СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мир школьных прозвищ». Исследовательский проект.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект ученицы 9 класса МКОУ "Огнево-Заимковская СОШ" Дарьи Чарковской посвящен изучению функционирования прозвищ в школьной среде. "Вторые имена" часто являются причиной ссор и конфликтов, поэтому изучение прозвищ и освоение культуры их употребления необходимы каждому.

Просмотр содержимого документа
««Мир школьных прозвищ». Исследовательский проект.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево - Заимковская средняя общеобразовательная школа»









Индивидуальный итоговый проект

«МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ»




предмет: русский язык

вид проекта: исследовательский









Выполнила:

ученица 9 класса

Чарковская Дарья


Руководитель:

Михеева Ю.И.,

учитель русского

языка и литературы



Огнева Заимка - 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ





1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….4-9

2.1. Роль имени в жизни человека………………………………………………4

2.2. Прозвище как лингвистическое явление. История возникновения

прозвищ …………………………………………………………………………..4

2.3.Функции прозвищ (в литературе, истории и в виртуальном мире)………6

2.4. Изучение функционирования прозвищ в речи учащихся Огнево-

Заимковской СОШ. Анкетирование и анализ полученных данных………….8

2.5. Культура употребления прозвищ. Советы в подборе и использовании

прозвищ в общении……………………………………………………………….9

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...10

4. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ……………………………..11

5. ПРИЛОЖЕНИЯ …............................................................................................12



5.1. Приложение 1. Результаты анкетирования и опроса (диаграммы)

5.2.Приложение 2. Фотографии руководителей государства

5.3.Приложение 3. Сочинения учащихся 7 класса










ВВЕДЕНИЕ

Проблема



Каковы особенности употребления прозвищ? Почему многим людям не нравятся их “новые имена”? Можно ли считать распространение прозвищ “повальной эпидемией” (А.Алексин)? Нужно ли бороться с ними и как это делать?

Актуальность проблемы

Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду. Знакомство с прозвищами поможет школьникам не только расширить знания о лексическом составе русского языка, но и научит правильно их употреблять.

Объект исследования

Лингвистическое явление – прозвища.

Цель проекта:


Изучение прозвищ, истории их происхождения; их функционирование в речи (на примере лингвистического исследования, проводимого в Огнево-Заимковской СОШ)


Задачи исследования:


  • изучить научно-популярную литературу и интернет-источники по данной теме;

  • проанализировать и обобщить полученную информацию, представить ее в виде презентации;

  • провести анкетирование по теме данного исследования среди учащихся 5-11 классов «Огнево-Заимковской СОШ», анализ сочинений учащихся;

  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.


Методы исследования:

  • изучение имеющихся источников;

  • анкетирование;

  • опрос;

  • анализ;

  • обобщение и синтез.



Гипотеза

Выдвину предположение, что отношение к прозвищам среди школьников в основном негативное, тем не менее, прозвища в школьной среде существуют.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Роль имени в жизни человека

Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Имя – это своеобразный ответ на вопрос "какой я?" и главное "кто я?". Спросите у маленького ребенка: "Кто ты?" – и он, скорее всего, ответит: "я – мальчик", или "я – Коля". Будущую жизнь каждого человека в большей части определяет его пол, но и его имя в этом процессе имеет не последнее значение. Оно позволяет ребенку психологически воспринимать себя как личность, что является важным фактором развития. Поэтому еще наши предки отводили особую роль имени в жизни человека.

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда за право носить то или иное имя или фамилию шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Например, у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени его не называют.

Когда родители выбирают имя ребёнку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище. Почему это происходит?













2.2. Прозвище как лингвистическое явление. История возникновения прозвищ.

В словарях Ушакова и Ожегова даются следующие понятия прозвищ:

ПРОЗВИЩЕ - названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица.( Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012)

ПРОЗВИЩЕ - название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству. (Ожегов.)

Итак, прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли , а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвища.

Прозвища закреплены и в литературе, в истории. В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека.

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очерёдность появления ребёнка в семье. Например, в древности у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Меньшой и т.п. Были имена, которые часто отражали порядок появления детей ( Первой, Старшой ). Отдельные имена отражали какие – либо особенности новорожденного.( Пискун ) . Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол.

После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку трусливому, небольшого роста, Короб – плотному, норовящему всё копить. Бывали прозвища и по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии. Известны также и необычные прозвища священнослужителей. Так, поп Лихач жил в 1161 году, о попе Угрюме упоминается в 1600 году, о попе Шумило – в 1608 .

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Татарин. Встречались прозвища , происходившие от названия еды: Кисель, Ковриша, Тюря, Сахар , Борщ.

Также прозвища указывали на внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник , Износок).

