СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мир С.С. Прокофьева. Певцы родной природы»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мир С.С. Прокофьева. Певцы родной природы»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ


Дата: 25.05.2023

Школа:

Класс: 3

Урок: 5

Время: 12:30 – 13:15

Студент:

Группа:

Учитель: …………….




Тема

«Мир С.С. Прокофьева. Певцы родной природы»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель


Выявление взаимосвязи между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений С.С. Прокофьева , Э. Грига, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского и окружающего мира.

Задачи

образовательные: сформировать представления о творчестве С.С. Прокофьева, Э. Грига, П.Я. Чайковского и М.П. Мусоргского; сформировать умение размышлять о музыкальных произведениях, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему.

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение владеть диалогической речью.

воспитательные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемый результат

1. Личностные УУД:

-понимать значение и функции музыки в жизни людей , общества , своей жизни;

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке;

- расширить представление о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного уважительного отношения к культуре других стран и народов;

-проявлять интерес к различным видам творческой деятельности;

- проявлять интерес к музыке.

2. Метапредметные УУД:

регулятивные:

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

-  определять и формулировать цель деятельности;

-формировать эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству, к собственной музыкально- творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

- определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

коммуникативные:

- отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

-формировать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность);

- овладеть навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический диалог);

- уважительно относиться к позиции другого, аргументировано объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

познавательные:

 - уметь искать и использовать в практической деятельности информацию о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментов;

-ориентирование в системе знаний: самостоятельно выбирать информацию необходимую для осмысления способа решения учебной задачи;

Основные понятия

Сюита, композитор, природа, композиция

Методы и формы обучения

Репродуктивный (словесный, наглядный); продуктивный (частично-поисковый)

Организация пространства

Формы взаимодействия учителя и

обучающихся

Ресурсы:


Фронтальная работа, индивидуальная.

УМК «Школа России»,  Е. Д. Критская «Музыка», 3 класс 2 часть, учебная презентация «Мир музыки С.С. Прокофьева. Певцы родной природы», карточки с заданиями.

ИКТ: компьютер, проектор , интерактивная доска.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1.Организационный момент

(1 мин)

-Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке музыки.

-Начнем наш урок с музыкального приветствия

- Здравствуй, утро!

Здравствуй, солнце!


Приветствуют учителя. Присаживаются на свои места.

Смотрят видеоролик, поют.


Л:

самоопределение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Беседа

2. Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

-А сейчас послушайте пожалуйста стихотворение и ответьте на вопрос.

И опять играет музыка, И для всех она звучит. Веселится с нами музыка, С нами музыка молчит. Снова мир наполнен радостью, Но и в паузах слышна Грусти тихая мелодия, И печали тишина.

-Ребята , когда мы слушаем с вами музыку?(В разные моменты жизни мы ее слушаем)

-Ребята, мы вновь сегодня отправляемся в путешествие по волшебной стране музыка.

-Музыка – это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать.

Отвечают на вопрос:

-Когда нам грустно или когда весело.



2. Актуализация опорных знаний.

(3-5 мин)

-Перед вами портрет одного знаменитого русского композитора, с которым мы с вами уже немного знакомы. Но прежде чем ответить ,кто это, скажите, а кто такой композитор? Что же за композитор на нем изображен на портрете?(Абсолютно верно, это С.С. Пр., сегодня мы познакомимся с еще одним его известным произведением)

- А каких композиторов мы еще с вами знаем?


Отвечают на вопросы:

- Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений.

-Сергей Сергеевич Прокофьев.

-Григ, П.Чайковский, М.Мусоргского.

КУУД: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции;

Прослушивание.

Устный опрос.

3.Целеполагание

(1 мин)

-Молодцы, правильно. Все эти композиторы, особо любили писать свои произведения о родной природе.

-Ребята как вы думаете, какая будет тема нашего урока?(Мир Прокофьева. Певцы родной природы)

-Какие задачи поставим? (Познакомиться с новыми композициями С.С. и остальных)

- Определяют тему и цель урока

РУУД:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

ПУУД:

- уметь формулировать учебную проблему

и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

КУУД:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.



3. Усвоение новых знаний и способов действий.

(25 мин)


-Сегодня мы послушаем музыку тех композиторов, которых мы перечислили выше, а начнем мы с композитора, которого часто называют «солнцем русской музыки» за неиссякаемый оптимизм, искрометный юмор в пьесах, энергию, любовь к жизни, человеку, природе. Мы как будто чувствуем даже в его драматических произведениях, что снова засияет солнце.

Друзья и называли рыжеволосого композитора «Солнцем». Он был всегда оптимистом. Его называют «Светлым гением русской музыки». И даже его место рождения называется Солнцовка.

Самым необычным в его детстве, кроме увлечения наблюдением за природой и играми с друзьями, был ранний интерес к музыке и ее сочинению. Что это за композитор?

-Сейчас мы познакомимся с вами с прекрасной, сказочной сюитой, написанной композитором на древнерусский сюжет «Скифская сюита».

-Вы знаете, кто такие скифы?

