2. Актуализация опорных знаний. (3-5 мин) | -Перед вами портрет одного знаменитого русского композитора, с которым мы с вами уже немного знакомы. Но прежде чем ответить ,кто это, скажите, а кто такой композитор? Что же за композитор на нем изображен на портрете?(Абсолютно верно, это С.С. Пр., сегодня мы познакомимся с еще одним его известным произведением) - А каких композиторов мы еще с вами знаем? | Отвечают на вопросы: - Компози́тор (от лат. compositor — составитель) — сочинитель музыкальных произведений. -Сергей Сергеевич Прокофьев. -Григ, П.Чайковский, М.Мусоргского. | КУУД: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции; | Прослушивание. Устный опрос. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. (25 мин) | -Сегодня мы послушаем музыку тех композиторов, которых мы перечислили выше, а начнем мы с композитора, которого часто называют «солнцем русской музыки» за неиссякаемый оптимизм, искрометный юмор в пьесах, энергию, любовь к жизни, человеку, природе. Мы как будто чувствуем даже в его драматических произведениях, что снова засияет солнце. Друзья и называли рыжеволосого композитора «Солнцем». Он был всегда оптимистом. Его называют «Светлым гением русской музыки». И даже его место рождения называется Солнцовка. Самым необычным в его детстве, кроме увлечения наблюдением за природой и играми с друзьями, был ранний интерес к музыке и ее сочинению. Что это за композитор? -Сейчас мы познакомимся с вами с прекрасной, сказочной сюитой, написанной композитором на древнерусский сюжет «Скифская сюита». -Вы знаете, кто такие скифы? (Скифы- древний кочевой народ, живший в степях между нижним течением рек Дуная и Дона). -А кто мне скажет, что такое сюита? - Сюита – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес. - Правильно. -Сейчас мы с вами будем в роли внимательных слушателей. Определите характер и настроение музыки. - Итак, звучит 4 часть «Скифской сюиты» называется «Шествие солнца» (ЗВУЧИТ) -Что вы услышали в этом произведении, спокойствие или тревогу? - Какое настроение, характер музыки? (воинственный, суровый, боевой) -Что вы представили, когда слушали эту музыку? -Какое солнце вы представили, ласковое, тёплое или палящее, знойное? - Какие инструменты вы услышали? -Молодцы! - Теперь мы с вами прослушаем еще одно произведение великого русского композитора П.И.Чайковского. Вот что он говорил о себе : «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русские обычаи…» (слайд №10) - конечно же его музыка была овеяна любовью к русской природе. А русская природа – это леса, реки , поля, ели, березы (слайд №11). - Мы познакомимся с еще одним его произведением «Утренняя молитва» -И чтобы лучше прочувствовать это произведение мы с вами полностью расслабимся, закроем глаза и подумаем , что хотел передать композитор этим произведением . -Какие чувства вызвала у вас эта композиция. - Какой темп был у музыки? - Опишите место в котором вы находились во время прослушивания, природу. -Какие инструменты исполняют это произведение. - Молодцы ребята, мне понравились ваши рассуждения. -А мы продолжаем с вами знакомиться с произведениями известных нам композиторов. -И следующий на очереди, норвежский композитор, пианист, дирижёр-Эдвард Хагеруп Григ. -Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт Норвегия, с её чудесной природой и людьми. Ведь она родилась среди северной норвежской природы и звуки его музыки неотделимы от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.(слайд №8 и 9) -Вот что говорит о себе композитор : «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины». -А теперь давайте послушаем произведение Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - Я думаю, вы узнали это произведение Грига. Как звучит эта музыка? Какие звуки природы напоминают о ее красоте? - Так что же общего в музыке этих двух комозиторов? (слайд №13) Ответы учащихся - А в чем отличие? - Они жили в разных странах и каждый писал о природе своей страны. - Вы знаете, ребята, а ведь эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились 1 января 1888года на одном из творческих вечеров в доме скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увидились, хотя оба питали надежду на встречу. - и вот как они отзывались друг о друге : «Вот мастер, который мне по душе!» писал Э.Григ о П. Чайковском; «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» , говорил П.Чайковский о Э.Григе. -Молодцы ребята! И на сегодня последний композитор, о котором мы поговорим это М.П.Мусоргский. Это один из самых великих русских композиторов, воспевавший российскую историю, национальную самобытность красоту русских традиций, культуры и конечно же, природы. - Предлагаю вам послушать его знаменитое произведение «Вечер прохладный лег на холмах» и полюбоваться картиной И. Левитана «Сумерки. Заход солнца» и сказать, что объединяет композицию М.П. Мусоргского и картину И. Левитана? - Какие чувства вызывает это произведение? - Как в этом произведении показана природа? -Ребята, мы прослушали сегодня 4 знаменитые композиции, скажите, как воспевают родную природу эти композиторы? -Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы , рассуждения , вы очень внимательно слушали эти композиции, молодцы! | -Садятся поудобнее и внимательно слушают. - Отвечают на вопросы. . | ПУУД: готовность к восприятию нового учебного материала. - уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного; КУУД: - умение излагать свое мнение (в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; | Постановка системы перспектив |
4.Закрепление знаний и способов действий. (10мин) | - А сейчас я предлагаю вам выразить свои чувства и эмоции, мысли на музыкальном листе от прослушанных сегодня произведений, и выделить одно, которое больше всех произвело на вас впечатление и объяснить почему. -Оля, поделись, пожалуйста, своими впечатлениями о прослушанных композициях. | -Выполняют задание - отвечают у доски. | ЛУУД: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. РУУД: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила. | Метод создания ситуаций творческого поиска |
4. Рефлексия учебной деятельности и итог урока (3-5мин) | Подведение итогов. -Ребята, наш урок подходит к концу. -Что нового мы сегодня узнали? -Чем мы сегодня занимались на уроке? - Какая была тема нашего урока? -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Кто написал это произведение? -Скажите, почему же все таки, мы называем их певцами родной природы? -Молодцы! Спасибо за ответы. -Посмотрите ,пожалуйста, на плакат который я сегодня вам принесла, на нем изображены знаменитые композиторы, в том числе и те, которых мы сегодня упоминали, и у каждого композитора есть свое знаменитое высказывание, я бы хотела , чтобы наряду с этими великими музыкантами были и мы с нашими небольшие высказывания, которые в будущем, уверена, будут не менее великими. -Прикрепим наш музыкальный лист к этому плакату. -Спасибо вам за урок, мне было приятно работать с вами. До свидания. | -Отвечают на вопросы -Прикрепляют музыкальный лист. | ЛУУД: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. КУУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Беседа Самооценка. |