В 1606 году жил в Пскове Фёдор Умойся Грязью. В 14-16 веках были такие имена: Кислоквас , Огурец , Ончутка ( т.е. «чёрт» ), Лубяная Сабля.

Прозвище, как и имя, называет человека, но оно не может быть использовано в официальной речи, в документах, от него нельзя образовать отчество. Также прозвище может быть обидным, оскорбительным для его владельца.



2.3.Функции прозвищ (в литературе, истории и виртуальном мире)

В литературе можно встретить большое количество прозвищ. Изучая биографии писателей, с удивлением узнаешь, что и у многих из них были прозвища. Меня особенно заинтересовал тот факт, что прозвище было даже у Александра Пушкина и у его лицейских друзей: Пушкин А.С. – Француз. (отлично владел французским языком), Пущин И.И. – Жанно (французское имя, соответствующее русскому Иван.), Кюхельбекер В.К. – Кюхля (по фамилии). Николай Васильевич Гоголь в произведении «Мёртвые души» писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом ,то пойдет оно ему в род и потомство, утащит оно его с собою и на службу, и в отставку , и в Петербург, и на край света… ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все воронье горло и скажет ясно , откуда вылетела птица».

Главный герой приключенческого романа Луи Буссенара Жан Грандье – предводитель молокососов ( юные солдаты – партизаны) – своё прозвище «Капитан Сорвиголова» получил за лидерские качества,смелость , решимость. Другой герой этого произведения, друг Жана (Капитана Сорвиголова) Фанфан является обладателем прозвища «Невезучий». Прозвище героя говорит само за себя - ему не везёт! Он плохой стрелок , поэтому в каждой стычке он получает хоть и незначительное, но ранение. Он рассеян и постоянно попадает в переделки.

Если обратиться к художественным произведениям для детей , то там тоже часто встречаются прозвища. Например, в сказке - были «Кладовая солнца» ( М.Пришвин) Настю звали Золотая Курочка ( за цвет волос), а Митрашу - Мужичок в мешочке ( за малый рост и умение трудиться).

Довольно много метких прозвищ в сказах Павла Бажова : дед Слыш-ко, Чертознай, Перекисло тесто, Иванко-Крылатко.

В истории прозвища тоже занимают далеко не последнее место. У многих вождей, диктаторов и руководителей государства были как официальные титулы, так и народные прозвища. Из всех обладателей самых ярких псевдонимов можно подчеркнуть:

1.Иосиф Виссарионович Джугашвили


Иосиф Джугашвили имел множество прозвищ , среди которых были: Давид, Коба, Василий, Русский, Бесошвили, Петров, Рябой, Иванов, Пастырь и, конечно, самый главный – Сталин. Это имя, согласно легенде, он выбрал вместе с Лениным. Таким образом он мог представить себя как «политического брата» Ленина. Среди народных прозвищ за Джугашвили закрепились : Таракан, Голенище с усами, Душегубка, Йося Грозный.

2.Леонид Ильич Брежнев

Леонид Ильич был крайне популярным героем народного фольклора. Его манера речи, несравненные брови и любовь к орденам и наградам закрепила за ним прозвища: Эпохальный Ильич, Бровеносец в потёмках, Дважды Ильич Советского Союза, Бровастый, Заведующий, Двубровый орёл.

3.Владимир Ильич Ленин

Владимир Ульянов сам выбрал себе псевдоним Ленин. По одной из версий, он происходит от реки Лены, по другой – связан с использованием Ульяновым паспорта на имя Николая Ленина. Всего у Ленина было более 150 псевдонимов. Среди прозвищ, которыми окрестили его соратники, были : Ильич, Старик , Лукич, Петрович . В народе за Лениным закрепились прозвища : Дедушка Ленин, Вождь.

4. Михаил Сергеевич Горбачев

У Михаила Горбачева множество народных прозвищ .Среди них : Мишка Говорун, Глобус, Демократизатор. Но самым известным стало , пожалуй , «Лимонадный Джо» - такой «титул» закрепился за Горбачевым после антиалкогольной кампании. Кроме того, его стали называть «минеральный секретарь».

5. Гай Юлий Цезарь Август Германик

Этот римский император вошел в историю под своим прозвищем «Калигула». В детстве отец брал его с собой в германские кампании, где Гай носил маленькие детские сапожки ,похожие на армейские калиги. Из-за этого за ним закрепилось прозвище «Калигула» , что означает «сапожок». Полный же титул его звучал так : Гай Цезарь Август Германик, Великий понтифик, четырежды консул , император, наделен властью трибуна четыре раза, Отец отечества.

Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.

