СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир истории (программа)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Мир истории" (6 класс) для обучающихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Мир истории (программа)»

Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

№______ от ______20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ

№_____от_______20__ г.

директора школы

Шведкова Т.С._________





Рабочая программа по предмету «Мир истории» для учащихся 6 класса в адаптивных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушением интеллекта.

на 2022 – 2023 учебный год



Составитель программы: ХасеноваКарлыгашШаймерденовна,

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

2022 г.



I.Пояснительная записка

I.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".

 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

 Приказ №442 от 28.08.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП2.4.3648-20»

 Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

 Рабочая программа воспитания КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

 Локальные акты КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живёт и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду - одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом вопросе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.

Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, историческим документам и памятникам)) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства.

Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представления относительно:

  • самоценности человеческой жизни;

  • единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);

  • сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;

  • уважение к религиям мира и России;

  • культуры, традиций страны, её народа, своей нации;

  • добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;

  • необходимости диалога между государствами и народа.

Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строится таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.

В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. Необходимо соблюдать профессиональную и культурную этику в работе учителя, так как при обучении истории присутствует проблема мировозренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений "житейскими", бытовыми.

Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять, и помогать детям выявлять причины, последствия исторических фатов, избегать субъективных оценок.

Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого - к новому и далее - к обобщению в понятиях. Некоторые пункты программы преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информативный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий.

Сведения о программе

Рабочая программа по истории составлена в соответствии:

-  Методических рекомендаций И.М.Бгажноковой и И.В.Карелиной.  Мир истории. История Отечества. 6-9 классы.М. «Просвещние». 2017

- Учебник Мир истории. 6 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. М.»Просвещение.  2021

- Рабочая тетрадь Мир истории.  класс.  И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Федорова.   М.»Просвещение. 2021



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Обоснование выбора

Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками.  Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

В курсе «Мир истории» акцент делается на круп­ных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого собы­тиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит форми­рование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен мировой исто­рией. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способству­ющий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по ис­пользованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Мир истории»:


Год обучения.

Количество часов в неделю.

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс (Мир истории)

2

34

68

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

Личностные результаты

Минимальный уровень:

  • уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

  • уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

  • использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

  • усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

  • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владеть элементами оценки и самооценки.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

  • знать исторические события на уровне их понимания;

  • использовать часть понятий в активной речи.

Достаточный уровень:

  • удовлетворительно знать основные понятий и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, и пересказах, в ответах на вопросы;

  • участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

  • высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

  • проявлять интерес к изучению истории.





Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно - следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Воспитательными результатами изучения курса являются:

  • Осознание своей российской гражданской идентичности в современном обществе;

  • Готовность к выполнению обязанностей гражданина России;

  • Интерес к познанию истории родного края, других народов России;

  • Уважение к боевым подвигам и трудовым достижениям своих земляков, героев и защитников Отечества;

  • Уважение к достижениям нашей Родины в науке, искусстве, технологиях;

  • Понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан России, умение общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;

  • Понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций.


Система оценивания знаний и умений обучающихся.

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставиться ученику, если он;

а) даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;

б) грамотно строит предложения;

в) хорошо использует терминологию;

г) интерпретация схем, графиков;

д) умеет подводить итоги.

Оценка «4» ставиться ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) допускает незначительные речевые ошибки; в) частично использует терминологию;

г) подводит итоги с незначительной помощью учителя.

Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставиться ученику, если он:

а) при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;

б) в речи не использует изученную терминологию;

в) подводит итоги только при массированной помощи учителя;

Оценка «2» ставиться ученику, если он обнаруживает полное незнание большей части программного материала, не может воспользоваться даже массированной помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» не ставиться.

2.Оценка письменных ответов.

Оценка «5» ставиться ученику, при самостоятельном безошибочном сто процентном выполнении всех заданий.

Оценка «4» ставиться ученику, при восьмидесятипроцентном выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки. Допускается незначительная наводящая помощь учителя.

