Просмотр содержимого документа
«Мини-исследования на уроках математики»
Мини - исследования на уроках математики
Ткаленко И. Л.
МБОУ СОШ №3, г. Цимлянск,
2024 г
Цель исследовательского метода :
«вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Основные этапы учебного исследования
- Мотивация исследовательской деятельности.
- Создание проблемы.
- Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Доказательство или опровержение гипотез
- Вывод по результатам работы
- Применение новых знаний на практике.
Тема: « Вычисление длины окружности » .
Определение числа π.
– взять бумажный круг, банку, стакан обвести по контуру на миллиметровую бумагу;
– измерить диаметр получившейся окружности, вычислить радиус;
– опоясать окружность ниткой и измерить длину получившейся нити;
– найти отношение длины окружности к ее диаметру
№
1
Приборы
2
Длина окружности С (см)
3
Диаметр окружности d (cм)
С/d
Тема: «Неравенство треугольника»
Построить четыре треугольника:
- Со сторонами 6 см, 8 см, 10 см.
- Со сторонами 8 см, 3 см, 7 см
- Со сторонами 9 см, 5 см, 3 см.
- Со сторонами 2см, 3 см, 5 см
В итоге обсуждения делают, вывод о том, что все зависит от длин отрезков. Формулируют гипотезу: «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон».
Тема: «Медиана, биссектриса, высота треугольника»
Класс разбивается на несколько групп. Каждой группе предлагается три чертежа, на первом – построены все медианы треугольника, на втором – все биссектрисы треугольника и на третьем – все высоты треугольника. Чертежи все подписаны: «медианы», «биссектрисы», «высоты». Школьникам предложено изучить все чертежи, выполнить необходимые измерения и сформулировать определения биссектрисы, медианы и высоты. Каждая группа представляет свои определения перед классом.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа).
- Практическое задание: Построить квадраты на сторонах прямоугольного треугольника, длины которых равны:
- 3см, 4 см и 5см ;
- 6 см, 8 см и 10 см;
- Вычислить площади этих квадратов.
- Открытие
Тема «Решение уравнений».
Учитель решает быстро уравнение:
(3x + 7) · 2–4 = 18
6x + 14–4 = 18
6x = 18–14–4
6x = 0
x = 0
Естественно при проверке ответ не сходится.. Ищем ошибку.
Дети решают проблему.