СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир фантастики в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При рассмотрении  "Ночи перед рождеством"  определяется своеобразие фантастических образов и мифологичесикх мотивов в поэтике повести.

Просмотр содержимого документа
«Мир фантастики в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством".»

Мир фантастики в повести Н.В.Гоголя “ Ночь перед Рождеством ” Совершенная истина жизни в повестях г.Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла.  В.Г.Белинский

Мир фантастики в повести Н.В.Гоголя “ Ночь перед Рождеством ”

Совершенная истина жизни в повестях г.Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла. В.Г.Белинский

Образовательная: 1. Выявить своеобразие фантастического мира в ранней повести Н. В. Гоголя. 2. Определить роль мифологических образов в повести «Ночь перед Рождеством». Развивающая:  Вызвать интерес школьников к глубокому анализу текста в процессе творческой работы, развивать монологическую речь учащихся, умение слышать слова. Воспитательная: Воспитывать любовь к русской литературе.

Образовательная:

1. Выявить своеобразие фантастического мира в ранней повести Н. В. Гоголя.

2. Определить роль мифологических образов в повести «Ночь перед Рождеством».

Развивающая:

Вызвать интерес школьников к глубокому анализу текста в процессе творческой работы, развивать монологическую речь учащихся, умение слышать слова.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к русской литературе.

Почему фантастический мир Н.В.Гоголя можно считать своеобразным? Почему мир художника определяется “ первыми поэтическими грёзами ” ? Вступительное слово учителя. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В.Г. Белинский, раскрывая поэтический мир «Вечеров» писал: «Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя». На доске слайд с проблемными вопросами:   Учитель. Какие фантастические образы появляются в «Ночи перед Рождеством»? Ответы учащихся: Ведьма, чёрт.  
  • Почему фантастический мир Н.В.Гоголя можно считать своеобразным?
  • Почему мир художника определяется “ первыми поэтическими грёзами ” ?

Вступительное слово учителя.

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В.Г. Белинский, раскрывая поэтический мир «Вечеров» писал: «Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя».

На доске слайд с проблемными вопросами:  

Учитель. Какие фантастические образы появляются в «Ночи перед Рождеством»?

Ответы учащихся:

Ведьма, чёрт.

 

Мифология Н.В.Гоголя , созданная русской критикой Серебряного века, сводится к основным образам: колдуна , мага , связанного с демоническими силами, христианского подвижника , мистика , преодолевшего в себе эти демонические начала. В фамилии писателя раскрывается метафора “ птичьего ” прозвища. Птица гоголь в восточнославянской фольклорной традиции связана с чёртом , а то и самим Сатаной . А.М.Ремизов пишет: «Сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой, по богомильскому сказанию, является сатанинским при сотворении земли».

Мифология Н.В.Гоголя , созданная русской критикой Серебряного века, сводится к основным образам: колдуна , мага , связанного с демоническими силами, христианского подвижника , мистика , преодолевшего в себе эти демонические начала. В фамилии писателя раскрывается метафора “ птичьего ” прозвища. Птица гоголь в восточнославянской фольклорной традиции связана с чёртом , а то и самим Сатаной . А.М.Ремизов пишет: «Сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой, по богомильскому сказанию, является сатанинским при сотворении земли».

Эпизод – часть художественного произведения, обладающая известной самостоятельностью и законченностью. С.Г. Бочаров так определяет роль эпизода в художественном тексте: “ …эпизод важен не только как ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы “ разрешить вопрос ” , он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни ” .

Учитель. Страшны ли в повести фантастические существа? Почему они вызывают скорей улыбку, чем страх? Похожи они на людей? Чем занимаются? ( Учащиеся высказывают свои мнения ).

В процессе беседы учащиеся отмечают, что фантастические существа в повести Гоголя ведут себя комично, перенимают поведения обыкновенных людей.

Учитель. Обратимся к определённым эпизодам повести с той целью, чтобы проследить, как Гоголь описывает своих героев.

 

На слайде определение эпизода.

 

Текст

 

Наблюдения по тексту. Работа с таблицей.

 

 

Чёрт

Спереди совершенно немец, тоненькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел голова, то он бы переломал бы их в первом козачке. Но зато он был настоящий губернский стряпчий в мундире…

 

Чёрт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, то он готов на всё…

 

Солоха

 

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных казаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип и козак Чуб… А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь…голова гладил усы и говорил стоявшему близ соседу: «Эх, добрая баба! чёрт-баба!»

 

  Как видно из описания, чёрт не просто уподобляется человеку, но и ведет себя как избранное лицо («губернский стряпчий», «заседатель у поповны» ). Чёрт играет роль обольстителя, вызывает своим поведением умиление. 

Ведьма Солоха очаровывает и пленит своим внешним видом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  • Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила иллюстрация? Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремится передать читателю автор “ Ночи пред Рождеством ” ?
  • Как Гоголь описывает веселое, праздничное оживление парубков и девушек в повести? Как художник передает на иллюстрации атмосферу праздника?

 

  Учитель. Сопоставим иллюстрации художников с текстом повести. Какие слова из «Ночи перед Рождеством» созвучны рисункам художников? Отличается ли видение художника от авторского замысла?

