СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир красок. Великие портретисты прошлого

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир красок. Великие портретисты прошлого»

Тема урока

«Мир красок. Великие портретисты прошлого»

6 класс

Цель урока:

Образовательная: Формировать умение определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах, познакомить с творчеством выдающихся художников, работающих в жанре портрета, с особенностями их письма.

Развивающая: научиться активно, воспринимать произведения искусства.

Воспитательная: создавать атмосферу, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с некоторыми известными портретистами России.

  • Планируемые результаты:
    Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников русского искусства.

Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа. 
Регулятивные: уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Проводить контроль и самоанализ, полученных знаний.

Познавательные: знать основные вехи в истории развития портретного жанра в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.

Предметные: приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа.

Оборудование и материалы: художественные материалы, учебник для 6класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».

Зрительный ряд: репродукции картин великих русских художников Ильи Репина, Константина Коровина, Василия Поленова, Николая Неврева.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель – Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.


II. Актуализация знаний

- Хочется начать наш урок со слов Николая Заболоцкого:


Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…


- Как вы думаете, какое отношение имеет наша выставка к теме урока? (ответы учащихся)

-Тема нашего урока «Великие портретисты». Мы познакомимся с некоторыми картинами художников прошлых веков. А что же такое портрет? (ответы учащихся)

Портрет – это искусство воспроизведения изображения человека или группы лиц с абсолютной точностью. Как правило, это художественный рисунок, подчиняющийся определенному стилю. Художник, написавший портрет, может принадлежать к той или иной школе живописи. И его работы узнаваемы благодаря индивидуальности и стилю, которому следует живописец.

- А какие произведения художников портретного жанра вы можете мне назвать? (ответы учащихся)

III. Изучение нового материала

- На предыдущих уроках вы узнали много нового об одном из жанров изобразительного искусства – портрете и начали осваивать технику изображения человека, добиваясь сходства и пытаясь отобразить характер модели. Конечно, это только первые шаги. Но, изучая картины великих мастеров портретного жанра, анализируя использованные ими выразительные средства, можно выработать для себя такой метод, при котором человек и его лицо не стали бы простым объектом для работы.

Учитель: Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Тамара Сальникова

Художники-портретисты чаще изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник.

- Ребята подготовили сообщения об известных зарубежных художниках-портретистах.


Русский художник-живописец Илья Репин

  1. Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.

  2. Знакомство с репродукцией картины И. Репина «Портрет Мары Олив»

 Есть такие портреты: увидишь - сразу влюбишься. В модель, в художника, сумевшего так "вкусно" подать ее нам, зрителям. И невольно "настроение" портрета передается каждому, кто сумел его разглядеть.


И,Н,Крамской .Неизвестная


  1.          Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.

  2. Знакомство с картиной И. Н. Крамского «Неизвестная»


Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она, эта неизвестная?

             Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».

         «поэт» (учащийся)

Блок. Незнакомка.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
...

«Искусствовед»:      - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.

        Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

        Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?

            «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».





Русский художник-портретист Василий Тропинин «Кружевница»


  1. Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.

  2. Знакомство с картиной Василия Тропинина «Кружевница»


Тропинин открыл взору созерцателей новый тип портретного жанра. Мастерски он изобразил образ рукодельницы и ее усердную работу. Запечатлен один лишь миг из повседневной жизни молодой крестьянки: она рукодельничает.

Юное лицо крепостной девушки выглядит очень миленько. Она оторвала взгляд от кружева и игриво смотрит на вошедшего в комнату. Весь вид девушки, ее хорошее настроение свидетельствует о том, что такая работа приносит ей радость.

Художник настолько идеализировал героиню картины, что она вовсе непохожа на крепостную крестьянку. Кажется, что в ее руках слишком много нежности, взгляд жеманный, а движения чересчур утонченные. Такой ход Тропинин использовал для того, чтобы публика поверила в скромность и добродушность девушки. Все будничные проблемы остаются за пределами холста, однако по несмелому движению плеч крестьянки и некой ее скованности зритель может лишь о них догадываться.


В «Кружевнице» Тропинин возвеличил красоту человеческого труда. Он показал, что никакие тяжелые бытовые условия не могут помешать человеку быть счастливым, сохраняя чувство внутреннего достоинства.


IV. Закрепление изученного.

ИТОГОВЫЙ ОПРОС

  1. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? (ответы учащихся)

Живопись, графика, скульптура

  1. Какие виды портрета вы знаете? (ответы учащихся)

Парадный, камерный, сатирический

  1. О чем может рассказать нам портрет? (ответы учащихся)

  2. Как проявляется в портрете авторское «Я» художника? (ответы учащихся) Автопортрет

  3. Как проявляется в портрете эпоха его создания? (ответы учащихся)

  4. Какие из великих портретистов вам известны? (ответы учащихся)

  5. Расскажите о произведениях, которые вам запомнились? (ответы учащихся)


V. Итог урока

У всех вас есть свои любимые и нелюбимые художники, симпатии и антипатии в искусстве, но мне очень приятно видеть, что изучение творчества художников развивает в вас восприимчивость, впечатлительность, приобщение к активному творческому поиску. Ваши ответы были эмоциональными, заинтересованными, осмысленными.

Домашнее задание: Для глубокого восприятия искусства надо, прежде всего, его любить, чувствовать в нём потребность, не смотреть на него ленивым взором, а быть живо заинтересованным. Настоящее восприятие работы художника – это тоже творческий процесс, это сопереживание с его автором, требующее затраты душевных сил.

- Дома я вам предлагаю, используя линии, штрихи, цветовые пятна изобразить портрет незнакомки или незнакомца (на выбор) в любом стиле.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя