Вводная беседа. Актуализация знаний. Объявление темы и цели урока. Здравствуйте ребята! Учебный год подходит к концу и на классном часе мы обсуждали с вами необходимость сохранности школьного имущества. Родительский комитет вашего класса вынес решение о проведении косметического ремонта класса, в том числе о покраске парт, за которыми вы сейчас сидите. Хотите ли вы помочь вашим родителям? А чем мы с вами можем помочь им на уроке математики? На профессиональном языке ваши действия будут называться « Составление сметы расходов». Это и есть тема нашего урока. А есть ли у вас какие-нибудь предположения, во что обойдется вашей семье покраска парт? Вам интересно проверить, кто из вас ближе к истине и сколько на самом деле потратят ваши родители? Запишите на черновике ваши предположения, а потом мы проверим! | - (после коллегиального обсуждения) мы хотим помочь, но наши родители не знают, сколько нужно купить краски и сколько это стоит. И не знают, сколько каждая семья потратит денег. Мы можем с вами посчитать? Дети высказывают свои предположения относительно стоимости Дети записывают предполагаемую стоимость и обмениваются с партнером |
Планирование Вот перед вами парта. Давайте вместе подумаем, как нам посчитать нужное количество краски и как потом провести расчет в денежном эквиваленте. Из каких частей состоит парта и какой они формы? А как мы называем сумму площадей граней? Теперь дело за краской. Ведь красить можно и тонким слоем и толстым. А чтобы рационально использовать краску, нужно знать расход, т.е. сколько кг краски уходит на 1 . Инициативная группа учащихся вашего класса сходила в магазин в сопровождении родителей и узнала, что написано на банке с краской и сколько такая банка стоит. Как же нам распорядиться этой информацией? Вы молодцы! И с чего же вы хотите начать вашу практическую деятельность? Подумайте и предложите, как нам организовать измерительные и вычислительные работы так, чтобы сделать их быстро, дружно и качественно? А как вы распределите обязанности в группе? Это хороший способ работы. Но как нужно вести себя в группе, чтобы добиться хороших результатов и не испортить настроение себе и другим? А чтобы каждый из вас мог получить оценку за свой труд, я раздам вам расчетные листы с таблицами, которые вы подпишите и сдадите на проверку. Но так как измерять вы будете рулетками в см, а вычисления должны производиться в м и , нам нужно повторить некоторые правила действий с десятичными дробями и перевод одних единиц измерения в другие. Какие знания, умения и навыки нам пригодятся в данной работе? Но когда вы найдете площадь в , у вас получаться десятичные дроби с большим количеством знаков после запятой, а в реальной жизни для нахождения массы краски вам потребуются приблизительные ответы. Что же придется сделать с такими дробями? | Дети рассматривают парту, советуются друг с другом -мы будем окрашивать столешницу, заднюю стенку, две боковые стенки и четыре ножки. Все эти части – прямоугольники. Значит, мы будем искать площадь каждой стенки и ножек, а потом получившиеся ответы нужно сложить. - мы будем искать площадь поверхности парты. В нашем классе 8 парт , поэтому полученное число нужно умножить на 8. Коллективное решение проблемной ситуации. Нужно расход умножить на всю площадь поверхности, мы получим массу краски, а потом цену за 1 кг умножим на массу и получим стоимость всей краски. Нас в классе 10 человек. Поэтому всю стоимость надо разделить на всех, на 10. Надо узнать длину и ширину каждой прямоугольной части парты и посчитать площади этих частей. Можно разбиться на 4 группы. 1-я будет находить площадь столешницы, 2-я – площадь задней стенки, 3-я – займется площадью двух боковых стенок, а 4-я посчитает площадь четырех ножек. Кто-то измеряет, кто-то записывает результаты, каждый выполняет вычисления и потом все члены группы сверяют свои ответы. Каждая группа дает свой ответ. Не надо ругаться и злиться, а надо помогать и просить помощи, если не получается. Умножение, деление, сложение десятичных дробей, формула для нахождения площади прямоугольника, перевод см в м, правила деления десятичных дробей на 10, 100 и т.д., нахождение массы и стоимости. Округлить! |
