МИНИ - КВАНТОРИУМ БИОКВАНТУМ – КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по созданию сети детских технопарков «Кванториумов» в условиях ДОО, как средство изучения живой природы дошкольников.
Ключевые слова: детский технопарк «Кванториум», БИОКВАНТУМ, профориентация, лаборатория.
На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития в системе образования, обновлением содержания воспитания, внедрение форм и методов, что сформулировано в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно концепции дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников
В нашем ДОУ создана мини – лаборатория «БИОКВАНТУМ» где ознакомление с природой проходит, в рамках дополнительного образования в форме кружка, где дети расширяют базовые знания в области живой природы.
Практические навыки работы обучающиеся могут получить на различных видах современного оборудования. Так, например, гидропонная грядка используется в процессе изучения выращивания растений без земли; микроскоп – для изучения клеток растений и т.д.
Принципы организации:
- Принцип интеграции: В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
- Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.
- Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
- Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.
Занимаясь в БИОКВАНТУМЕ дети учатся:
- работать с различными видами микроскопов;
- с микропрепаратами;
- выращивать растения на питательных средах;
- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов, доступных для старших дошкольников:
Темы проектов:
Размножение растений разными способами.
Исследование влияния различных факторов на развитие растений.
Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т.д.).
Лекарственные растения (получение, исследование и т.д.).
Выращивание растений «Здоровая еда».
Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).
Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством ознакомления с миром живой природы дошкольников.
Материал подготовила: Масасина Елена Алексеевна