Оценка «3» ставиться от шестидесяти до сорокапроцентного выполнения заданий. Учащийся может использовать помощь учителя. Допускается использование учащимися материала учебника.

Оценка «2» ставиться ученику, при тринадцатипроцентном выполнении работы, не может воспользоваться даже массированной помощью.




Содержание учебного предмета.

Раздел

Количество часов

Краткое содержание учебного предмета

1

Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.

4

Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России ((2-3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие дальние. понятие о родословной. Понятия: поколение, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

2

Отчий дом. Наша Родина - Россия.

4

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, о семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область, республика), где мы живём, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города.

Страна, в которой мы живём. название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны. Республики. понятие о большой и малой Родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами).

Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. луна.

3

Представления о времени в истории.

6

Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера - прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год - будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

4

Начальные представления об истории как науке.

6

История - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (2-3 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

5

История Древнего мира.

10

Время появления человека прямоходящего. внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. причины зарождений религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

6

История вещей. Занятия человека на Земле.

21

Природные источники огня. способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.

Огонь в военном деле. Порох. Последствия этого изобретения.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества, как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Вода в природе. значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижения человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, , гидроэлектростанция. использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. история появления жилища человека: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и д.). История совершенствования жилища. материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

Уточнение представлений обучающихся о мебели, её назначении, видах, материалах для её изготовления. история появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов. Народные традиции её изготовления.

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. посещение музея по темам "Изготовление посуды", "История мебели".

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде. о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления одежды, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды.

Изготовление одежды как искусства. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. посещение музея по темам раздела.

7

Человек и общество.

13

Первобытные люди. Супружество как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Знание религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления науки: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). история латинского и славянского алфавита. история книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства.

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика, как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.









Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

5. Вывод правил

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Придумывание примеров на новые правила.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

Выполнение практических упражнений.

2. Составление схем их анализ.

3. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4. Написание сочинений, изложений.

5. Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Проверка техники чтения

4 Работа с тестовыми заданиями

5. Интерактивные таблицы

6. Объяснение наблюдаемых явлений.

7. Анализ проблемных ситуаций.


Методическая литература

1. Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. _ М.:Просвещение, 2018.-207 с.: ил.-ISBN 978-5-09-053922-7.

2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

5. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.


























Календарно-тематическое планирование 6 класса


Тема урока

Планируемый срок проведения

Фактический срок проведения

Тип урока

Виды учебной деятельности обучающихся на уроке

Глава 1. Представление о себе, об     окружающих людях и пространстве   вокруг нас.


1

Введение. Что изучает история.



Урок новых знаний.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога.


2

История имени.



Комбинированный.

Знать, что выбор имени для ребенка, важное событие в любой семье. Уметь работать со словарем, опорными схемами. Найти значение своего имени из дополнительной литературы.

3

Отчество и фамилия человека.



Комбинированный

Знать, с чем связано происхождение фамилий. Уметь работать со словарем, опорными схемами. Узнать историю происхождения свое фамилии.

4

Семья.



Комбинированный.

Составить устный рассказ о своей семье. Соотнесение пословиц и поговорок о семье.

Глава 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

5

Биография.



Комбинированный.

Определить даты жизни великого поэта А.С. Пушкина. Составить план к изложению биографии поэта.

6

Поколения людей.



Комбинированный.

Работа по алгоритму, инструкции учителя. Уметь работать со словарем, опорными схемами, составлять свое генеалогическое древо.

7

О доме.



Комбинированный.

Знать, место, адрес, где находится твой дом. Отличие городских домов от сельских. Уметь работать со словарем, опорными схемами.

8

Названия городов и улиц.



Комбинированный.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Написание рассказа на тему: «Я знаю свой поселок, деревню» по плану, предложенному учителем.

9

Родник "Двенадцать ключей"



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога.