 

 

На слайде представлены иллюстрации к определенным эпизодам повести и вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе наблюдения учащиеся выделяют образное слово и характеризуют героев.

  Учитель. Страшны ли в повести фантастические существа? Почему они вызывают скорей улыбку, чем страх? Похожи они на людей? Чем занимаются? ( Учащиеся высказывают свои мнения ).

В процессе беседы учащиеся отмечают, что фантастические существа в повести Гоголя ведут себя комично, перенимают поведения обыкновенных людей.

Учитель. Обратимся к определённым эпизодам повести с той целью, чтобы проследить, как Гоголь описывает своих героев.

 

На слайде определение эпизода.

 

Текст

 

Наблюдения по тексту

 

 

Чёрт

Спереди совершенно немец, тоненькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел голова, то он бы переломал бы их в первом козачке. Но зато он был настоящий губернский стряпчий в мундире…

 

Чёрт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, то он готов на всё…

 

Солоха

 

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных казаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип и козак Чуб… А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь…голова гладил усы и говорил стоявшему близ соседу: «Эх, добрая баба! чёрт-баба!»

 

 

 

 

Как видно из описания, чёрт не просто уподобляется человеку, но и ведет себя как избранное лицо («губернский стряпчий», «заседатель у поповны» ).

 

 

 

 

 

Чёрт играет роль обольстителя, вызывает своим поведением умиление.

 

 

 

 

 

 

Ведьма Солоха очаровывает и пленит своим внешним видом.

 

 

 

 

Работа с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учитель. Страшны ли в повести фантастические существа? Почему они вызывают скорей улыбку, чем страх? Похожи они на людей? Чем занимаются? ( Учащиеся высказывают свои мнения ).

В процессе беседы учащиеся отмечают, что фантастические существа в повести Гоголя ведут себя комично, перенимают поведения обыкновенных людей.

Учитель. Обратимся к определённым эпизодам повести с той целью, чтобы проследить, как Гоголь описывает своих героев.

 

На слайде определение эпизода.

 

Текст

 

Наблюдения по тексту

 

 

Чёрт

Спереди совершенно немец, тоненькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел голова, то он бы переломал бы их в первом козачке. Но зато он был настоящий губернский стряпчий в мундире…

 

Чёрт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, то он готов на всё…

 

Солоха

 

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных казаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип и козак Чуб… А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь…голова гладил усы и говорил стоявшему близ соседу: «Эх, добрая баба! чёрт-баба!»

 

 

 

 

Как видно из описания, чёрт не просто уподобляется человеку, но и ведет себя как избранное лицо («губернский стряпчий», «заседатель у поповны» ).

 

 

 

 

 

Чёрт играет роль обольстителя, вызывает своим поведением умиление.

 

 

 

 

 

 

Ведьма Солоха очаровывает и пленит своим внешним видом.

 

 

 

 

Работа с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В ходе наблюдения учащиеся выделяют образное слово и характеризуют героев.

 

 

 

 

 

 

 

1. Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка? 2. Как описана в повести наружность черта? Какие свойства его натуры нашли отражение на иллюстрации? 3. Найдите в гоголевском тексте описание внешности Солохи и сопоставьте его с изображением героини повести на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике “ говорливой и угодливой хозяйки ” ?

1. Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?

2. Как описана в повести наружность черта? Какие свойства его натуры нашли отражение на иллюстрации?

3. Найдите в гоголевском тексте описание внешности Солохи и сопоставьте его с изображением героини повести на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике “ говорливой и угодливой хозяйки ” ?

1. Сопоставьте иллюстрацию с текстом гоголевской повести? Какие слова из “ Ночи перед Рождеством ” созвучны рисунку художника? 2. Каким предстает кузнец Вакула? 3. Как нарисован Вакула автором повести и художником, воссоздавшим его облик на иллюстрации?

1. Сопоставьте иллюстрацию с текстом гоголевской повести? Какие слова из “ Ночи перед Рождеством ” созвучны рисунку художника?

2. Каким предстает кузнец Вакула?

3. Как нарисован Вакула автором повести и художником, воссоздавшим его облик на иллюстрации?

Н.В.Гоголь изображает жизнь, преображенную народной фантазией.  Создавая радостный мир мечты, Гоголь нередко обращается к “ нестрашной ” комической фантастике, так часто встречающейся в народных сказках. Яркий комический эффект производит гоголевский прием “ обытовления ” фантастического. Черт и ведьма перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, комедийных персонажей. Фантастический персонаж пытается навредить герою, но при этом чаще всего оказывается побежденным смелостью, умом, смекалкой героя. В мире Гоголя доброе и светлое начало побеждает силы зла. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Фантастический мир повести Н. В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством ” »
  • Н.В.Гоголь изображает жизнь, преображенную народной фантазией.
  • Создавая радостный мир мечты, Гоголь нередко обращается к “ нестрашной ” комической фантастике, так часто встречающейся в народных сказках. Яркий комический эффект производит гоголевский прием “ обытовления ” фантастического. Черт и ведьма перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, комедийных персонажей.
  • Фантастический персонаж пытается навредить герою, но при этом чаще всего оказывается побежденным смелостью, умом, смекалкой героя.
  • В мире Гоголя доброе и светлое начало побеждает силы зла.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Фантастический мир повести Н. В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством ” »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!