СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини – проект: "Критериальный подход к оцениванию результатов образования как фактор мотивации учащихся".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: создание в среднем звене школы системы критериального оценивания учебных достижений учащихся для объективного оценивания  и повышения мотивации учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Мини – проект: "Критериальный подход к оцениванию результатов образования как фактор мотивации учащихся".»

Министерство образования и науки Республики Казахстан Филиал АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области











Мини – проект

Критериальный подход к оцениванию результатов образования как фактор мотивации учащихся










Слушатель

ФИО, школа

Гордиенко С.С., КГУ «ОСШ № 28 г. Темиртау»,

Дорохина Е.Н., КГУ «Ш-Л № 14 г. Темиртау»,

Лепёхина Н.В., КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау»,

Филатова С.И., КГУ «ОСШ № 23 г. Темиртау»



Руководитель

Сабит Жулдыз Амангелдыкызы

Старший преподаватель кафедры воспитания

и социализации личности






г. Караганда



Содержание

стр.

  1. Введение………………………………………………….…3

  2. Основное содержание проекта

  1. Теоретическое обоснование…………………………….…. 5

  2. Описание продукта проектирования………………….……5

  3. Планирование деятельности по реализации проекта……...7

III. Критерии оценки эффективности проекта ……………10

  1. Риски проекта ……………………………………………..11

  1. Заключение ............................................................................11

  2. Глоссарий…………………………………………………..12

  3. Список используемых источников .…………………….14

VIII. Приложение ………………………………………………. 15









  1. Введение


Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.

В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.

Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

 В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования. Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений.

Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Казахстан в рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках 21 века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

Неотъемлемой частью содержания образования является система
оценивания достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения.
При внедрении обновленного среднего образования используется система
критериального оценивания учебных достижений обучающихся.

Новая для Казахстана система критериального оценивания направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

С помощью четко выработанных критериев оценивания и учитель, и обучающийся будут понимать:

• На какой стадии обучения обучающийся находится?

• Куда он стремится в своем обучении?

• Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых

результатов обучения?

Система критериального оценивания определяет основы для внесения
изменений в действующую практику оценивания учебных достижений
обучающихся общеобразовательных школ. Это позволит обеспечить
качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам
и потребностям обучения каждого обучающегося.


Идея проекта

Основной целью Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы является обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

В школах оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, направленных на правильный выбор учителем эффективных приемов и средств обучения. Альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание 12-летней школы, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина. В основе критериального оценивания лежит критериальный подход - определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.


Цель проекта: создание в среднем звене школы системы критериального оценивания учебных достижений учащихся для объективного оценивания и повышения мотивации учащихся.


Задачи:

1. Создать единое понятийное пространство в области оценивания образовательных результатов для всех участников эксперимента через изучение психолого-педагогической литературы и согласование позиций.

2. Разработать и апробировать модель оценивания предметных образовательных результатов в 5, 7 классах на критериальной основе.

3. Разработать и апробировать диагностический инструментарий (критерии, дескрипторы) для оценивания предметных результатов образования.

4. Исследовать возможность влияния критериального оценивания на учебную мотивацию, умение учиться (самоконтроль, самооценка, целеполагание, рефлексия) и качество знаний.


Ожидаемые результаты:

1. В школе создано единое понятийное пространство в области оценивания образовательных результатов для всех участников эксперимента через изучение психолого-педагогической литературы и согласование позиций.

2. Разработана и апробирована модель оценивания предметных образовательных результатов по русскому языку и литературе в 5, 7 классах на критериальной основе.

3. Разработан и апробирован диагностический инструментарий (критерии, дескрипторы) для оценивания предметных результатов образования.

4. Исследованы возможности влияния критериального оценивания на учебную мотивацию, умение учиться (самоконтроль, самооценка, целеполагание, рефлексия) и качество знаний.


II. Основное содержание проекта


Теоретическое обоснование

В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. 
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода. 

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла, а также трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки – все это требует скорейшего решения. 

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.


Описание продукта проекта

Модель оценивания предметных образовательных результатов на критериальной основе, методические рекомендации по организации критериального оценивания предметных результатов.