Ну и конечно же, в современном мире самой распространенной областью, где всегда востребованы интересные прозвища , является виртуальная сеть. К никнеймам (к сетевым именам-псевдонимам), которые являются наиболее популярными в соц.сетях, относятся : Крепкий орешек, Тёмный рыцарь, Шутер (стрелок), Арбитр по жизни , Alarm, DosS, Activator, Forumen , Дракула и другие.

Всё это свидетельствует о том, что без прозвищ не обойтись, что они существовали задолго до нас и существуют сейчас и искоренятся нескоро. И еще бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили именно прозвища.



2.4. Изучение функционирования прозвищ в речи учащихся Огнево-Заимковской СОШ. Анкетирование и анализ полученных данных.


Анкетирование проводилось среди учащихся 5-11 классов МКОУ Огнево–Заимковской СОШ с целью изучения функционирования прозвищ в школьной среде. Для проведения анкетирования нами были разработаны вопросы. Предлагаем их вашему вниманию.

Анкета

  1. Ваш класс.

  2. Есть ли у тебя прозвище?

  3. Знаешь ли ты прозвища других ребят, учителей, работников школы?

  4. Если не секрет, то какие это прозвища?

  5. Кто дал тебе это прозвище (близкие, друзья, одноклассники, учителя)? А знакомому (-ой)?

  6. В каком возрасте появилось твое прозвище?

  7. С чем это связано (схожесть с фамилией, именем, черты характера или внешности, семейная традиция, случай, происшествие)? А у твоего (-ей) знакомого (-ой)?

  8. Менялось ли твое прозвище, если да, то как?

  9. Как ты относишься к тому, что у тебя есть прозвище (обижаешься, не обращаешь внимания, относишься с юмором, гордишься)?



Анализ анкет показал, что многие учащиеся указали, что у них, а также у их друзей и знакомых имеется прозвище, но сами прозвища назывались редко. Возможно, это связано с тем, что школьники стесняются своих прозвищ и того, как они называют своих знакомых («… у нас в школе почти у каждого есть прозвище – Хомяк, Сковорода, Вурдалак, Кролик, Лунтик», «они есть практически у каждого» - из сочинений учеников 7 класса).

Одним из методов получения результатов также являлся опрос учащихся Огнево-Заимковской СОШ (как нынешних, так и бывших).

После проведенного анкетирования и опроса нами были составлена классификация прозвищ. При ее составлении мы ориентировались на источники, имеющиеся в Интернете, а также на данные, полученные при анкетировании школьников. Мы выделили следующие типы прозвищ:

  • по чертам характера (Кот, Ветерок, Выскочка, Рэмбо, Пум-пурум-пум);

  • по внешности (Копченый, Дылда, Полторашка, Крот, Рыжик, Ржавая, Пельмень, Сметана, Пум-пурум-пум, Чумазый, Толстяк и Четырехглазый);

  • схожесть с именем (Серый, Серго, Киря, Дэн, Тоша, Гошик, Ромашка, Лехыч, Маня, Евген и др.);

  • по созвучию имени или фамилии (Сельдь, Михей, Пятак, Луня, Юстуся, Чеснок, Ларка, Голубь, Паня, Шиня, Лисенок, Пити, Масяня, Анфиса);

  • событие (Боря, Крот, Ветерок, Рубль и др.).


Анализ данных показал, что среди нейтральных и дружелюбных прозвищ (Кот, Рыжик, Лисенок, Паня), составляющих 55% от общего числа названных прозвищ, имеются и насмешливые (Дылда, Крот и др.) – их 45% . Но стоит внести существенную поправку, что некоторые обидные прозвища были даны учащимися прошлых лет.

«Новые имена» не отличаются оригинальностью. Используются традиционные суффиксы (-ик, -ак, -як, -ок, - к) и окончания. Большинство прозвищ дано по созвучию имен и фамилий, совсем нет таких, которые даются за какую-либо заслугу. Почему бы человека, который хорошо мыслит логически, не назвать «Детективом», метко стреляющего – «Снайпером», умеющего отлично готовить – «Повелитель вкуса»? Это говорит, скорее всего, о том, что школьники плохо знают о талантах своих одноклассников и знакомых либо по каким-то причинам стесняются давать позитивные имена. Зато порой встречаются оскорбительные прозвища, касающиеся особенностей внешности (смуглая кожа, рыжие волосы, высокий рост и т.д.).

Анализ сочинений учащихся 7 класса на тему «Мое отношение к прозвищам» показал, что все учащиеся осознают, что унизительные «дразнилки» могут нанести вред, серьезную обиду: «…прозвище может тяжело ранить», оно «может быть и оскорбительным». По мнению семиклассников, «человек ведь не виноват, что у него есть недостатки». Однако некоторые отмечают, что иногда такие прозвища могут мотивировать человека исправить недостатки своего характера (вспыльчивость, нетерпеливость, лень и т.д.), чего нельзя сказать о внешности.

