КАРТОТЕКА
«Минутки вхождения в день»
«Эхо»
Дети встают в круг, здороваются друг с другом. Проводится игра: каждый ребёнок называет своё имя по слогам и прохлопывает его - остальные повторяют.
Варианты: ребёнок, называя своё имя, пропевает его по слогам;
каждый ребёнок сам выбирает действие при произнесении имени (топает, хлопает, пропевает и т. п., остальные повторяют за ним.
«Имена друзей»
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имён моих друзей: …- раз, - два.» и т. п., а затем передает мяч другому ребёнку. Тот делает то же самое и передает следующему. Мяч должен обойти всю группу.
«Клубочек, расскажи»
У меня в руках клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит (стоит) слева (справа) от меня. Далее по очереди высказываются все дети. Здорово!
«Паровозик».
Когда он едет, то не гудит, а хлопая в ладоши, произносит своё имя. Проехав круг наш «паровозик» выбирает одного из вас на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.
Варианты: каждый новый паровозик может производить своё действие, произнося свое имя;
ребёнок-паровозик, остановившись, спрашивает: «Как называется станция?» Новый ребенок называет своё имя и становится паровозиком.
«Колокольчик»
Дети приветствуют друг друга колокольчиком. Каждый по очереди играет колокольчиком и поёт свою песенку-привет (или без слов, или пропевает своё имя.
«Карусель».
Участники, образуя два круга - внешний и внутренний, - встают парами левым плечом друг к другу. По сигналу (хлопок, звук колокольчика и т. п.) оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу дети останавливаются, образуя пары, протягивают друг другу руку (называют имя, произносят любую приветственную фразу).
Варианты: вместо приветственной фразы или имени называют любое свое качество или чувство (я - веселый или я радуюсь и т. п.);
внутренний круг остается на месте, а внешний движется.
«Приветствия жестами»
Дети стоят в кругу, Воспитатель называет имя ребенка, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому ребёнку, приветствуя его по-своему и называя по имени.
«Как меня называть»
Дети сидят в кругу. Каждый, здороваясь, говорит о том, какое звучание его имени ему больше всего нравится, а какое не нравится; как он хочет, чтобы его называли в группе.
Вариант с мячом.
«Приглашение».
Дети сидят в кругу, в центре - водящий. Он выбирает одного ребёнка, подходит к нему и, заглядывая в глаза, говорит: «Мой дружочек, побывай у меня! Душа-радость, побывай у меня!» Ребёнок встает и выходит в центр круга. Прежний водящий садится на освободившееся место.
РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИЙ
***
-Здравствуй, солнышко красное! (руки вверх)
Здравствуй, небушко ясное! (руки вверх в стороны)
Здравствуйте, деревья и травы! (руки перед собой, широко раскрыты)
Здравствуйте рыбы, птицы и звери! (аналогично)
Здравствуй, земля! (руки описывают круг)
Это — Я! (Обнять себя)
***
- Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
Дети показывают части тела указательными, поглаживающими движениями.
«Ласковый платок».
Дети в кругу друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребёнка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам (спине, голове и т. п.). Ребёнок должен накинуть платок сидящему (стоящему) впереди и выполнить «пожелание» платка - погладить по плечам.
Варианты: одно «пожелание» обходит весь круг;
«пожелания» могут меняться от ребёнка к ребёнку; изо дня в день.
РИТУАЛЫ ПРОЩАНИЙ
1. Прощание в кругу с пропеванием:«до-сви-да-ни-я» и ритмичным потряхиванием погремушкой, колокольчиком и т. п.
2. Прощание ладошками.
3.«Согреем друг друга».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, идут к центру, сбиваясь в кучку, плотно прижавшись друг к другу, обнимают за плечи рядом стоящих. Затем рассказывают о своих ощущениях, о том, как они себя чувствуют, ощущают ли тепло и почему.
4.«Цветик-многоцветик».
Каждый ребёнок берет бумажный лепесток (разноцветная бумага, соответствующий его настроению, и все вместе выкладывают сказочный цветок. Вариант: «сердце группы». Можно использовать и как «вхождение».
5.«Акула».
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по два-три человека. Акула «ест» одиночек (выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается.
6. Дети садятся в обозначенном кругу. Им предлагается представить, что это дом, где все могут найти себе место, и сесть поближе, чтобы почувствовать тепло своих соседей, закрыть глаза. Тот, до кого дотронется воспитатель, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствовал, что его сосед ушел, тоже может открыть глаза и выйти из круга.
7.«Путаница».