В процессе внедрения проекта в среднем звене школы будет создана Модель критериального оценивания учебных достижений учащихся 5, 7 классов. Данная Модель позволит перейти на новую систему оценивания учебных достижений учащихся, объективно оценить обучение каждого ученика согласно ЗБР. Данная модель будет функционировать на основе принципов открытости, коллегиальности, демократичности, что позволит педагогам, учащимся и их родителям отслеживать результаты обучения на основе выработанных критериев, что в конечном итоге обеспечит каждого из участников образовательного процесса инструментарием, способствующим формировать умение самоконтроля и самооценки на основе критериев, алгоритмов, образцов выполнения предметных результатов, способствовать повышению мотивации к учебной деятельности, участников эксперимента через формирование способов самоконтроля и самооценки, умения определять границы знания и незнания, уровня сформированности других компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования).

В процесс реализации Модели будут вовлечены члены администрации, координаторы, учителя-филологи, школьный психолог, ученики 5, 7 классов и их родители.

Работа с педагогами, администрацией и психологом будет включать в себя работу по изучению нормативно-правовой базы, созданию Модели, отбору форм и методов работы, диагностику, отслеживание хода реализации проекта, анализ внедрения проекта. Учащиеся и их родители будут осведомлены о предполагаемом проекте и необходимости его реализации для успешного обучения детей, познакомятся с результатами исследования и будут активно вовлечены в реализацию проекта. У учащихся в ходе реализации проекта будут формироваться навыки самооценивания, самопознания, самопрогнозирования, возможностей самопланирования УПД, рефлексивные умения, оценка достижений, развита познавательная потребность, учебная мотивация, творческая активность учащихся.

Предполагаемая Модель критериального оценивания



План проектных работ


Сроки и этапы реализации проекта (январь 2019 г. – июнь 2021 г.)


Подготовительный этап (январь 2019 г. – июнь 2019г.)

Изучение декларативных и организационно-нормативных документов Республики Казахстан об образовании, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, а также отечественного и зарубежного опыта организации критериального оценивания. Анализ разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Определение объекта, цели и задач, идеи, формулировка основных компонентов научного исследования.


Задачи

Содержание работы

(действия)

Продолжительность работ

Исполнители

1. Анализ состояния системы оценивания в школе

1.1 Анализ качества знаний учащихся средней и старшей школы за 3 года.

1.2 Анализ уровня воспитанности учащихся.

1.3 Анализ состояния контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе.

1.4 Анализ кадрового состава учителей русского языка.

январь



январь


февраль




февраль

Зам по УВР, учителя русского языка и литературы


Психолог



Зам по УВР, учителя русского языка и литературы



Администрация

2. Выявление ресурсов для перехода на критериальную систему оценивания

2.1 Анализ материально-технических ресурсов.


январь



Администрация


3. Разработка педагогического проекта и согласование его с участниками образовательного процесса (представление на методическом объединении учителей гуманитарногоцикла)

3.1 Изучение психолого-педагогическо и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции.

3.2 Отбор форм и методов на основе имеющихся ресурсов.

    1. Создание Проекта.

3.4 Согласование Проекта с участниками образовательного процесса.

январь







февраль


март

июнь


Учителя русского языка и литературы






Учителя русского языка и литературы, психолог, администрация


Учителя русского языка и литературы, психолог, администрация


4. Теоретическая и мотивационная подготовка к реализации проекта

4.1 Проведение коучинг – сессий для учителей русского языка по плану.

4.2 Проведение диагностики учителей «Готовность к инновационной деятельности», «Профессиональные затруднения», «Успешности учителя».

январь-июнь




январь-июнь

Учителя 1, уровня




Психолог

5. Разработка нормативной документации

5.1 Создание приказа по школе о реализации проекта.

5.2 Определение участников проекта, творческих групп по реализации проекта.

5.3 Утверждение Проекта на Педагогическом совете школы.

январь


январь


февраль

Директор


Администрация


Администрация


Ресурсный этап (январь 2019г. – декабрь 2019г.)

Теоретическое обоснование, разработка и научное описание модели и технологии организации критериального оценивания, уточнение понятийного аппарата исследования, осуществление организационного этапа, связанного с созданием всех условий для проведения опытно-экспериментального исследования (методических, мотивационных, организационных), определение экспериментальных и контрольных объектов для сравнения и создания контрольно-измерительных материалов для участников проекта, начало проекта.

