СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир чиновников в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир чиновников в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"»

Тема: Изображение мира чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Единство лирического и сатирического начал в поэме

Цели: проанализировать «городские главы» поэмы «Мёртвые души»; формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы; воспитывать негативное отношение к бюрократизму.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

Не написал такого полного курса

Патологической анатомии

Русского чиновника.

А. И. Герцен

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

Беседа

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

 В царской России 30—40-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми.

Ø Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы.

Ø К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как "Ревизор", "Шинель", "Записки сумасшедшего".

Ø Она нашла выражение и в поэме "Мертвые души. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где происходит действие “Ревизора”, ни губернский город N, куда приехал Чичиков.


♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 7 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о городе, в котором его герой знакомится с помещиками, у которых затем покупает «мертвые души», его жителях и показать изнутри сферу деятельности российских чиновников, поскольку Чичиков для оформления своей сделки вынужден обратиться в соответствующее государственное учреждение.

III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1.Вступительная беседа

♦ Каким мы видим город в начале повествования? Где мы знакомимся с чиновниками?

В первой главе Гоголь дает общую характеристику города. Он рисует его внешний облик, описывает улицы, гостиницу.

Городской пейзаж однообразен. «Сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных», — отмечает писатель. Любопытны некоторые вывески, например: «Иностранец Василий Федоров».

В изображении гостиницы Гоголь использует яркие предметные детали, прибегает к художественным сравнениям. Он рисует потемневшие стены «общей залы», тараканов, выглядывающих, как чернослив, изо всех углов комнаты Чичикова.

Городской пейзаж, описание гостиницы помогают автору воссоздать атмосферу пошлости, царящую в губернском городе.

Уже в первой главе Гоголь называет большинство чиновников города, с которыми знакомится главный герой. Это губернатор, вице-губернатор, прокурор, полицеймейстер, председатель казенной палаты, инспектор врачебной управы, городской архитектор, почт мейстер, некоторые другие должностные лица.

В «Мертвых душах» чиновники изображены гораздо более обобщенно, чем в «Ревизоре». Они не названы по фамилиям. Чаще всего Гоголь упоминает должность чиновника, делая тем самым акцент на социальной роли персонажа. Иногда указываются имя и отчество действующего лица. Мы узнаем, что председателя палаты зовут Иван Григорьевич, полицеймейстера — Алексей Иванович, почтмейстера — Иван Андреевич.

Некоторым чиновникам Гоголь дает краткие характеристики. Например, он замечает, что губернатор был «ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну» и «вышивал иногда по тюлю». Прокурор имел густые брови и подмигивал левым глазом, как будто приглашал посетителя выйти в другую комнату.


♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

Вместе с Чичиковым, возвратившимся в город, мы попадаем в судебную палату, где герою предстоит оформить купчую. Гоголь иронически использует высокий символ – это храм, где служат «неподкупные» «жрецы Фемиды». Но, прежде всего, поражает грязь и запустение, царящие в этом «храме». Правда, «непривлекательная наружность» российской Фемиды объясняется тем, что она принимает посетителей по-простому, «в халате».

Но на деле эта простота оборачивается тем, что законами здесь откровенно пренебрегают, делом никто заниматься не собирается, а «жрецы» этой своеобразной Фемиды, то есть чиновники, озабочены только тем, как собрать дань с посетителей – то есть взятки. И в этом они действительно преуспевают.

Кругом суета, беготня с какими-то бумажками, но все это должно служить только одной цели: совершенно запутать просителей, чтобы им невозможно было обойтись без любезно предоставленной помощи – за определенную плату, разумеется. Даже Чичикову, пройдохе из пройдох, знатоку всех этих закулисных дел, пришлось воспользоваться услугами местного «Виргилия», чтобы добраться до присутствия.

2. анализ беседы Чичикова с чиновником

Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»

Гоголь дает яркое описание мелкого чиновника-взяточника Ивана Антоновича

«кувшинное рыло», который со знанием дела берет у Чичикова «благодарность» за оформление купчей крепости. Иван Антонович имел примечательную внешность: вся середина лица его «выступала вперед и пошла в нос», отсюда и прозвище этого чиновника — мастера взятки.


♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

Но такая счастливая возможность открылась для Чичикова только после того, как он откровенно предложил взятку Ивану Антоновичу, положив перед ним вынутую из кармана «бумажку». При этом, как язвительно замечает писатель, Иван Антонович ее «совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Вывод. Иван антонович — многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков — не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка — норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

Встреча с председателем казенной палаты

Что касается председателя палаты, то он знал наизусть «Людмилу» — балладу Жуковского. Прочие чиновники, как замечает с иронией Гоголь, тоже были «люди просвещенные»: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Об игре чиновников в карты автор замечает, что это «занятие дельное». Здесь писатель опять прибегает к приему иронии.

