СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир профессий.специальность. должность.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда.

Просмотр содержимого документа
«Мир профессий.специальность. должность.»

ФГКОУ «СОШ№13»

Технологическая карта урока  

Предмет

Технология

Тема урока

Мир профессий

Класс

8

Учитель

Арсланалиева Кабират Магомедрасуловна

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель и задачи урока

Цель: знакомство учащихся с миром профессий

Задачи: :  познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда.

формирование у школьников представлений о мире профессий,

способствовать воспитанию трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий,

- способствовать развитию у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания


Формировать УУД:

-Личностные УУД:

формирование учебно-позновательного интереса к учебному материалу

Познавательные УУД:

уметь рассуждать, соотносить профессии по предмету труда,уметь рассуждать

-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

-Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

-Коммуникативные УУД:

--участвовать в общей беседе,формулировать собственные мысли

.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация

Материал

карточки: «профессии»

конверты

 

 



Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.


- Здравствуйте, ребята!  

Обратите внимание на предложенные вам иллюстрации и внимательно послушайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку «Если вы удачно выберете свой труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» Константин Дмитриевич Ушинский. Глядя на них, вы легко можете догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.

  Сегодня у нас очень интересная тема – Мир профессий.

2.Основная часть

Мотивационная беседа.

Вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать.

Выбор профессии у вас, ребята , впереди. Но многие из вас, наверняка, задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 50 тыс. профессий.

Недаром ведь говорят, что « Выбирая профессию ,человек выбирает судьбу»


Основная часть .



В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования – а именно, добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.

Но человечество не стояло на месте, оно развивалось и постепенно произошло разделение труда. Сначала появилось скотоводство и земледелие.

Затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.

Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется присущие ему те или иные мотивы и ценностные ориентации.

-Что же такое Профессия?

-Как вы понимаете значение этого слова?

Профессия –это это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков

ПРОФЕ́ССИЯ, - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования

Теперь давайте узнаем : много ли вы знаете профессий? по очереди называют одну профессию

Специальность –это вид деятельности в рамках одной профессии. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Например, врач – это профессия, а педиатр,  хирург. – это специальность.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например:

-профессия инженер: инженер – конструктор, инженер – механик;

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе.

Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Примеры: директор, заведующая детским садом, начальник отдела, главный бухгалтер.

Классификация профессий можно представить в виде вот такой таблице.

Сегодня на уроке мы более подробно разберем с вами классификацию по предмету труда.

 Классификация профессий по предмету труда, предложенный известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

«Человек -человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.

«Человек — природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.

«Человек — техника» - все профессии, связанные с техникой.

«Человек- художественный образ» - все творческие специальности.

«Человек — знаковая система» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками. 



1. Пианист (худ. обр.)

2. Пилот (техн.)

3. Официант (чел.)

4. Оператор связи (знак. сист.)

5. Геолог (прир.)

6. Агроном (прир.)

7. Адвокат (чел.)

8. Программист (техн.)

9. Фотограф (худ. образ.).



- А сейчас усложним задание. Сначала вы назовете профессию, а потом скажите, к какой категории она относится:

 

1.Специалист по воспитанию и обучению детей (педагог)

2.Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка (фермер)

3. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн (Радист)

4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и оборудования (электромонтер)

5. Специалист по духовым и клавишным инструментам (музыкант)

6. Мастер по ручной ковке металла (кузнец)

7. Специалист, владеющий ножницами и расческой (парикмахер)

8. Специалист по обработке дерева (столяр)

7. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала (редактор)

8 .Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников (садовод)




Вспомним профессию "Машинист" (специалист по набору текста на печатной машинке). В свое время эта профессия на рынке труда была очень популярной и востребованной, ведь трудно представить себе предприятие, которое бы работало без оформления рабочей документации. Специалистов подготовленных к машинописному труду становилось все больше, до того момента, когда научно-технический прогресс не подарил человечеству компьютер, и потребность общества в машинистах попросту прошла. То есть, профессия потеряла свою востребованность.