Задачи

Содержание работы

(действия)

Продолжительность работ

Исполнители

1. Разработка модели оценивания предметных результатов в 5,7 классах на критериальной основе

1.1 Создание Модели.

1.2 Определение экспериментальных и контрольных объектов для сравнения.


январь – октябрь


январь

Администрация, психолог, учителя русского языка и литературы

2. Разработка соответствующего диагностического инструментария

2.1 Разработка диагностического инструментария.

март

Психолог, учителя русского языка и литературы

3. Проведение стартовой диагностики планируемых результатов реализации экспериментальной программы

3.1 Проведение диагностики учащихся начального звена школы.

    1. Анализ диагностики.

март

декабрь

Психолог, учителя русского языка.

Психолог, учителя русского языка и литературы


Этап апробации и обобщения (январь 2019 г – июнь 2020 г.)

Внедрение проекта. Использование критериального оценивания предметных результатов в учебном процессе.

Задачи

Содержание работы

(действия)

Продолжительность работ

Исполнители

1. Апробация модели оценивания образовательных предметных результатов в классах на критериальной основе; диагностического инструментария

1.1. Апробация Модели в экспериментальных классах.

1.2 Проведение родительских собраний по ознакомлению с результатами реализации проекта.

1.3 Выступление на НМС школы о ходе реализации проекта.

январь - июнь




июнь




март, декабрь

Учителя русского языка и литературы



Классные руководители




Учителя русского языка и литературы

2. Проведение промежуточной диагностики планируемых результатов реализации проекта

2.1 Проведение промежуточной диагностики учащихся экспериментальных классов.

2.2 Анализ диагностики.

декабрь





декабрь


Психолог, учителя русского языка и литературы



Психолог, учителя русского языка и литературы

3. Корректировка по необходимости разработанных материалов

3.1 Корректировка внедрения Модели на основе анализа промежуточной диагностики.

январь

Администрация, психолог, учителя русского языка и литературы


Заключительный этап (сентябрь 2021г. – июнь 2021г.)

Завершение проекта, итоговая обработка полученной информации, соотношение полученных результатов с целью, задачей, гипотезой, уточнение теоретико-методологических положений, обобщение, систематизация полученных результатов, выводов, формулировка заключения по основным идеям, литературное оформление работы.


Задачи

Содержание работы

(действия)

Продолжительность работ

Исполнители

1. Проведение итоговой диагностики планируемых результатов реализации проекта

1.1. Проведение итоговой диагностики.

1.2. Анализ диагностики.



сентябрь

Психолог, учителя русского языка

2. Анализ модели оценивания образовательных предметных результатов в начальных классах на критериальной основе, определение её эффективности

2.1 Анализ работы по реализации проекта

июнь

Администрация, психолог, учителя русского языка

3. Обобщение и описание опыта инновационной деятельности проекта.



3.1 Выступление на педагогическом совете гимназии о результатах реализации проекта.

3.2 Обобщение опыта на городском уровне, выступление на ГМО учителей русского языка и литературы.

3.3 Создание сборника методических рекомендаций по реализации критериального оценивания учебных достижений школьников

июнь




август




май - июнь

Администрация, психолог, учителя русского языка


Учителя русского языка



Учителя русского языка



Диагностический инструментарий.

- Анкета «Отношение к школе».

- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой для среднего звена.

- Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания.

- Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс).

- Изучение личностного развития учащихся 5-7 классов: уровень воспитанности.


III. Критерии эффективности проекта


- сформированность внутренней позиции школьника, эмоционально-положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями. Характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

- сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, мотивации достижения успехов, стремления к совершенствованию своих способностей;

- сформированность самоконтроля, включая осознание правильности своих действий, направленных на предупреждение или обнаружение уже допущенных ошибок, планирование дальнейших действий, направленных на устранение ошибок и, конечно же, позволяя предупредить психологические перегрузки, повышенную утомляемость;

- сформированность умения планировать: определять адекватные цели деятельности, операции и порядок их выполнения;

- сформированность целеполагания как умения предвосхищать результат предстоящей деятельности и описывать его.


  1. Риски проекта


    1. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.

    2. Стереотипность в мышлении педагогов, отсутствие мотивации.

    3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.

    4. Недостаточная теоретическая подготовка по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие практических навыков для внедрения этой системы


  1. Заключение


Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультант. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.


