Тема урока
«Мир красок. Великие портретисты прошлого»
6 класс
Цель урока:
Образовательная: Формировать умение определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах, познакомить с творчеством выдающихся художников, работающих в жанре портрета, с особенностями их письма.
Развивающая: научиться активно, воспринимать произведения искусства.
Воспитательная: создавать атмосферу, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с некоторыми известными портретистами России.
-
Планируемые результаты:
Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников русского искусства.
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа.
Регулятивные: уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Проводить контроль и самоанализ, полученных знаний.
Познавательные: знать основные вехи в истории развития портретного жанра в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.
Предметные: приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа.
Оборудование и материалы: художественные материалы, учебник для 6класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».
Зрительный ряд: репродукции картин великих русских художников Ильи Репина, Константина Коровина, Василия Поленова, Николая Неврева.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель – Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
II. Актуализация знаний
- Хочется начать наш урок со слов Николая Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
- Как вы думаете, какое отношение имеет наша выставка к теме урока? (ответы учащихся)
-Тема нашего урока «Великие портретисты». Мы познакомимся с некоторыми картинами художников прошлых веков. А что же такое портрет? (ответы учащихся)
- Портрет – это искусство воспроизведения изображения человека или группы лиц с абсолютной точностью. Как правило, это художественный рисунок, подчиняющийся определенному стилю. Художник, написавший портрет, может принадлежать к той или иной школе живописи. И его работы узнаваемы благодаря индивидуальности и стилю, которому следует живописец.
- А какие произведения художников портретного жанра вы можете мне назвать? (ответы учащихся)
III. Изучение нового материала
- На предыдущих уроках вы узнали много нового об одном из жанров изобразительного искусства – портрете и начали осваивать технику изображения человека, добиваясь сходства и пытаясь отобразить характер модели. Конечно, это только первые шаги. Но, изучая картины великих мастеров портретного жанра, анализируя использованные ими выразительные средства, можно выработать для себя такой метод, при котором человек и его лицо не стали бы простым объектом для работы.
Учитель: Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
Тамара Сальникова
Художники-портретисты чаще изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник.
- Ребята подготовили сообщения об известных зарубежных художниках-портретистах.
Русский художник-живописец Илья Репин
-
Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.
-
Знакомство с репродукцией картины И. Репина «Портрет Мары Олив»
Есть такие портреты: увидишь - сразу влюбишься. В модель, в художника, сумевшего так "вкусно" подать ее нам, зрителям. И невольно "настроение" портрета передается каждому, кто сумел его разглядеть.
И,Н,Крамской .Неизвестная
-
Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.
-
Знакомство с картиной И. Н. Крамского «Неизвестная»
Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она, эта неизвестная?
Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».
«поэт» (учащийся)
Блок. Незнакомка.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
...
«Искусствовед»: - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.
Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.
Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?
«Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».
Русский художник-портретист Василий Тропинин «Кружевница»
-
Заранее подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творчестве художника.
-
Знакомство с картиной Василия Тропинина «Кружевница»
Тропинин открыл взору созерцателей новый тип портретного жанра. Мастерски он изобразил образ рукодельницы и ее усердную работу. Запечатлен один лишь миг из повседневной жизни молодой крестьянки: она рукодельничает.
Юное лицо крепостной девушки выглядит очень миленько. Она оторвала взгляд от кружева и игриво смотрит на вошедшего в комнату. Весь вид девушки, ее хорошее настроение свидетельствует о том, что такая работа приносит ей радость.
Художник настолько идеализировал героиню картины, что она вовсе непохожа на крепостную крестьянку. Кажется, что в ее руках слишком много нежности, взгляд жеманный, а движения чересчур утонченные. Такой ход Тропинин использовал для того, чтобы публика поверила в скромность и добродушность девушки. Все будничные проблемы остаются за пределами холста, однако по несмелому движению плеч крестьянки и некой ее скованности зритель может лишь о них догадываться.
В «Кружевнице» Тропинин возвеличил красоту человеческого труда. Он показал, что никакие тяжелые бытовые условия не могут помешать человеку быть счастливым, сохраняя чувство внутреннего достоинства.
IV. Закрепление изученного.
ИТОГОВЫЙ ОПРОС
-
В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? (ответы учащихся)
Живопись, графика, скульптура
-
Какие виды портрета вы знаете? (ответы учащихся)
Парадный, камерный, сатирический
-
О чем может рассказать нам портрет? (ответы учащихся)
-
Как проявляется в портрете авторское «Я» художника? (ответы учащихся) Автопортрет
-
Как проявляется в портрете эпоха его создания? (ответы учащихся)
-
Какие из великих портретистов вам известны? (ответы учащихся)
-
Расскажите о произведениях, которые вам запомнились? (ответы учащихся)
V. Итог урока
У всех вас есть свои любимые и нелюбимые художники, симпатии и антипатии в искусстве, но мне очень приятно видеть, что изучение творчества художников развивает в вас восприимчивость, впечатлительность, приобщение к активному творческому поиску. Ваши ответы были эмоциональными, заинтересованными, осмысленными.
Домашнее задание: Для глубокого восприятия искусства надо, прежде всего, его любить, чувствовать в нём потребность, не смотреть на него ленивым взором, а быть живо заинтересованным. Настоящее восприятие работы художника – это тоже творческий процесс, это сопереживание с его автором, требующее затраты душевных сил.
- Дома я вам предлагаю, используя линии, штрихи, цветовые пятна изобразить портрет незнакомки или незнакомца (на выбор) в любом стиле.