Детям предлагаются карточки с названиями устаревших профессий, и задается вопрос: «Кем сегодня могли работать эти люди?»

Извозчик - таксист

Толмач – переводчик

ТОЛМА́Ч — должностной, человек , посредничавший в беседе между русским человеком и иностранцем.

Кухарка – повар

Градостроитель - строитель

Коробейник – мелкий торговец

Коробейник –человек , продающий товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.

Цирюльник - парикмахер

Дровосек – лесоруб

Пахарь - земледелец



В последнее время на рынке труда появились совершенно новые професиии, названия которых даже трудно запомнить ,привлекают внимание, вызывают необъяснимый трепет ,особенно у людей старшего поколения.

-Как вы думаете с чем же связано появление новых профессий?

Прежде всего это появление новых современных технологий, инструментов, развитием новых сфер услуг, модернизацией производства.

С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции , у любого производителя возникает необходимость представления своего товара.

Появились новые специалисты ,которые занимаются продвижением товаров

Практическая часть

Предлагаю вам сыграть в деловую игру.

Вам необходимо выбрать себе корону ,где написано ваша профессия и убедить класс ,что вы являетесь представителем этой профессии.

Имиджмейкер

Моя профессия-имиджмейкер.

Я помогаю создать образ преуспевающего человека, определяю типаж клиента, опираясь на его линии лица, фигуры, подбираю одежду, прическу, обувь, создаю стиль ,и даже корректирую поведение клиента, могу научить грамотно говорить, используя специальную терминологию.

Коуч

Я - коуч — это значит, консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказываю помощь в устранении психологических проблем и раскрываю потенциал личности сотрудников ,повышаю производительность, содействую повышению результативности в достижении целей, эффективности и качества жизни в любой её сфере (карьера, финансы, семья, здоровье, личностное развитие)

Бионженер

Биоинженер –я ,учёный, который занимается исследованиями по изменению свойств живого организма, в частности использую передовые технологии, чтобы решить всевозможные медицинские проблемы, помочь людям.

Биоинженерия считается одной из самых современных направлений науки.



Индивидуальное домашнее задание подготовить небольшое сообщение о самой редкой интересной професиии.

Есть такая старинная легенда. В средние века во французском городе Шартре строился собор. Камень, из которого возводились его стены, рабочие в тачках подвозили к строительной площадке. И вот как — то троим , которые все делали, собственно говоря, одно и то же — подвозили камень, задали один и тот же вопрос:

- Послушай, дружище, что ты делаешь?

Первый рабочий хмуро посмотрел на спрашивающего и раздраженно ответил:

- Ты что, ослеп? Не видишь — камень таскаю на площадку, будь он не ладен!

Второй сказал:

- Что я делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей семье — жене и двум маленьким дочуркам.

А третий распрямил спину, утер со лба пот, улыбнулся и заявил:

- Я строю прекрасный собор!

Одно и то же дело можно по — разному делать.


Учитель: Занимаясь, одной и той же работой все дали разный ответ, почему?




Тест с геометрическими фигурами.
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.


Каждый по своему понимает счастье. Но думается, что самое главное счастье в наше время — всегда видеть тот Шартрский собор, который ты строишь, всегда радостно идти на свою работу.

А в чем она конкретно заключается, эта работа, что ты там делаешь: пробирки моешь, сталь варишь или, может, огурцы выращиваешь, неважно. Лишь бы работа...

Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.



На земле очень много профессий.

 О профессии каждый мечтал.

 Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

 И сейчас в двадцать первый наш век

 – Я хочу пожелать вам, ребята…

 Чтобы вырос из вас Человек!

- Конечно, у вас еще есть  время подумать, чтобы выбрать ту или иную профессию и  я думаю это занятие Вам поможет. Мечтать и иметь желание овладеть в будущем той или иной профессией - это очень здорово!

Рефлексия.

1.     Что интересного вы узнали на этом уроке.

2.     Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.

3.     Почему именно в школе необходимо выбирать тип будущей профессии?

4.     Какие сложности возникали на этом занятии? Как вы с ними справлялись?

5.     Какое чувство возникает у вас при слове «будущая профессия».

Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!