  1. Глоссарий


1. Государственный общеобязательный стандарт образования - нормативный документ, способствующий проведению единой государственной политики в области образования, определяющий совокупность целей и задач, базового содержания образования, максимального объема учебной нагрузки обучающихся и воспитанников, основных принципов организации процесса обучения и оценки качества знаний по образовательным областям и отдельным учебным предметам, ожидаемых образовательных результатов в виде знаний, умений, навыков и сформированных ключевых компетентностей, правил и процедур государственного контроля качества образования.


2. Критериальное оценивание - процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.


3. Личностно - ориентированный образовательный процесс — процесс обучения, воспитания и развития, учитывающий особенности и потребности личности, в ходе которого реализуются идеи гуманизации, индивидуализации, дифференциации, деятельностного подхода в образовании


4. Образовательные результаты — достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять в практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов.


5. Оценка - термин, употребляемый в педагогике для характеристики результатов учебной деятельности по заданному критерию установления требований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков у того или иного ученика или класса в целом.


6. Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.


7. Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.


8. Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации.




























VII. Список используемых источников


1. Адамский, А. (2009). Что такое качество образования? Москва: Эврика,

2009.

2. Блум Б.С. (1970). Теория полного усвоения: теория и практика. Нью

Йорк: Лонгман.

3. Блум Б.С., Кратволь Д. (1956). Таксономия целей обучения. Нью Йорк:

Лонгман.

4. Блум Б.С. (1956). Классификация учебных целей. Нью Йорк: Лонгман.

Блэк П., Уильям Д. (2009). Педагогические исследования: формативное

оценивание. Британский научный журнал исследований №29.

5.Браун А.Л. и Палинксар А.С. (1985). Взаимообучение: деятельность по

оказанию содействия по обучению чтению. Нью Йорк: Колледж Борд.

6. Велединская С.Б., Дорофеева, М.Ю. (2014). Смешанное обучение:

технология проектирования учебного процесса. Ассоциация

образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый

университет».

7. Выготский Л.С. (1978). Развитие высших психических функций. Москва: изд. АПН РСФСР.

8. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, Астана, 2016 год.

9. Закон «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года

№319-III.

10. Зимняя И.А. (1973). Психология слушания и говорения. Москва:

Докторская диссертация.

11. ОЭСР (2014). Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане.

12. Постановление Правительства РК «Об утверждении Национального

плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на

2012-2016 годы»

13. Уильям Д. и Томсон М. (2007). 5 основных стратегий для формативного оценивания.

14. Шамова Т.И. (2007). Современные средства оценивания результатов

обучения в школе. Москва: Педагогическое общество России.

Интернет-ресурсы:

  1. festival.1september.ru

  2. http://azbyka.kz

  3. http://pedportal.net

  4. http://sabak.ucoz.org

  5. http://sc0001.celinograd.akmoedu.kz

  6. http://www.has.edusite.ru

  7. http://www.moyashkola.net

  8. http://www.rasdolnschool.ru

  9. http://zargimnazia2.narod.ru

  10. https://infourok.ru

  11. http://zdorov-e.ucoz.ru

Приложение 1

Урок русского языка по теме:

«Создание текста-рассуждения»

Школа

Дата

ФИО учителя

Класс: 5

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Создавать текст-рассуждение

Цели урока

Все учащиеся смогут видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательство и вывод

Все учащиеся смогут создать текст-рассуждение на заданную тему, используя требуемую структуру

Большинство учащихся смогут включать в рассуждение специальные слова: вводные слова и конструкции, выделяя их запятыми

Некоторые учащиеся смогут сами предложить тему для создания текста-рассуждения и создать текст по этой теме

Языковая цель

Учащиеся научатся использовать словесные формулы текста-рассуждения, сопоставят данные словесные формулы со словесными формулами в других языках

Словарный запас и терминология на конкретную тему:

Вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих…, значит, следовательно…

Полезные наборы фраз для диалога и письма:

  • Для формулировки тезиса: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

  • Для введения в текст доказательств, фактов, примеров: во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

Для формулировки вывода: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Предыдущее обучение

Знают о типах речи: повествовании, описании, рассуждении

Начальные знания о вводных словах и пунктуации при них

Имеют представление о делении текста на смысловые части - абзацы

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

5 минут

СТАРТЕР


Учащимся предлагаются для ознакомления и обсуждения картинки, изображающие спор.