Как верно заметил один из учащихся, «… имя, данное человеку при рождении, для того и дано, чтобы им пользоваться, а будет ли оно звучать достойно – зависит от самого человека».









2.5. Культура употребления прозвищ. Советы в подборе и использовании прозвищ в общении.

Как выяснилось, самое безобидное, казалось бы, прозвище может задеть человека. Поэтому подбирать их нужно с осторожностью.

Лучший способ подобрать красивый и отражающий индивидуальность личности псевдоним – обратить внимание на его хобби, профессию. Вот примеры некоторых таких прозвищ:

  • Айболит (связан с медициной).

  • Татум (любитель тату).

  • Страж (правоохранительная сфера).

  • Мотодор (любит мотоциклы).

  • Айсикью ( программист).


Многие писатели очень метко давали прозвища своим товарищам по перу.


Прозвища придумывались и для самых именитых литераторов. Например, Твардовского другие писатели называли Трифоныч. Константина Симонова по первым буквам имени и отчества звали КМ.

Так почему бы и нам не проявить фантазию? Тогда, к примеру, у известных писателей и философов были бы следующие прозвища:

- Николай – ЖГУ – Гоголь;

- Александр – НАШЕ ВСЁ – Пушкин;

- Александр Сергеевич – ДУМАЛИ ПУШКИН? А ВОТ И НИФИГА – Грибоедов;

- Льюис – МАТЕМАТИК – Кэрролл;

- Александр – ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ – Дюма;

- Фридрих – БОГ УМЕР, ДА И МНЕ ЧТО-ТО НЕЗДОРОВИТСЯ – Ницше;

- Лев – ЧИТАЙ МЕНЯ ПОЛНОСТЬЮ – Толстой.

Таким образом, культура употребления прозвищ определяется коммуникативной культурой коллектива и отдельной личности.





3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы нами была достигнута цель – изучены прозвища и особенности их происхождения, их роль в бытовой коммуникации современного общества, а также функционирование прозвищ в речи школьников 5-11 классов Огнево-Заимковской СОШ.

Выполнены следующие задачи:

  1. Выявили, что толковые словари определяют слово «прозвище» как название, данное

человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица;

2. Убедились в том, что прозвища учащихся даны им в основном по имени, фамилии, внешнему виду. Когда-то, в далёкой древности, процесс был обратный: человеку давали «прозвание» по роду его занятий, по его мастерству, особенностям характера или яркой манере (например, предка Н.В.Гоголя прозвали Гоголем за его горделивую осанку). И прозвище переходило в фамилию. Так появились Столяровы, Кузнецовы. Сегодня мы видим обратный процесс: прозвище даётся по фамилии.

3. Первые прозвища дети получают от близких и родных (т. наз. «домашние имена»). В дальнейшем прозвища дают одноклассники и друзья. Проведя анкетирование, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10-11-ом – резко сокращается;

4. В сообществе детей прозвище отражает отношение к человеку. Данные показывают, что примерно 55% всех прозвищ учащихся средних и старших классов носят положительный либо нейтральный характер. В то же время 45% составляют прозвища, данные в насмешку над особенностями человека. Также хочется отметить, что многие ребята не указывают своих прозвищ. Этому может быть причиной стеснение или боязнь того, что их будут называть не по имени.

И проанализировав всю собранную нами информацию по данной теме, мы пришли к выводу, что в целом гипотеза, поставленная вначале данной работы, неверна. Так как больше половины прозвищ выражают положительное отношение к человеку. Но огорчает тот факт, что в школьной среде все же существуют прозвища, оскорбляющие личность, а хотелось бы, чтобы их не было совсем.





Список используемых источников:


  1. Л. Буссенар. Капитан Сорвиголова;

  2. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984;

  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1/ Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.:Терра,1996;

  4. К.Ермолин. Мир школьных прозвищ. –.Карпогоры, 2011;

  5. Прозвища писателей, или Писатели любили обзываться; (https://goldrussian.ru);

  6. Прозвища великих людей (https://xn--e1aahgrctjf9g.com/prozvishha-velikih-lyudej/ );

  7. Тайны прозвищ учеников нашей школы – Шатура, 2010. ( pandia.ru).


5.1. Приложение 1. Результаты анкетирования и опроса (диаграммы).


















5.2.Приложение 2. Фотографии руководителей государства.



Брежнев Леонид Ильич



Ленин Владимир Ильич



Иосиф Виссарионович Джугашвили





5.3.Приложение 3. Сочинения учащихся 7 класса.














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!