10

Истоки.



Комбинированный

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Подготовить рассказ о родном крае по плану учителя.


11

Наша Родина - Россия.



Комбинированный.

Пользуясь дополнительной литературой определить, какими качествами славится российский народ. Соотнесение пословиц и поговорок о Родине.

12

Как устроено государство.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Выполнение заданий в Конституции РФ совместно с учителем.

13

Герб, флаг, гимн России.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Зарисовать флаг РФ в тетради.

14

Москва - столица России.



Комбинированный.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Подготовить пересказ текста о Москве по плану, предложенному в учебнике.

15

Мы жители планеты Земля.



Комбинированный.

Работа с глобусом, учебником, схемами, макетами.

16

Повторение по разделу: "Отчий дом. Наша Родина - Россия.



Урок проверки качества знаний.

Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника. Формирование четких знаний по пройденной теме.

Глава 3. Представление о времени в истории. )

17

Что такое время.



Комбинированный.

Изучение единиц счета времени. Дать определение слову «хронология» из источников дополнительной литературы. Соотнесение пословиц и поговорок о семье. Выучить названия месяцев из русского земледельческого календаря.

18

История календаря.



Дать представление учащимся о календаре, кто ввёл календарь, с какого месяца начинается отчёт нового года в наше время.

Изучение единиц счета времени. Изучение Ленты времени. Зарисовать в тетради Ленту времени и отметить на ней дату своего рождения.

19

Русский земледельческий календарь



Комбинированный

Объяснить, чем отличаются названия месяцев в русском земледельческом календаре от названий месяцев в юлианском календаре.

20

Историческое время.



Комбинированный

Дать понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). Работа с Лентой времени.

21

Счёт лет в истории. Лента времени.



Комбинированный

Знать, что такое историческая дата, лента времени, арабские и римские цифры.

Уметь работать со словарем, опорными схемами, Лентой времени. Переводить исторические года в века.

22

Повторение по разделу: «Что такое время».



Урок проверки качества знаний.

Знать, что такое историческая дата, лента времени, арабские и римские цифры.

Уметь работать со словарем, опорными схемами, Лентой времени. Переводить исторические года в века.

Глава 4. Начальные представления об истории как о науке.


23

Что такое история.



Комбинированный.

Дать понять, что, история - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (2-3 примера).

Работа с учебниками, схемами, словарем.

24

Какие науки помогают истории.



Комбинированный.

Знать, что изучает историческая география и археология.

Уметь работать со словарем, опорными схемами.

25

Как работают археологи.



Комбинированный.

Знать, что изучает историческая география и археология, изучить работу археологов.

Уметь работать со словарем, опорными схемами, лентой времени.

26

Исторические памятники.



Комбинированный.

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).

27

Историческая карта.



Комбинированный.

Разобраться с помощью учителя, чем отличаются карты по истории от географических карт, составить сравнительную таблицу. Определить значение слова «историческое пространство».


28

Урок обобщения по теме: «Начальные представления об истории как о науке»



Урок систематизации знаний.

Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника. Формирование четких знаний по пройденной теме.

Глава 5. История Древнего мира

29

Земля и космос.



Комбинированный.

Дать представление о космосе. Разобрать по схеме, чем земля отличается от своих ближайших соседей - планет солнечной системы.

30

От кого произошёл человек.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Описать по плану внешний вид человекообразных существ.

31

Человек умелый.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Описать по плану внешний вид человекообразных существ.

32

Контрольная работа за полугодие.



Урок контроля полученных знаний.

Формирование четких знаний по пройденной теме, контроль и оценка этих знаний.

33

Следующее поколение людей каменного века.



Комбинированный

Знать, периоды развития человека от человекообразного до человека разумного.

Уметь работать со словарем, опорными схемами, лентой времени.

34

Наступление ледников.



Комбинированный

Знать, периоды развития человека от человекообразного до человека разумного.

Уметь работать со словарем, опорными схемами, лентой времени.