Предлагается ответить на вопрос:

- Что происходит на картинке?


После того, как учащиеся определят, что картинки изображают спор, учащимся предлагается следующий вопрос:

- Каким учением должен обладать человек, чтобы отстоять свою точку зрения в споре?

(Ожидаемый ответ: умением рассуждать, приводя аргументы)

ВВЕДЕНИЕ:

После окончания урока каждый из вас начнет учиться рассуждать, отстаивая свое мнение.

Каждый из вас сможет видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательство и вывод, сможет создать текст-рассуждение на заданную тему, используя требуемую структуру. Большинство сможет включать в рассуждение специальные слова: вводные слова и конструкции, выделяя их запятыми. Некоторые учащиеся смогут сами предложить тему для создания текста-рассуждения и создать текст по этой теме.

Мультимедийная презентация

Середина


1 – 5 минут




























2. – 2 минуты







3. – 15 минут

















4. - 8 минут


Знакомство со структурой текста-рассуждения:


  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Мама и бабушка Васи – большие противницы современных гаджетов. Когда Вася усаживается в кресло со своим смартфоном, они начинают возмущаться:

- Васютка, - причитает бабушка, - это же так вредно! Излучение от этих штук страшное, облысеешь ещё!

- Вася! – добавляет мама. - От этого твоего телефона сплошной вред! Во-первых, ты портишь зрение. Во-вторых, ты сидишь целый день со своей игрушкой, не занимаешься спортом! Уже осанку испортил! В-третьих, ты ни с кем из друзей «в реале» не общаешься, скоро забудете, как вы выглядите! В-четвертых, по дому не помогаешь! Мусор бы вынес, хоть воздухом раз в день подышишь! И лавное, на уроки времени не остается! И поговорить-то нам некогда. Да и вообще, откуда я знаю, может, ты там читаешь что-то, что я бы не одобрила! Клади свою игрушку на стол, сходи за хлебом, прогуляешься заодно. Телефон вообще-то для связи, а не для развлечения и потери времени!


Прочитайте текст и определите его тему, основную мысль и тип текста.


  1. Ответьте на вопросы:

- Что утверждают мама и бабушка в разговоре с мальчиком?

- Каким образом они убеждают мальчика в том, что смартфон вреден?

- С какой целью они произносят свои монологи?


  1. Ознакомьтесь со структурой текста-рассуждения (слайды)

Ответьте на вопросы:

- Можем ли мы утверждать, что текст ,с которым вы ознакомились, - рассуждение? Аргументируйте.

- Найдите в тексте элементы структуры текста- рассуждения.

- Какие слова помогают строить рассуждение? Какова особенность постановки знаков при этих словах? Знаете ли вы вводные слова на других языках?

- Согласны ли вы с мамой и бабушкой Васи? Почему?

- Представьте себя на месте Васи. Что бы вы ответили маме и бабушке? Создание кластера «Польза смартфона»


  1. Создание текста-рассуждения:


  • Современные гаджеты полезны?


Для высокомотивированных учащихся: самим предложить тему для создания текста-рассуждения и создать текст по этой теме

Например:

  • Что еще Вася хотел бы сказать маме?



Раздаточный материал,


Мультимедийная презентация


Памятки:

  1. Создание текста-рассуждения

  2. Полезные наборы фраз для диалога и письма

Конец

7 минут


Стратегия «Трудное положение»

Один из учеников в роли Васи


Дополнительная информация

Дифферециация


Текст с «подсказками» (выделенные разными шрифтами части рассуждения и подчеркнутыми вводными словами) – больше поддержки


Текст с «подсказками» (подчеркнутыми вводными словами) – некоторая поддержка


Текст без подсказок – минимальная поддержка


Оценивание


Умеет находить в тексте-рассуждении тезис, доказательство и вывод

Может создать текст-рассуждение на заданную тему, используя требуемую структуру

Может включать в рассуждение специальные слова: вводные слова и конструкции, выделяя их запятыми

Может сам предложить тему для создания текста-рассуждения и создать текст по этой теме

Может использовать словесные формулы текста-рассуждения, сопоставят данные словесные формулы со словесными формулами в других языках.