(Скифы- древний кочевой народ, живший в степях между нижним течением рек Дуная и Дона).

-А кто мне скажет, что такое сюита?

- Сюита – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес.

- Правильно.

-Сейчас мы с вами будем в роли внимательных слушателей.

Определите характер и настроение музыки. - Итак, звучит 4 часть «Скифской сюиты» называется «Шествие солнца»

(ЗВУЧИТ)

-Что вы услышали в этом произведении, спокойствие или тревогу?

- Какое настроение, характер музыки? (воинственный, суровый, боевой)

-Что вы представили, когда слушали эту музыку?

-Какое солнце вы представили, ласковое, тёплое или палящее, знойное?

- Какие инструменты вы услышали?

-Молодцы!

- Теперь мы с вами прослушаем еще одно произведение великого русского композитора П.И.Чайковского. Вот что он говорил о себе : «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русские обычаи…» (слайд №10)
- конечно же его музыка была овеяна любовью к русской природе. А русская природа – это леса, реки , поля, ели, березы (слайд №11).

- Мы познакомимся с еще одним его произведением «Утренняя молитва»
-И чтобы лучше прочувствовать это произведение мы с вами полностью расслабимся, закроем глаза и подумаем , что хотел передать композитор этим произведением .

-Какие чувства вызвала у вас эта композиция.

- Какой темп был у музыки?

- Опишите место в котором вы находились во время прослушивания, природу.

-Какие инструменты исполняют это произведение.
- Молодцы ребята, мне понравились ваши рассуждения.

-А мы продолжаем с вами знакомиться с произведениями известных нам композиторов.

-И следующий на очереди, норвежский композитор, пианист, дирижёр-Эдвард Хагеруп Григ.

-Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт Норвегия, с её чудесной природой и людьми. Ведь она родилась среди северной норвежской природы и звуки его музыки неотделимы от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.(слайд №8 и 9)
-Вот что говорит о себе композитор : «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины».

-А теперь давайте послушаем произведение Э.Грига
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
- Я думаю, вы узнали это произведение Грига. Как звучит эта музыка? Какие звуки природы напоминают о ее красоте?

- Так что же общего в музыке этих двух комозиторов? (слайд №13)
Ответы учащихся
- А в чем отличие?
- Они жили в разных странах и каждый писал о природе своей страны.
- Вы знаете, ребята, а ведь эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились 1 января 1888года на одном из творческих вечеров в доме скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увидились, хотя оба питали надежду на встречу.
- и вот как они отзывались друг о друге : «Вот мастер, который мне по душе!» писал Э.Григ о П. Чайковском; «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» , говорил П.Чайковский о Э.Григе.

-Молодцы ребята! И на сегодня последний композитор, о котором мы поговорим это М.П.Мусоргский. Это один из самых великих русских композиторов, воспевавший российскую историю, национальную самобытность красоту русских традиций, культуры и конечно же, природы.

- Предлагаю вам послушать его знаменитое произведение «Вечер прохладный лег на холмах» и полюбоваться картиной И. Левитана «Сумерки. Заход солнца» и сказать, что объединяет композицию М.П. Мусоргского и картину И. Левитана?

- Какие чувства вызывает это произведение?

- Как в этом произведении показана природа?

-Ребята, мы прослушали сегодня 4 знаменитые композиции, скажите, как воспевают родную природу эти композиторы?

-Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы , рассуждения , вы очень внимательно слушали эти композиции, молодцы!

-Садятся поудобнее и внимательно слушают.




















- Отвечают на вопросы.















.

ПУУД: готовность к восприятию нового учебного материала.

- уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного;

КУУД:

- умение излагать свое мнение (в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;


Постановка системы перспектив

4.Закрепление знаний и способов действий.

(10мин)

- А сейчас я предлагаю вам выразить свои чувства и эмоции, мысли на музыкальном листе от прослушанных сегодня произведений, и выделить одно, которое больше всех произвело на вас впечатление и объяснить почему.

-Оля, поделись, пожалуйста, своими впечатлениями о прослушанных композициях.

-Выполняют задание

- отвечают у доски.

ЛУУД:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

РУУД:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила.


Метод создания ситуаций творческого поиска

4. Рефлексия учебной деятельности и итог урока

(3-5мин)

Подведение итогов.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Что нового мы сегодня узнали?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какая была тема нашего урока?

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Кто написал это произведение?

-Скажите, почему же все таки, мы называем их певцами родной природы?

-Молодцы! Спасибо за ответы.

-Посмотрите ,пожалуйста, на плакат который я сегодня вам принесла, на нем изображены знаменитые композиторы, в том числе и те, которых мы сегодня упоминали, и у каждого композитора есть свое знаменитое высказывание, я бы хотела , чтобы наряду с этими великими музыкантами были и мы с нашими небольшие высказывания, которые в будущем, уверена, будут не менее великими.

-Прикрепим наш музыкальный лист к этому плакату.

-Спасибо вам за урок, мне было приятно работать с вами. До свидания.

-Отвечают на вопросы


-Прикрепляют музыкальный лист.


ЛУУД: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

КУУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Беседа

Самооценка.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!