35

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Выполнение заданий по Ленте времени.

36-37

Новые занятия людей.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Выполнение заданий по Ленте времени.

38

Повторение пройдённого материала по разделу: "История Древнего мира"



Урок проверки знаний.

Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника. Формирование четких знаний по пройденной теме.

Глава 6. История вещей. Занятия человека    на   Земле.


39

Огонь в жизни древнего человека.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Выполнение заданий по Ленте времени.

40

Огонь, глина, гончар.



Комбинированный.

Изучить, что такое гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Из источников дополнительной литературы выбрать информацию о народных традициях в изготовлении глиняной посуды.

41

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.



Комбинированный.

Работать с учебниками, со схемами, словарем. Работа с текстом, построение диалога. Выполнение заданий по Ленте времени.

42

Вода, её значение в жизни человека.



Комбинированный.

Составить устный рассказ о значение воды в жизни человека. Соотнесение пословиц и поговорок о воде.

43

Вода и земледелие.



Комбинированный.

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества, составить рассказ по плану, предложенному учителем.

44

Вода как источник энергии.



Комбинированный.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. использование воды при добыче полезных ископаемых. Работа со схемами, таблицами, построение диалога.

45-46

Какие дома строили древние люди.



Комбинированный.

Беседа о жилище людей, история появления жилища человека: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и д.). История совершенствования жилища. материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий, об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории. Зарисовать любое жилище человека на выбор учащегося.

47-48

Как появилась мебель.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой. Беседа о мебели, её назначении, видах, материалах для её изготовления. история появления мебели, о влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Составить список профессий, связанные с изготовлением мебели.

49-50

Как появились каша и хлеб.



Комбинированный.

Беседа об истории хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

51-52

История об обыкновенной картошке.



Комбинированный.

Составить устный рассказ о значение картофеля в жизни человека. Соотнесение пословиц и поговорок о картофеле. Подобрать рецепты блюд из картофеля наших бабушек

53

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой. Работа с учебником, дополнительной литературой.

54-55

История появления одежды.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой. Работа с учебником, дополнительной литературой. Подобрать пословицы и поговорки об одежде человека.

56-57

Одежда и положение человека в обществе.



Комбинированный.

Беседа об истории появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

58

Как люди украшали себя.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой. Зарисовать любое украшение в тетради.

59

Урок обобщения знаний по теме: «История вещей. Занятия человека    на

  Земле»




Комбинированный.

Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника. Формирование четких знаний по пройденной теме.

Глава 7. Человек и общество

60

О далеких предках-славянах. Кто такие славяне



Комбинированный.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа по плану, предложенному учителем о зарождении традиций и религиозных верований у первобытных людей, появление семьи.

61

Как жили восточные славяне.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой.


62

Как люди понимали мир природы в древности.



Комбинированный.

Беседа о представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Работа со схемой «Боги древних славян»

63

Современные религии, как они появились



Комбинированный.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Беседа об основных трех мировых религиях.

64

Искусство и культура



Комбинированный.

Разобраться с помощью учителя, чем отличаются искусство от культуры, составить сравнительную таблицу. Определить значение слова «духовный».


65

Письмо и первые книги.



Комбинированный.

Беседа об истории возникновения письма. Разобрать с помощью опорной таблицы виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). Составить историю латинского и славянского алфавита. история книги и книгопечатания (общие представления).

66

От изобретения колеса к новым открытиям.



Комбинированный.

Работать со словарем, опорными схемами, лентой времени, контурной картой. Беседа о том, почему знания и изобретения людей не должны угрожать жизни людей на Земле, природе.

67

Человечество стремится к миру.



Комбинированный.

Беседа о войнах, причинах возникновения войн. Составить таблицу «Исторические уроки войн».

68

Обобщение пройденного материала по разделу: "Человек и общество"



Урок проверки знаний.

Работа с тестовыми заданиями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!