Межпредметные связи, здоровье и безопасность, поддержка ИКТ

Ценности


Биология

Самопознание

Информатика


Семейные ценности



Домашнее задание


3 минуты

  • Придумать 5 интересных тем для рассуждения

  • Написать рассуждение на интересующую ученика тему

  • Карточка – текст с тезисом и выводом, задание – дополнить текст.


Рефлексия


Были ли цели обучения /урока достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?





Придерживался ли я временного графика?

Какие отступления от плана я сделал и почему?


Приложение 2

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ

ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ

Анкета Лускановой Н.Г., модифицированная Даниловой Е.И. для учащихся среднего звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу.

Приводим текст опросника (десять вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а под- ростки должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Прослушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.


Обработка результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25–30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень. 20–24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15–19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень. 10–14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в отношении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нор- мам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.

Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из десяти вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»).

О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответа на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответа можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из двух или трех человек.

При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса.

Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию.

Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом.

Для работы с результатами анкетирования будет также удобно составить сводную таблицу (см. следующую страницу).

При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5-й, 8-й, 9-й, 10-й вопросы (именно они включены в сводную таблицу).

Сводная таблица результатов

модифицированного теста Лускановой Н.Г.

Школа № _____________ класс ______________

Дата проведения __________________________ 

п/п

Фамилия, имя

Ответы на вопросы анкеты

Уровень мотивации

5-й вопрос

8-й вопрос

9-й вопрос

10-й вопрос

Сумма баллов

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

3

4

5

1

2

3

Количество 2-х и 3-х вариантов ответа

% учащихся


Приложение 3


Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Проведение исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк корректурной пробы (см. ниже).

Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы – 10 минут.


Образец бланка корректурной пробы

АКСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕСОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКАОСЕРВКОАНКСАКАНЕОСВРЕНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСВКРАЕОВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАСНСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕРВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКНЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОАРЕСВОЕРВОСКВНЕРАОСЕНВСНРАЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСНВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКВНРАЕОСВРВОАНСКОКРСЕНАОВКСЕАВНСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНСКОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВООВНЕРАНСЕОВРАКВОАCBКPАCKOBPАKHCOKPEHГPCEАOKCAKPHPАKАEPKCНАОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕАСНВСРНАКВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНСРНЕОКОВСНВОВРСЕРВНРКСРКВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАНЕОВСКЦВРНАКСЕPBKOCKАOEHPBOCKPEHАEАHАKBCEOBKAPЕCHAОBKОАОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВНАЕОВНРСКАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВКОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСНВКРАНВEPAKOKCOBPHAEАCBKBHOCEHBPАKPEOCOBАOECEАНЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОСРНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕНСВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕОКАНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНВКРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКАЕРНСОАНВРКВСЕНРАКСРНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОЕНСКВРНАОЕНСОАНСОЛКВРНСЛОЕРРСКОЕНЛРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВКЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАСОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВАНСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОКОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКРНВКОЕСАНЕОВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСНЕОКРЕАСОКРЕОВНССЕОВНАРКОСВНРОАСОКРЕАОСВКАКРЕРКОЕСВНОАЕРВКСОЕНРАКРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРАЕСНАКВОЕРЕНСАКВООАЕРКСЕРАКРВСАЕОВНЕСРКВО


Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов психолог сверяет корректурные бланки испытуемого с программой – ключом к тесту. В протокол исследования (табл. 1) вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Таблица 1

Протокол исследования устойчивости внимания

Показатель

Результат

Количество просмотренных за 10 минут букв


Количество правильно вычеркнутых букв


Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть


Точность выполнения задания, %


Оценка точности, баллы


Оценка продуктивности, баллы


Оценка устойчивости внимания, баллы



Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:

где т – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв, п – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:

А = В + С,

где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Таблица 2

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

%

баллы

Менее 1010

1

Менее 70

1

1010–1175

3

70–72

2

1175–1340

5

72–73

3

1340–1505

7

73–74

4

1505–1670

9

74–76

5

1670–1835

10

76–77

6

1835–2000

11

77–79

7

2000–2165

12

79–80

8

2165–2330

13

80–81

9

2330–2495

14

81–83

10

2495–2660

15

83–84

11

2660–2825

16

84–85

12

2825–2990

17

85–87

13

2990–3155

18

87–88

14

3155–3320

19

88–90

15

3320–3485

20

90–91

16

3485–3650

21

91–92

17

3650–3815

22

92–94

18

3815–3980

23

94–95

19

3980–4145

24

95–96

20

4145–4310

25

96–98

21

Более 4310

26

Более 98

22


Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 3).


