их откапывали. Только в ноябре 1945 года отец вернулся домой.

И з личного архива В.Н. Орловой (Хреновой)

С семьей. Июнь 1958 г.

(Н.Н. Хренов в центре)















Красноармейская книжка Н.Н. Хренова.

Запись:

Год призыва - 15.05.1941

Плен - 16.07.1941 по 25.04.1945

Из лагеря №288 19.07.1945









Лейтенант Ленев Алексей Алексеевич, уроженец д.Ведерки Костромского района. С фотографии смотрит совсем юное лицо. Он не намного старше меня. Молодой, талантливый парень, у которого было все впереди, если бы не война. Он очень любил рисовать, ему прочили блестящее будущее. Перед войной Алексей поступил в Ярославское художественное училище. Всем курсом студенты ушли на фронт. Не вернулся практически никто.

Со слов В.Н. Орловой:

Мой дядя мечтал быть художником… Но война помешала этим планам. Вместе с однокурсниками ушел на фронт добровольцем. Ускоренные курсы лейтенантов в Ярославле. Сталинград, бои под Харьковом—короткая фронтовая биография. В августе 1943 скончался от тяжелог о ранения в живот.













Рисунки Ленева А.А.

Алексей переписывался со своей нежно любимой сестрой Трефой. В письмах Алеша практически ничего не пишет о войне, все больше описывая красоты окружающего пейзажа. Только в одном из писем скупо упоминается военный распорядок дня: "...скучно стреляем, выпьем покурим и опять спать. Как видите распорядок дня хороший" (пунктуация сохранена). Складывается впечатление, что Алексей не хочет тревожит своих родных ужасами войны. К чему доставлять лишнюю боль семье, которая и без того хлебнула горя. Гордость и восхищение вызывают эти глубоко искренние и задушенные письма, читать которые без сердечного трепета невозможно

  • 24.3 Добрый день Трефа и Мама. Трефа вы давно не получали (писем), на это вы не обижайтесь, вы наверное думаете что я просто так не писал. Вы должны понять ведь я на передовой. Живу хорошо. Жив здоров, чего и вам желаю. Трефа очень хочется получить от вас хоть какое-нибудь письмо. Очень интересно узнать, как вы там живете. Я живу ничего, любуюсь пейзажами.

















2 5.4 Привет из (замарано цензурой). Добрый день Трефа и Мама. В первую очередь спешу вас поздравить с праздником 1Мая. Живу ничего, чувствую себя хорошо. Погода у нас очень хорошая. Лето кругом. Цветы и зелень. Как на курорте. Правда у нас и место курортное. Только нет отдыхающих, девчат и вообще гражданских, "отдыхаем" мы. Постреливаем по фрицам. Наша грозная артиллерия выпустит на головы гитлеровцев сотни кг м(ин). Опять отдых. Скучно стреляем выпьем покурим и опять спать. Как видите распорядок дня хороший. Опишите, как вы живете. С приветом Алексей.



  • 2.7.43 Здравствуй Трефа. Трефа, сегодня получил от вас 8 писем и спешу ответить. Живу ничего, 15 дней был в тылу в командировке. Отдохнул хорошо. Отпишу подробнее в письме. С приветом всем, всем Алексей.





















  • "Трефа, у вас в Костроме еще зима, а здесь кругом зелень, цветы. Часто рисую, но рисунков прислать не могу. Приеду. Нахожусь в укр. знаменитый дом отдыха. Писать больше нет времени. С приветом Алексей."

Это последнее письмо с фронта от Алексея родным в августе 1943 года.





































Место захоронения Ленева А.А. в с. Колесниковка Купянского района Харьковской области

Личная переписка близких людей военной поры перестала быть частным делом. Это уже история. Эти письма разные, но в то же время очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено в промежутках между боями их автору. Письма рассказали и дали возможность заглянуть в то далёкое суровое военное время. Они дали возможность узнать характер обыкновенного русского солдата. Из писем видно, какое счастье было для солдат

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О войне мы узнаем из книг, из уроков истории, но самыми убедительными документами я считаю простые письма фронтовиков, столкнувшихся с войной лицом к лицу. Фронтовые письма – особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Я преклоняюсь перед памятью тех людей, которые всегда помнят о подвигах героев Великой Отечественной Войны и понимают, кому мы обязаны мирной жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе анализа архива и сопоставления его данных с реальной хронологической последовательностью Великой Отечественной войны я выяснил, что хранение таких материалов действительно представляет большую ценность не только для родных и близких тех, кто защищал нашу Родину от фашистских захватчиков, но и для молодого поколения в целом. Поскольку в наше время важно знать и помнить героев тех лет, осознавать вместе с ними все тяготы и невзгоды военного времени для того, чтобы в будущем не допускать проявления подобного ужаса. И подобные архивные материалы, собранные родственниками воевавших на фронтах войны, представляют для меня и моего поколения в этом контексте огромную ценность.

Как итог, цель, установленная в начале исследования, достигнута. Гипотеза в ходе работы над исследованием подтверждена.

«Библиография и источники»

1. https://www.stihi.ru/avtor/soldpisma

2. https://tass.ru/obschestvo/7456017

3. https://obd-memorial.ru/html/

4. www.podvignaroda.mil.ru. - Официальный сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

5. Личный архив В.Н. Орловой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!