СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир музыкального театра

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

: Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,                   

                                                    Всесильная судьба распределяет роли

                                                         небеса следят за нашею игрой!

                                                                                         Пьер де Ронсар

Просмотр содержимого документа
«Мир музыкального театра»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Медведевская школа» «ШКОЛА - КОЛЛЕГИУМ» ГО









Конспект открытого урока

по музыке на тему:

«МИР МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА»







Учитель: Сувалко Т.В.

6 класс







С.Медведевка, 2018 г.



г. Алушта 2017г.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



г. Алушта 2017г.

г. Алушта 201

Конспект открытого урока по музыке

Дата:18.04.2018г.

Класс: 6

Урок №:30

Тема учебного раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Мир музыкального театра»

Художественное название урока: «Весь мир -театр».

Цель урока: войти в мир музыкального театра с помощью оперы австрийского композитора К.В. Глюка «Офей и Эвридика», а также рок-оперы российского композитора А.Б.Журбина «Орфей и Эвридика».

Планируемый результат и УУД

Предметные: познакомятся с понятиями: опера, рок-опера, вокальные жанры музыки, ария, хор, ансамбль, песня, солисты; научатся называть полные имена композиторов: Кристоф Виллибальд Глюк, Александр Борисович Журбин; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Метапредметные:

Познавательные: связь музыки с другими видами искусства; осуществлять

поиск информациии расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы; размышление о музыке; выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия; понимать социальные функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; жизненно образное содержание музыкальных произведений.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в усной форме; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявление их своеобразия; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру; самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; отвечать на поставленные вопросы, владеть исполнительской и слушательной культурой.







Коммуникативные: понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли в усной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; решение задач в процессе сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе музыкальной деятельности; работа в группе; коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

Ресурсы: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Музыка» 6 класс, с.156-159; портреты композиторов: К.В.Глюка, А.Б.Журбина; раздаточный материал на игры; схема анализа музыкального произведения; словари эстетических эмоций; тексты песни «Если б камни могли говорить» Муз. И.Лученок, сл. Р. Рождественского; диск СD, mp3 (Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, фонохрестоматия «Музыка» 6 класс); ноутбук, флэшка.

Музыкальный материал: Фрагменты из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор «О, если в роще сей унылой…», «Мелодия», хор и пляска фурий, ария Орфея «Потерял я Эвридику…».

Фрагменты из рок- оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика»: дуэт Орфея и Эвридики; песня Орфея; сцена состязания явление Фортуны.

Песня «Если б камни могли говорить»Муз. И.Лученок,

сл. Р. Рождественского.

Тип урока: урок усвоения новых знаний; решение учебных задач.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровой работы.

Эпиграф урока: Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли

небеса следят за нашею игрой!

Пьер де Ронсар

Ход урока

I.Организационный момент.

1.Вход в класс под звучание арии Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»

2. Музыкальное приветствие с помощью ладових жестов.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Ученики: Добрый день.

Учитель: Ребята! Тема учебного раздела II полугодия звучит как?

Ученики: («Мир образов камерной и симфонической музыки»)

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с темой «Мир образов камерной и симфонической музыки.



А вот какая тема сегодняшнего нашего урока? С какими композиторами и произведениями мы будем знакомится?

Давайте же вместе определим тему нашего урока. Для этого я сделаю вам небольшую подсказку. Фрагмент из произведения, которое непосредственно связанно с темой нашего урока уже сегодня звучал, когда вы входили в класс. Кто был внимателен, о чём говорилось в данном произведении?

Ученики: (об Эвридике, об её потери)

Учитель: Кто же такая Эвридика? Кто её потерял?

Ученики: (Это героиня античного мифа «Орфей и Эвридика»)

Учитель: Так кто же потерял Эвридику?

Ученики: Орфей.

Учитель: Сюжеты и образы литературных произведений часто служат основой музыкальных произведений. Так, античный миф «Орфей и Эвридика» вдохновил композитора 18 века, фамилию которого вы узнаете чуть позже, на создание оперы, которая так и называлась «Орфей и Эвридика». А как называется вокальный номер с оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер.