Таблица 3

Шкала для перевода показателей свойства внимания
в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные

оценки

Устойчивость
внимания

Переключение
внимания

Объем

внимания

19

Более 50

Более 217

Менее 115

18

17

48–49

214–217

115–125

16

46–47

211–214

125–135

15

44–45

208–211

135–145

14

39–43

205–208

145–155

13

36–38

201–205

155–165

12

34–35

195–201

165–175

11

31–33

189–195

175–195

10

28–30

182–189

195–215

9

25–27

172–182

215–235

8

23–24

158–172

235–265

7

20–22

149–158

265–295

6

16–19

142–149

295–335

5

14–15

132–142

335–375

4

12–13

122–132

375–405

3

9–11

114–122

405–455

2

110–114

1

0

Менее 9

Менее 110

Более 455

П р и м е ч а н и е. 1 балл не присваивается никогда.






Приложение 4

Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс)

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе, на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне, долго не задумывайтесь. Оцени, на сколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого выдели нужный балл.

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель ..0 1 2 3

  2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои

знания о мире....................................................................................... 0 1 2 3

  1. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее,

чем сидеть на уроках, учиться…………………………………… …0 1 2 3

4.Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку........... 0 1 2 3

5.Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция..................... .0 1 2 3

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.…. …0 1 2 3

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо........................... ... …0 1 2 3

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться...............0 1 2 3

9. .Я испытываю интерес только к конкретным предметам .................0 1 2 3

10. Считаю, что успехи в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников................................................0 1 2 3

  1. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений

и разносов со стороны родителей и учителей...................................0 1 2 3

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам

решу трудную задачу, хорошо выучу правило ........................……....0 1 2 3

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, куль-

турным человеком................................................................................0 1 2 3

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская

обязанность на данном этапе моей жизни………………….................0 1 2 3

  1. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень

важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы………………………………………………….………………0 1 2 3

  1. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную ра-

боту с ребятами(в паре, брагаде, команде и т.д.)..................................0 1 2 3

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи………………………………………………………………………..0 1 2 3

  1. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших..........................0 1 2 3

  2. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту,

природе и т.д. )………………….................................................................0 1 2 3

  1. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.........................................0 1 2 3

  2. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе..................................0 1 2 3


Ключ к опроснику "Учебная мотивация" - 5 - 8 кл.

Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:

  1. познавательные мотивы …………………………………….2 9 15

  2. коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16

  3. Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21

  4. Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19

  5. Позиция школьника…………………………………………..7 14 20

  6. Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18

  7. Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17


Перевод баллов в % осуществлять по системе:

1 балл - 11 % 3 балла - 33 % 5 баллов - 55 % 7 баллов - 77 %

2балла - 22 % 4 балла - 44 % 6 баллов - 66 % 8 баллов - 88 %

9 баллов - 100 %

Далее определяется уровень мотивации: высокий, средний, низкий.

Приложение 5

Изучение личностного развития учащихся 5-7 классов.

Изучение личностного развития учащихся начальной школы мы предлагаем вести с помощью карт воспитанности. Карты воспитанности – это документ, где перечислены качества личности, оцениваемые по пятибалльной шкале. По результирующим показателям можно судить об изменениях в личностном развитии школьников в тот или иной возрастной период. Все указанные в карте воспитанности качества личности – это программа их воспитания. Определяется то, что следует воспитывать у ребенка в первую очередь. Если тот или иной признак достаточно сформирован, то обращается внимание на другие. Карта воспитанности заполняется школьником (в школе, в форме игры «Кто я, какой я?»), учителем, а также родителями. Это позволяет учителю видеть, как изменяется ребенок: в какой области развивается быстрее, где отстает. Подсчитав общее число учащихся, имеющих те или иные признаки воспитанности, учитель может объективно оценить, каковы результаты его собственной работы, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с классом и с каждым конкретным учеником. Определяются задания родителям и ребенку: что делать, на что обратить внимание, чтобы воспитать необходимые качества личности. 

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.

  • “1” - очень редко, чаще случайно.

  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

  • Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!