СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир детства в повести «Детство» Л.Н.Толстого и в повести «Детство» М. Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен сравнительный анализ двух произведений о детстве. 

Просмотр содержимого документа
«Мир детства в повести «Детство» Л.Н.Толстого и в повести «Детство» М. Горького»

II Всероссийская научная конференция-конкурс учащихся

имени Льва Толстого



Направление «Русская и зарубежная литература»




Исследовательская работа


Мир детства

в повести «Детство» Л.Н.Толстого и в повести «Детство» М. Горького



Кормильцева Дарья, 8 класс


Направляющая организация:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Менделеевского муниципального района РТ



Научный руководитель

Гимазетдинова И. Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Менделеевского муниципального района РТ




Казань, 2018



Содержание



1. Введение

2. Мир детства глазами главного героя

3. Формирование личности главного героя

4. Отношение Л. Толстого и М. Горького к детству

5. Заключение

6. Литература






















1. Введение


На уроках литературы я познакомилась с двумя произведениями с одинаковым названием – это повести «Детство», написанные Львом Николаевичем Толстым и Максимом Горьким. В основу сюжета данных произведений положены реальные факты из биографий писателей. Произведения эти – первые части автобиографической трилогии Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». Писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

Произведения Максима Горького и Льва Николаевича Толстого разделяет значительный временной промежуток. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 годы. Повесть Горького была написана в 1913 году. Но пишут они об одном – о детстве. Таким образом, главная тема в обеих повестях – это тема детства. Эта тема в данных произведениях раскрывается глазами главного героя, мальчика, через его чувства и переживания. Повествование ведется от лица главного героя-рассказчика.

Цель моей работы – это ответить на вопрос «Почему Лев Толстой и Максим Горький решили обратиться именно к детству, именно к этой поре своей жизни?»

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1) прочитать и проанализировать повесть «Детство» Льва Толстого и повесть «Детство» Максима Горького;

2) выявить отношение писателей к миру детства;

3) выявить сходства и различия в изображении мира ребенка и мира взрослых.

Главное в моей работе – это исследовательская работа с текстом. Я думаю, что актуальность моей работы очевидна.


2. Мир детства глазами главного героя


Главным героем повести «Детство» Льва Николаевича Толстого является мальчик Николенька Иртеньев. С Николенькой – десятилетним мальчиком – мы знакомимся с первых страниц первой главы повести «Детство». Он из дворянской семьи. «12 августа 18.., ровно в третий день после моего рождения, в который мне минуло десять лет …». Детский мир Николеньки Иртеньева полон любви, тепла и очарованья, это и детская дружба, и беспечные детские игры. Мы видим стремления главного героя к добру, к любви, к красоте. Это и любовь к отцу, и к учителю Карлу Ивановичу «… мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…». Это и любование природой «… я был отвлечен бабочкой с желтыми крылышками…», «…я с удовольствие смотрел на нее…». Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, свой характер, отношение к жизни и к окружающим его людям. У него чувствительная и ранимая душа. «… мысль, что слезы мои доказывали мою чувствительность, доставляли мне удовольствие и отраду». «Ужасно хочется плакать, Володя», - признается Николенька брату, рассказывая ему о своей влюбленности в Сонечку.

С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести М.Горького. Повествование ведется от лица мальчика Алеши Пешкова. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. «И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них …». «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всем; она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней живое участие». Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки Иртеньева. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки, били детей, зло подшучивали друг над другом. «Бьют лошадей, собак, кошек… Но я никогда не видел, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щёлкали своих то по лбу, то по затылку, - дети относились к этому равнодушно, только почёсывали ушибленное место». «Дед засек меня до потери сознания». В повести «Детство» М.Горького мы наблюдаем жизнь как бы вместе с Алёшей, его глазами. У него доброе и отзывчивое сердце ко всякой боли и несправедливости. «… у меня явилось беспокойное внимание к людям, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Итак, формирование личности главных героев в произведениях происходит в непохожих семейных условиях. Но доброта, любовь, отзывчивость главных героев закладывается именно в детстве. Рядом с ними есть люди, которые оставили след в их душе и в памяти на всю жизнь.



3. Формирование личности главного героя


Бабушке Акулине Ивановне в повести «Детство» М.Горького принадлежит особая роль в Алёшином детстве. От нее получает мальчик самые ценные жизненные уроки. «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

В повести «Детство» Л.Толстого тоже есть образ, который оказал большое влияние на личность главного героя. Это Наталья Савишна, «редкое, чудесное создание», «это простодушное и любящее созданье», «…которая имела такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности»; «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование». Может быть, поэтому повесть «Детство» Л.Толстого заканчивается главой, где последние грустные воспоминания о Наталье Савишне.

Николенька Иртеньев в повести «Детство» Л.Н.Толстого испытывает к родителям чистую и искреннюю любовь. Какое детство без мамы!? Мама для Николеньки олицетворение всего самого прекрасного, самого святого «… любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство». Мама для мальчика - это олицетворение доброты и любви. Каждое воспоминание о ней особенно ему дорого. Вспоминая матушку, герой представляет «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Красота матери заключалась для Николеньки в улыбке матери и в ее глазах. «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха – эпоха отрочества …».

Совершенно другие впечатления от образа матери складываются у Алеши в повести «Детство» М.Горького. Он и называет её «мать», ни разу не назвал «мамой». У нее «темное, железное лицо», «неприветливо смотрят прямые серые глаза», «вся она, мощная и твердая», «Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их, и они умалялись», «Я мешаю ей уйти из дома, где она не может жить. Это было очень грустно». Последние страницы повести «Детства» М.Горького рассказывают о болезни и смерти матери. После похорон матери для Алеши началась новая жизнь. «Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: «… а иди-ка ты в люди…». И пошёл я в люди».

Следует отметить, что мы наблюдаем в данных произведениях некоторую схожесть сюжетов. С потерей самого близкого человека, мамы, в жизни главных героев наступает новый период.

На формирование характера Алёши Пешкова повлияло и знакомство с такими людьми как Цыганок, Хорошее дело, Григорий. Именно они способствовали тому, что «чистые, легкие мысли» «…обжигая душу печалью о чём-то, ласкают её, тревожат, и тут она кипит, плавится, принимая свою форму на всю жизнь, тут создаётся её лицо».



4. Отношение Л. Толстого и М. Горького к детству


Мир детства раскрывается Львом Николаевичем Толстым через отношение главного героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к родителям, к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к няне Наталье Савишне, к сверстникам и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик. Лев Николаевич Толстой считал, что детство – самый счастливый период в жизни человека, когда он находится в гармонии с природой, с самим собой, с другими людьми. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

Для Максима Горького детство – это «суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». В своем произведении писатель рисует как сквозь «свинцовые мерзости дикой русской жизни» «растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».





5. Заключение


Таким образом, повесть «Детство» Льва Николаевича Толстого и повесть «Детство» Максима Горького при всей своей непохожести имеют много общего. Оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В своих произведениях писатели раскрывают мир детства через общение, через взаимоотношения главного героя с окружающим его миром. Эти произведения учат лучше видеть и понимать окружающий мир, учат добру и любви. Их чтение доставило мне истинное наслаждение и удовольствие.

Многие страницы этих произведений заставили меня вспомнить истории из своих прошлых детских лет. Поэтому, те чувства, переживания, которые испытывают главные герои к сверстникам, к родителям, к родным, к окружающим их людям, мне понятны и близки.





Литература



1. Л.Н.Толстой, повесть «Детство»;

2. М. Горький, повесть «Детство»;

3. Интернет-источники.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!