Насколько взятка стала узаконенным явлением в жизни российского чиновничества, мы понимаем, когда Чичиков, наконец, попадает к председателю палаты. Тот принимает его как старого знакомого: «Комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье». После дежурных учтивых фраз, они переходят к делу, и тут председатель говорит поразительные слова: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».

Оказывается, взятка здесь настолько обязательна, что только самые близкие друзья высокопоставленных чиновников могут быть освобождены от нее. Правда, такое распоряжение вызывает явное неудовольствие у служащих, подобных Ивану Антоновичу, но тут уж ему приходится смириться.

В разговоре с председателем выясняется еще одна интересная подробность из жизни чиновничества города. Оказывается, даже ради такой весьма своеобразной «деятельности», которую мы наблюдали вместе с Чичиковым в судебной палате, далеко не все чиновники считают нужным идти на службу. Прокурор, «человек праздный», как его точно характеризует Собакевич, сидит дома, «за него все делает стряпчий», которому тут же дается выразительная характеристика – «первейший хапуга в мире». Дома или же играет в карты инспектор врачебной управы, да и многие, многие другие важные городские чиновники.

3. определение авторской характеристики чиновников

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

Полицеймейстер Алексей Иванович, «отец и благотворитель» в городе, подобно городничему из «Ревизора», в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. В то же время полицеймейстер умел завоевать расположение купцов, которые говорили, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст». Понятно, что полицеймейстер покрывал махинации купцов. Чичиков отзывается о полицеймейстере следующим образом: «Какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист... до самых поздних петухов». Здесь писатель использует прием иронии.


♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

Дуэлей между чиновниками не было, потому что, как пишет Гоголь, все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли.


♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

Заниматься делами им и впрямь ни к чему: в городе четко налажена своеобразная круговая порука – брать «по чину» и спокойно жить. Во главе этой системы стоит полицмейстер, который красноречиво назван «благотворителем города». Его «благотворительность» состоит в том, что он сам ворует и другим дает воровать.


♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

Так возникает обобщенный портрет городского чиновничества, за которым стоит характеристика всей бюрократической системы России. Все они – «тонкие» или же «толстые» – люди без понятия о долге, чести, законности; им нет дела до службы государству. Они легко превращаются «то в орла, то в муху» в зависимости от звания собеседника, поскольку угождение вышестоящим у них в крови. Но главное для писателя – это их полная бездуховность.

В сцене на балу у губернатора мы видим своеобразный смотр этих «мертвых душ» – ведь балы и сплетни становятся для них единственной формой их убогой «общественной» и «умственной» жизни. Представления о красоте здесь существуют на уровне обсуждения расцветки материала и модных фасонов («пестро – не пестро»), а солидность человека определяется по тому, как он сморкается и повязывает галстук. Здесь нет и не может быть ни истинной культуры, ни нормальной нравственности – ведь нормы поведения зависят от обывательского представления «как должно». Вот почему так радушно здесь принят поначалу Чичиков, умеющий чутко реагировать на запросы этой публики.

Вывод. В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие — перед высшим начальством. Чиновники — бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они — люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. анализ сцены толков чиновников относительно

Переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

Š О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

Š Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

Š Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

Š Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

Тема дамских сплетен получает дальнейшее развитие в девятой главе, где автор крупным планом показал Софью Ивановну и Анну Григорьевну — «даму просто прият- ную» и «даму приятную во всех отношениях». Благодаря их стараниям рождается слух о том, что Чичиков собирается похитить губернаторскую дочку.


6. анализ сцены совета у полицмейстера

Š Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

Но потом, как и в «Ревизоре», под действием страха чиновники губернского города, узнав о странной покупке Чичикова, начинают разоблачать сами себя и пытаются объединить усилия для борьбы с непонятной, и потому еще более страшной опасностью. На совете, который они собирают, звучат предположения о Чичикове одно глупее другого. Этот эпизод напоминает сцену в доме городничего в первом действии «Ревизора». Чиновники собрались, чтобы выяснить, кто такой Чичиков. Они вспоминают о своих «грешках» и одновременно произносят самые невероятные суждения о Чичикове: герой предстает как изготовитель фальшивых ассигнаций, чиновник генерал-губернаторской канцелярии, тайно подосланный в город (своего рода ревизор), капитан Копейкин; наконец, даже Наполеон.


Так в поэме появляется вставная «Повесть о капитане Копейкине». На первый взгляд, она совершенно лишняя – ведь нельзя же на самом деле предполагать, что Чичиков и есть капитан Копейкин, тем более, что старый солдат потерял в сражении руку и ногу, а у Чичикова, очевидно, по крайне мере таких изъянов нет.