Практическая деятельность фронтальный опрос на повторение перечисленных правил. Практическая работа с помощью измерительных инструментов (выдается 4 рулетки каждой группе). Измерения производятся на 4-х свободных партах. Проведение вычислений. Учитель на доске сводит в единую таблицу результаты каждой группы до пункта нахождения общей площади поверхности всех парт класса. Отчет инициативной группы (учитель слушает, корректирует) Индивидуальная работа учащихся (учитель наблюдает, оказывает помощь слабоуспевающим). Так как результаты измерений заранее не могут быть известны, учитель для предъявления образца ответов должен выполнить вычисления уже в ходе урока | 4.1 Дети отвечают правила «Умножение, деление, сложение десятичных дробей, формула для нахождения площади прямоугольника, перевод см в м, правила деления десятичных дробей на 10, 100 и т.д., нахождение массы и стоимости» 4.2 дети рулетками измеряют длину и ширину прямоугольных граней, доставшихся их группе, результаты записывают в расчетные листы 4.3 дети переводят см в м, заносят данные в таблицу, вычисляют площадь, сверяют ответы, дают единый ответ от группы. 4.4 дети выяснили, что 1 кг краски расходуется на 5 окрашиваемой поверхности и приходят к выводу , что для того, чтобы узнать, сколько кг краски тратится на 1 , нужно 1 : 5. А стоимость 1 кг эмали в магазине составляет 110 р. 4.5 Индивидуальная работа учащихся по заполнению расчетных листов от пункта 4 до пункта 7. Находят расход краски, массу и стоимость |
Итог урока Проводится рефлексия. С какой целью мы сегодня трудились? Где и когда может пригодиться полученный опыт? А какие знания, умения и навыки вам пригодились? Помните, в начале урока вы прогнозировали результат? Сравните свой прогноз с полученным ответом (вычитанием из большего числа меньшего). У кого получится самая маленькая разница – тот и выиграл. И кто же у нас выиграл? А мы хотим, чтобы ваш труд и труд ваших родителей не пропал даром и чтобы к концу следующего учебного года наш класс остался чистым и аккуратным? И что для этого надо делать? А теперь давайте на листах обратной связи нарисуем смайлики, к которым вы уже привыкли. Вы покажите их мне и дома родителям. При наличии времени учитель может успеть попросить нескольких детей обосновать свой выбор смайлика Учитель благодарит всех учащихся за проделанную работу, учащимся инициативной группы заносит благодарность в дневник ученика и дневник классного руководителя | Коллективное обсуждение. Резюме. Мы хотели помочь родителям узнать, сколько нужно купить краски в магазине, чтобы покрасить наши парты, сколько для этого нужно денег и по сколько нужно собирать с семьи. Мы придем домой и расскажем нашим папам и мамам, что у нас получилось. А если надо будет покрасить панели или пол в школе или дома, то мы теперь знаем, как посчитать расходы. Дети перечисляют свои действия Дети находят разницу между прогнозируемым числом расходов и числом, полученным в ходе урока, сравнивают ответы и находят победителя. Нужно бережно относиться к школьному имуществу, не портить парты, пол и мебель. Дежурным надо аккуратно составлять стулья на парты. И всем классом регулярно проводить генеральные уборки. Дети рисуют смайлик, отражающий его самочувствие (улыбающийся, спокойный или грустный) и показывают его учителю Несколько учеников обосновывают свой выбор смайлика |
Инструктаж домашнего задания Обязательный уровень № 1792 аб, № 1798 Продвинутый уровень дополнительно № 1810 Высокий уровень дополнительно творческое задание: найти на территории школы предмет мебели, оборудование или составляющую здания с прямоугольными формами (например, скамью в спортзале, подоконник, дверь) и вычислить его площадь поверхности | Учащиеся записывают домашнее задание, просматривают номера учебника, задают вопросы по выполнению творческого задания |