Воспитатель берет за руку одного из детей, тот в свою очередь следующего и т. д., пока все участники не будут держаться за руки. Воспитатель постоянно движется вместе с детьми, как бы заматывая клубок, пока не возникнет путаница. Так создается тесный телесный контакт между детьми. По команде ведущего «клубок» распадается, т. е. дети расцепляют руки.
9. Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. Открывают глаза, говорят друг другу «До свидания».
10. Воспитатель: «Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам?» дети без слов, с помощью только прикосновений могут попросить кого-то обнять себя или сами предложить кому-то объятия.
11. Дети сидят на стульях. Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесём слово «я» шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший».
- Теперь каждый -скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или крикнет, например: «Я - Наташа! Я очень хорошая!»
- А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, прокричим.
12. Ведущий выполняет роль катушки, остальные берутся за руки - нитка. Ведущий водит всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку. «Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий клубок. Давайте немного поживем в нём, вместе подышим». А затем последний ребёнок превращается в иголку и начинает разматывать катушку.
13. Дети сидят на ковре, скрестив по-турецки ноги, руки лежат на коленях, кисти свисают вниз, шея и спина расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди, глаза раскрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
14. Детям предлагается встать, расставив широко ноги, немного согнуть их в коленках; согнуть тело и свободно опустить руки; расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот. Слегка раскачиваться из стороны в сторону, вперед, назад. По сигналу резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. «Вы стряхнули усталость. Чуть-чуть осталось? Повторите ещё раз».
КАРТОТЕКА ИГР
на создание благоприятного психологического климата в группе
«Не разрывая рук»
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький круг и так повторить несколько раз.
«Большое животное»
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что они все вместе - одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково - так, как будто дышит одно большое животное.
Вариант: ведущий просит детей всех вместе сделать несколько раз вдох- выдох, затем просит послушать, как бьётся сердце большого животного: тук -делают шаг вперёд, тук - шаг назад. И еще раз.
«Подари улыбку»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят в глаза соседу и, молча, дарят ему самую добрую улыбку (по очереди).
«Я рад видеть рядом»
На полу каким-либо образом обозначен круг. Воспитатель: «Это ракета (лодка, машина и т. п.). Нам следует всем в нее поместиться». Первый ребенок входит и называет имя следующего: «. , я буду рад видеть тебя рядом!» второй такими же словами приглашает третьего и т. д., пока все не окажутся в кругу. Далее можно обняться, пожелать друг другу добра, а затем начать любую игру, перейти к занятию.
«Корова Му».
Дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга и поют:
-Я - корова Му, гуляю по лугу,
Я - корова строгая, большая, криворогая,
И кого бодну, тот тоже скажет: «Му!».
Внутри круга - «корова», она ходит между детьми по кругу, после песенки останавливается около одного из детей. Кого она боднёт рогами - пальчиками, тот говорит: «Му» - и, изображая рога, идет за коровой. Игра продолжается, пока все не построятся в цепочку. Вариант: Когда собралось всё «стадо», можно предложить помычать протяжно, низко (му-у-у-у, идти далее с песенкой друг за другом, медленно ступая, приложив пальцы - рога - к голове. Остановившись, снова помычать, теперь по очереди, прислушиваясь к другим голосам.
Игру с угадыванием голосов «Узнай, чья корова мычит» можно использовать в течение дня.
«Тень».
Выбирается ведущий. Он ходит по группе и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, кивает головой, подпрыгивает и т. п. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять движения ведущего.
«Клеевой дождик».
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и такими вот склеившимися дождевыми капельками начинают движение, преодолевая препятствия на пути (перешагивают через что-то, обходят предметы). Препятствия могут быть и воображаемыми.
- Но вот из-за тучи выглянуло солнце и растопило клеевой дождик, он распался на капельки и с шумом пролился на землю (дети ложатся на ковер).
«Поварята».
Все встают в круг-это кастрюля. Будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет: мясом, картошкой, луком и т. д. ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий впрыгнувший берет за руку предыдущего, и так до тех пор, пока все компоненты не окажутся в кастрюле. Результат - красивое, вкусное блюдо - просто объедение.
«Связующая нить», «Паутинка».
Дети в кругу. Хаотично передают клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал его, осталась в руках нитка (можно намотать на палец). Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя или, что хотят пожелать другим. Взрослый подает пример рассказа. Когда клубок возвратится к ведущему, дети натягивают общую нить, закрывают глаза, представляя, что все они составляют единое целое и каждый из них важная и значимая часть этого целого.