Ученики: Ария.

Учитель: То какой фрагмент из оперы звучал, когда вы входили в класс?

Ученики: Ария Орфея.

Учитель: Ребята, начинающий российский композитор Александр Борисович Журбин (р.1945) на либретто Ю. Димитрина написал рок-оперу «Орфей и Эвридика», с которой мы сегодня также будем знакомиться.



II. Определение темы и цели урока.

Учитель: И так. Мы уже близки к теме нашего урока. Где же мы можем увидеть постановку оперы, рок-оперы?

Ученики: (в музыкальном театре)

Учитель: Конечно, эти жанры связаны со сценой, театром. И тема нашего урока так и звучит: «Мир музыкального театра».

Записываем число и тему урока в тетрадь.

(Цель урока так же обсуждается и формируется в диалоге с учениками).

Учитель: Так что же будет целью нашего урока? С какими произведениями мы будем сегодня знакомиться?

Ученики: Оперой «Орфей и Эвридика», а также рок-оперой росийского композитора А.Б.Журбина «Орфей и Эвридика».

Учитель: А так как постановку оперы, рок-оперы можно увидеть в театре, целью нашего урока будет: войти в мир музыкального театра с помощью данных произведений.

Учитель: Художественное название нашего урока: «Весь мир – театр».

Эпиграфом урока будут слова Пьер де Ронсара:

«Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли,

Небеса следят за нашею игрой!

Ребята! Также нам на уроке нужно будет решить ряд заданий:

  1. определить на слух уже выученные произведения;

  2. закрепить средства музыкальной выразительности и ряд понятий;

  3. дальше развивать вокально-хоровые навыки;

  4. поработать над песней «Если б камни могли б говорить:

  5. поиграть ритмическую игру «Ритмическое коло».


III. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достичь цели нашего урока нам нужно будет преодолеть ряд препятствий и решить ряд заданий.

И первым нашим заданием будет вспомнить и закрепить то, что вы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игр.

И так, первая игра «Заверши предложение».

1.На прошлом уроке у нас была тема… (Во имя любви)

2. Мы слушали фрагменты из мюзикла американского композитора и дирижера 20 века Леонарда Бернстайна…(«Вестсайдская история»)

3. В основу спектакля композитор положил сюжет трагедии У. Шекспира

(« Ромео и Джульета»)

4.Он перенёс её действие в современную…(Америку) на западные окраины Нью-Йорка…(Вест-Сайд), населенный кем?...(бедняками)

А сейчас небольшая музыкальная викторина.

Запишите произведения, которые прозвучат. После прослушивания необходимо определить порядок звучания данных произведений.

2.«Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта» Н. Рота, слова Л. Дербенева.

1. Фрагмент из мюзикла Л. Бернстайна «Вестсайдская история».

3. «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)» из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Что же помогает отличить одно произведение от другого?

Ученики: (Средства музыкальной выразительности)

Учитель: С помощью игры «Карточки» давайте вспомним, какие вы знаете средства музыкальной выразительности.

Игра «Карточки»

Цель: повторение и закрепление средств музыкальной выразительности.

Игровой материал: карточки, на которых написаны ответы определений

средств музыкальной выразительности.

Методика проведения игры: учитель раздаёт карточки ученикам, которые

сидят по группам 3-4 человека. Каждой группе одна карточка. На карточках

ответы того или иного определения средств музыкальной выразительности.

Учитель читает определение, а ученики должны поднять вверх правильный

ответ. Те группы, которые справились с заданием становятся победителями.

