Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: окружающий мир.
Тема: «Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных»
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Ход урока:
1.Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
2.Актуализация знаний
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб
3.Применения новых знаний
- Наш помощникМуравьишкапобывалв гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса.
- Как одним словом можно назвать друзей Муравьишки? (птицы)
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( о птицах)
-Вспомните, каких птиц вы знаете.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
Работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник . Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка.
-Что общего у всех этих животных? (они умеют летать) Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)
- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
-Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц?
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
Посмотрим на строение птиц
- У птиц есть клюв- это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у утоксплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара..У большинства птиц клюв такого вида.
- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? (перьями)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
-Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.)
4. Физкультминутка.
5.Практическая работа.
(Работа в парах.На столах лежат перья)
-Чем различаются эти перья? (цвет, форма, размер)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бородки перьев, очин и опахало).
-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите.
-Еще у пера есть бородки. Найдите.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
-Разрежьте перо. Что видите внутри? (внутри пусто) Перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо? (оно осталось сухим, вода скатилась капельками).
-Какой вывод из этого следует?(Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
-Для чего птицам нужны большие перья? (чтоб летать)
-Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
Вывод: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижниекроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло
-Раньше не было ручек, и люди писали гусиными перьями
6. Закрепление нового материала.
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.
Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.
Колибри – самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар
1) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок
Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.
2)(загадки о птицах)
- Отгадайте, что за птицы прилетели к нам на урок?
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона)
- Ворона – крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь)
- Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу.( дятел)
- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из – под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.
4) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(сорока)
- Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
5) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую.(воробей)
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.
6) Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(синица)
- Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.
3)Работа в тетрадях.
- Откройте тетради.Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
- Чем различаются эти птицы? (размером)
- Чем они похожи? (имеют черное оперение)
- Раскрасьте птиц на рисунках.
7.Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке .
8. Рефлексия
– Выполнение какого задания вызвало затруднение?
– Ребята, какое задание выполнили без труда?
– Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Урок окончен.