ИГРЫ-ПОЖЕЛАНИЯ
***
Дети становятся в круг. Приветствуют друг друга, обращаясь к соседу справа: «Мир твоему дому, имя соседа», и т. д. Начинает педагог, а последний ребёнок адресует это пожелание педагогу.
Варианты : «Здравствуй,, я рад тебе!», «,, я рад тебя видеть!» и др.
«Получаем любовь»
Ведущий предлагает детям зарядить какой-нибудь предмет (мячик) своей любовью. Для этого они все вместе кладут на него свои ладони и мысленно заряжают его. После этого по очереди бросают друг другу этот предмет и спрашивают: «Ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
«Привет дружбы»
Дети стоят или сидят в кругу, под пение или проговаривание слов:
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к ним приходит
Дружбы солнечной привет
передают с ладоней на ладони мягкий маленький предмет (или имитируют передачу)
«У меня всё получится»
- Доброе утро, дети! Я рада вас видеть! Вы много знаете, многое умеете, друг другу поможете, я верю, у вас все получится! (Дети проговаривают):
- Я много знаю, многое умею, мне помогут, у меня все получится!
«Хочешь – будь!»
Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит: «Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!», а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым».
«Передай тепло»
Мы будем здороваться, передавая друг другу свечку. Когда вы будете её передавать, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и скажите, что вы рады его видеть.
«Говорим приятное»
Под спокойную музыку дети движутся в свободном направлении по группе. По сигналу (звук колокольчика, хлопок и т. п.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним ребенку.
***
Дети стоят в кругу. Каждый произносит какую-либо приветственную фразу, обращенную ко всем остальным, или использует любой приветственный жест.
«Стул Комплиментов»
Дети сидят в кругу. В середине круга стоит стул, на который по очереди садятся дети. Воспитатель сообщает: «Я сейчас позвоню в колокольчик (бубен и т. п.) и скажу о. (ребенке на стуле). хорошее слово, а потом передам. (др. ребенку, чтобы он тоже сказал хорошее о. (ребенке на стуле). Ребёнок, «одариваемый» комплиментами, благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!»
Вариант: воспитатель дотрагивается до сидящего рядом и говорит хорошее о нем, тот - о своем соседе и т. д. по кругу.
***
Дети передают по кругу свечу, желая друг другу добра. Затем вместе задувают её, чтобы пожелания исполнились.
У ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА ПОТРЕБНОСТЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ТЕЛЕСНОМ КОНТАКТЕ, КОТОРЫЙ УЧИТ ПОНИМАТЬ ДРУГОГО, Т. Е. РАЗВИВАЕТ ЧУВСТВО ЭМПАТИИ И ПРИЯТИЯ
«Приветствие зверюшек».
Дети ходят по кругу; взявшись за руки, и поют:
- Ай, тили-тили-тили, мы поутру в лес ходили.
Вот нас. (название животного). повстречал.
Как же нас он привечал?
Останавливаются, разводя руки в стороны.
- А вот как!
«Заяц» кланяется головой и туловищем, пожимая руку другого
«Волк» похлопывает по плечу рукой другого
«Медведь» жмёт руку другому
«Лиса» поглаживает по плечу другого
«Еж» обнюхивает другого
«Белка» трется спинкой
Дети приветствуют друг друга в соответствии с образом,
предложенным воспитателем.
Вариант: дети приветствуют друг друга в соответствии с выбранным образом (старшие группы).
«Клубочек»
У меня в руках клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит (стоит) слева (справа) от меня. Далее по очереди высказываются все дети. Здорово!
***
Здравствуйте, дети, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Я хочу поздороваться с вашими руками. Приготовьте их, вытяните ручки. Обходит всех по кругу, касаясь рукой плеча каждого (моргая глазами, касаясь щекой каждого, хлопая по ладошке другого и т. п.).
***
- Здравствуйте, милые ручки (глазки, щёчки, ладошки и т. п.! Варианты: дети двигаются под музыку в различных направлениях, приветствуя тех, кого встречают. С окончанием музыки - игра заканчивается.
«Здесь и сейчас».
Дети сидят на коленях, прижимая одну ладонь ко лбу, другую — к затылку. «Ребята, закройте глаза. Сядьте удобнее. .Слушайте мои слова.. Всё, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, - всё это исчезло навсегда.. Всё, что будет завтра, - это пока мечты, сон. Существует только то, что находится здесь и сейчас (2 раза). Постарайтесь подумать о себе здесь и сейчас. Вам нравится, во что вы одеты, кто рядом с вами, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Итак, вы находитесь только здесь и сейчас. Всё ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься здесь и сейчас».