Задания для учащихся:

Музыкальная мысль, образное содержание которой выражено одним

голосом. (Мелодия)

Упорядочное чередование музыкальныхзвуков разной длительности.(Ритм)

Скорость исполнения музыки.(Темп)

Объдинение звуков разной высоты, что тянутся один к другому, тоесть связь

звуков между собой.(Лад)

Окраска звука, характерна определенному голосубили инструменту. (Тембр)

Сила звучания музыки. (Динамика)

Учитель: Ребята! А сейчас внимание на доску. Вот здесь под словами-понятиями (песня, хор, увертюра, а капелла, балет, романс, оркестр, дирижер, опера, ария) прячется композитор, с музыкой которого мы сегодня будем знакомиться.

Внимание, я зачитываю определение, а вы называете правильный ответ. Правильные ответы снимаются с портрета. Задание состоит в том, чтобы все ответы были сняты с портрета.(Проведение образовательной игры). И так, мы справились ещё с одним заданием и перед нами портрет австрийского композитора, одного из крупнейших представителей музыкального классицизма 18 века Кристофа Виллибальда Глюка.


IV. Новый материал.

Учитель: Ребята! Откройте книги на странице 156-157.

Пенье волшебное в душу целебное

Льет нам волнение

Скорбь и мучение замерли в нас.

Из либретто оперы Орфей и Эвридика»

Сегодня мы будем знакомиться с оперой Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».

Давайте прочитаем краткий пересказ мифа об Орфее и Эвридике, ставшего основой либретто оперы Глюка.

Ученики:( Чтение учениками на стр.156)

Учитель: Если бы ты был композитором, сколько частей (действий) в развитии сюжета оперы ты бы выделил? Почему?

Какие образы смогли бы раскрыть сюжет каждого из действий оперы?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Следующим нашим заданием будет познакомиться с основными темами оперы, орентируясь на нотную запись. Но, перед тем, как нам приступить к пению, что нам нужно помнить?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: И первое, что нам нужно сделать это приготовиться к пению.



Давайте вспомним попевку: «Звінко, весело співаймо», в которой говорится о том, как правильно нужно сидеть и стоять во время пения..

(Исполнение попевки учениками, при пении 2-го куплета встают).


Учитель: И так, мы вспомнили с вами, как необходимо сидеть и стоять во время пения. А сейчас сели ровненько, внимание на страницу 157.

Давайте разучим первую тему оперы по нотам в следующем порядке:

- анализ нотной записи;

- простукивание ритмического рисунка данной темы, одновременно проговаривая ноты, текст;

- сольфеджирование с помощью руки, представляемого нотного стана;

(при пении нотами ребята показывают место ноты на воображаемом нотном стане.)

- для запоминания текста использование метода хорового чтения;

- пение с текстом с одновременным показом движения мелодии рукой.

А сейчас внимательно, следя за нотной записью, послушайте в моем исполнении вторую тему оперы.

Третью тему оперы разучиваем в таком же порядке, как и первую.

Послушайте несколько фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика»

К.В. Глюка:

- хор «О, если в роще сей унылой…».

- «Мелодию».

- хор и пляску фурий.

- арию Орфея «Потерял я Эвридику…»

При слушании музыки нужно постараться внутренним слухом услышать основные темы оперы, ориентируясь на нотную запись.

- Обратите внимание какими средствами выразительности композитор рисует различные образы героев оперы?

- Почему ария Орфея из заключительного действия оперы написана композитором в мажорном ладу?

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Ребята, откройте страницы 158-159.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением – это рок-опера

«Орфей и Эвридика», которую как вы уже знаете написал российский начинающий композитор Александр Борисович Журбин (р.1945).

Данное произведение он написал под впечатлением от рок-оперы американского композитора Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

В рок-опере А.Журбина (на либретто Ю.Димитрина) сохранена лишь основная сюжетная линия античного мифа – любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возращение к жизни без неё и, наконец их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности – талантливого певца.

В рок-опере главные действующие лица –Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Эсть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, на протяжении всего спектакля, как и в древнегречесской трагедии, комментирует происходящее на сцене.

Музыкальную постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина осуществил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» под руководством А.Васильева.

Орфей, победивший в состязании певцов, завоёвывает Золотую лиру и благосклонность Фортуны. Прельстившись славой и поклонением почитателей своего таланта, Орфей покидает Эвридику. Песня их любви известна теперь всему миру, изменяется до неузнаваемости: «Ты не любишь Орфей, твое сердце во льду!»

Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвридики. В сердце Орфея снова оживает любовь!

Послушайте фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина:

- дуэт Орфея и Эвридики;

- песню Орфея;

- сцену состязания

- явление Фортуны.

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Учитель: - В каких известных тебе произведениях находил воплощение образ судьбы - Фортуны?

- Сравни образы рок-оперы А.Журбина с образами оперы К.Глюка. Что в них общего? То их различает?

- Как современный музыкальный язык рок-оперы позволяет раскрыть замысел её создателей - композитора, либреттиста, исполнителей?

Ученики: (Ответы учеников)


V. Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы переходим к вокально-хоровой работе.

1.Распевка.

И так, поём с помощью ладовых жестов.

Игра «Играем в учителя»

Цель: развитие певческих способностей и закрепление ладовых жестов.

Методика проведения игры: учащиеся, (их должно быть не меньше 2)

выступающие в роли учителя, с помощью ладовых жестов поочерёдно распевают класс. А потом класс определяет, кто из участников игры был

лучшим в роли учителя. Он и становится победителем.

Упражнение: Поём по звукам трезвучия: ми-и я-а-ми. Выясняем, что на один слог припадает 2 звука. (исполнение данной распевки сначала учителем, а потом учениками).

2. Закрепление песни «Если б камни могли говорить» Муз. И.Лученок, слова: Р.Рождественского,

1)Повторение текста песни (используя метод хорового чтения), уточнение её характера– художественного образа песни.

2) Просмотр видеоматериала о мемориальном комплексе «Брестская крепость», кадры из к/ф «Брестская крепость» где в исполнении Эдуарда Хиля звучит патриотическая песня «Если б камни могли говорить» Муз. И.Лученок, слова: Р.Рождественского,

https://www.youtube.com/watch?v=3p136ubYP2U

3) Исполнение песни под минусовку, обращая внимание на передачу художественного образа, характера песни с помощью средств музыкальной выразительности, в особенности динамики.

(При пении особое внимание обращаю на развитие вокально-хоровых навыков, на чистоту исполнения, качество звука, умение слушать друг друга, культуру исполнения.


VI. Игра «Ритмическое эхо»

Игра «Ритмическое эхо»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти.

Игровой материал: конверты с разными длительностями нот.

Методика проведения игры: ученики делятся на группы по 3-4 человека.

Каждой группе дается конверт, в котором находяться ноты разной

длительности. Учитель выстукивает ритмический рисунок, его повторяют

ученики с одновременным проговариванием ритмических слогов. И по

команде нужно выложить этот ритмический рисунок на парте. Группа,

справившаяся первой, поднимает руки вверх. Если ритмический рисунок у

них выложен правильно, они становятся победителями.

(Проведение игры «Ритмическое эхо».)


VII. Подведение итога урока.

Учитель: И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

1. Над какой темой мы сегодня работали?

2.Что нового узнали?

3.Что было интересным?

4.Какие произведения прослушали?

5. Какую песню исполняли на уроке?

Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? Ученики: (Ответы учащихся)

Учитель: Тогда можно сделать вывод.

Мы вошли в мир музыкального театра с помощью оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика», а также рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Б.Журбина, решили ряд заданий, закрепили песню «Если б камни могли говорить»

Муз. И.Лученок, сл. Р. Рождественского.

Прошу самостоятельно оценить свою работу на уроке, подать дневники, я вам выставлю ваши оценки. Победители игры «Ритмическое эхо»

получают «5».

Домашнее задание:

Учитель: Прошу к следующему уроку написать эссе на тему» «Если звёзды, зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». (В. Маяковский) Аргументируй своё мнение на примерах музыкальных сочинений.

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Музыкальное прощание

Учитель: До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «му» к «лё»)

Ученики: До свидания! (Пение с помощью ладовых жестов от «лё» к «му»)





13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!