Требования к общеобразовательной подготовке учащихся предполагают овладение учащимися не только репродуктивной, но и творческой деятельностью, овладение ими практическими умениями и навыками. Поэтому в практике своей работы я использую мини-тренажеры, способствующие овладению практическими умениями и такими мыслительными операциями как анализ и синтез, конкретизация и обобщение. Комплект дидактических материалов состоит из карточек матричного характера, представляющих блоки из вариантов однотипных основ и разнообразных письменных и устных заданий. Для организации работы на уроках все блоки мини-тренажеров собраны в папки с файлами и разложены в одном экземпляре на столах учащихся. Папка с мини-тренажерами и дополнительным материалом для облегчения проверки ответов находится у учителя. Под руководством учителя, учащиеся открывают тот блок мини-тренажера, который актуален на данном этапе урока. За урок можно использовать несколько блоков, в зависимости от необходимости. При устном фронтальном опросе учитель формулирует задание и называет фамилию или имя отвечающего. Остальные учащиеся следят по своим мини-тренажерам за правильностью ответа, а при наличии ошибок и готовности внести исправления поднимают руку.
Используя мини-тренажеры на уроках можно проводить следующие виды опроса: индивидуальный, с устным комментированием, с предварительной подготовкой, с опорой на план, фронтальный устный, в процессе беседы, в процессе дискуссии, со взаимоконтролем учащихся, письменный пятиминутный, письменный глубокий, путем взаимопроверки самостоятельных работ, с использованием контурных карт.
Мини-тренажеры целесообразно использовать в качестве основы для дифференцирования занятий по степени сложности. Например, в то время как основная часть класса работает с учителем, участвуя в общем фронтальном диалоге, преуспевшие ученики, не нуждающиеся в продолжение тренировочной деятельности, выполняют другие или более сложные задания. При устном и фронтальном опросе учащиеся не выходят к доске, даже не встают. Время затрачивается только на ответ.
Данные мини-тренажеры универсальны. С их помощью можно организовать устные и письменные работы, осуществлять личностно-ориентированный подход при работе в классе и при организации домашней работы. По необходимости и при желании учитель может изменять или дополнять задания к блокам.