И все же Гоголь очень дорожил этой повестью в составе поэмы, поскольку здесь показана жестокость и бесчеловечность уже не только уездных или губернских чиновников, но представителей самой «высшей комиссии». Повесть посвящена теме героического 1812 года и создает глубокий контраст бездушному и мелкому миру чиновников современной Гоголю России.

В этом как бы разросшемся эпизоде показано, что судьба капитана, воевавшего за Родину, искалеченного и лишенного возможности прокормить себя, никого не волнует. Высшие петербургские чины безразличны к нему, а значит, омертвение проникло повсюду – от общества уездных и губернских городов до верха государственной пирамиды.


Š Что больше всего волнует чиновников?

Смерть прокурора, о которой говорится в конце десятой главы, — символический итог размышлений автора поэмы о бессмысленной, пустой жизни города. Душевное оскудение коснулось, по убеждению Гоголя, не только помещиков, но и чиновников.

Любопытно «открытие» обитателей города, сделанное в связи со смертью прокурора.

«Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал», — с иронией замечает писатель. Картина похорон прокурора в одиннадцатой главе завершает рассказ о городе. Чичиков восклицает, наблюдая похоронную процессию: «Вот, прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг... а ведь если разобрать хорошень-ко дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».


Š Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

Š Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Вывод. Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх — пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

7. обобщение

Учитель. По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города — основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. таким образом, чиновничий мир поэмы — это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

В свое время А.И. Герцен сказал о Гоголе: «Никто никогда до него не читал такого паталого-анатомического курса о русском чиновнике». Времена с тех пор изменились, ушли в прошлое многие названия присутственных мест, определения чинов и рангов, но – увы! – не исчезла самая суть этой «нечистой, злобной чиновничьей души». А потому своеобразный «паталого-анатомический курс» российской бюрократии, созданный Гоголем полтора столетия назад, так и не утратил своего значения и продолжает оставаться актуальным в нашей современной жизни.

IV. Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника»?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

Чиновники

Продажные, поверхностные, безразличные

Запутывают, бездельничают, лгут, берут взятки

Гоголь создал «курс патологической анатомии русского чиновника»

Бюрократия


V. Домашнее задание

1) Прочитать главу 11 поэмы.

2) вопросы и задания 1-7 на с.31, задание 3 на с.42

Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя «Мертвые души»

Сокровищница творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения полны одновременно и гнева, и любви. Гнева - к тем, кто калечит человеческие судьбы, любви - к народу.

Эти парадоксальные противоречия прослеживаются на протяжении всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма называется «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.

Однако с каждой главой произведения нарастает обличительно-сатирический пафос. Если обратиться к образам произведения, то можно увидеть ряд сатирических персонажей, среди которых и центральный образ, и несколько его окружающих. Например, Манилов вместе с женой презентуют Чичикову список умерших крестьян, перевязанный розовой ленточкой. Какое же отвратительное чувство вызывает этот штрих! А сам Чичиков? Авантюрист, заинтересован в несчастье других людей ради своей выгоды: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, немало». Двуликий господин благодарит Бога за человеческое горе!

И разве только он... Герои гоголевской сатиры - люди ограниченные, не способны на душевные порывы. А их увлечения не выходят за пределы супа и котлет. Итак, предметы домашнего обихода весят в их жизни гораздо больше, чем высокие чувства.

Блестяще, остро, сатирично писатель раскрывает ту истину, что в тогдашнем обществе человек не способен испытывать симпатию, дружбу, уважение, любовь.

С глубокой сатирой звучит тема столице в «Повести о капитане Копейкина, где откровенно противопоставляются государственные мужи простому человеку. А символом государственной власти как раз и выступает Петербург - напыщенный, роскошный, развращенный и сытый.

Изображение же простых людей проникнуто поэзией. Да и сама авторская повествование содержит множество лирических отступлений, авторских монологов и размышлений о жизни, искусстве, о Родине. А воспоминания о Родине доказывают автора до глубокого трепета: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься! Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? эх, кони, кони, что за кони!».

И еще более контрастным становится этот авторский лиризм сатирическом показательные поющего Чичикова. Казалось бы, что здесь удивительного? Ведь с древнейших времен песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Но ведь то человека! А Чичиков? Нелюдь, что приобрел имущество в виде мертвых душ.

Читая этот эпизод произведения, пытаешься понять и чувства автора, и скрытый смысл слов, вложенных в уста кучера Селифана: «Вишь ты, как барин поет!».

Гениальность самой темы «Мертвых душ» оказывается в богатстве различных значений и противопоставлений понятий мертвых и живых душ, когда начинаешь понимать глубину и важность для поэмы того лирического отступления, где речь идет о том, что «...на свете дивно устроено: веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним...».

Итак, М. В. Гоголь доказал, что характер человека формируется под влиянием общественной среды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!