СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир животных рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир животных рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание).»

Дата: ____________________

Учитель ______________________________

Класс: _____

Урок: окружающий мир.

Тема: «Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание)»

Цели: формирование представления о рыбах, их разнообразии; формирование у школьников умения учиться.

Планируемые результаты:

- узнавать рыб на рисунке,

- приводить примеры речных и морских рыб,

- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

2.Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил загадки. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

1. На лугу живёт скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

Домовитая хозяйка 
Пролетела над лужайкой, 
Похлопочет над цветком - 
Он поделится медком (Пчела)

Самого не видно, а песню слышно; 
Летит, пищит, случай не упустит: 
Сядет и укусит (Комар)

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...  (Божья коровка!)

У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... (Стрекоза!)

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (насекомые)

- Кто такие насекомые? (животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

- А в какое время года насекомых много? (весной и летом, потому что тепло)


3.Физкультминутка

- Бабочка долго кружилась над водой.

- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!

1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.

2. В воде они живут,

Нет клюва,

А они «клюют».

3. Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Вильнет хвостом туда-сюда –

И нет ее, и нет следа.

4. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (РЫБЫ)

4.Постановка проблемного вопроса.

- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.

-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)

- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)

- Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)

- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)

- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)

- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)

- О чем нам нужно помнить?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: А могут ли рыбы жить на суше?

- Как вы думаете? (Нет)

- Кто согласен – поднимите руку!

- А Муравьишка сомневается. Давайте докажем, что рыбы не могут жить на суше.

- А для этого - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели)

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде)

- Молодцы!

5.Закрепление изученного

А сейчас – поработаем в парах:

- Назовите части тела рыбы, которые у вас есть на столах.

- Соберите рыбку вместе со своим соседом.

- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!

Исследовательская работа.


-Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она?

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

- Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки).

- Тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет)

Практическая работа.

- А сейчас возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую.

- У кого получилось – поднимите желтый смайлик!

- Молодцы!

Знакомство с речными и морскими рыбами.

- Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)

- Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках.

- А другие выбирают соленую воду в морях и океанах.

-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?

- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

1. Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

2. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...  (Ёрш)

3. Он всем рыбам говорил:

- Я к зиме зароюсь в ил,

Буду спать в нем до весны

И смотреть цветные сны.

Я не хрюшка, ил – не грязь,

А зовут меня…(Карась)

4. На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)

5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на реке Волге)

- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги? (речных)

- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу.

-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» - про рыб)

- Стерлядь находится под охраной государства, ее ловля запрещена.

-А теперь опустимся на дно моря.

- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?

- Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

1.Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,


Скажи, кто я такая? (Треска)

Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)

4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,

Я – в море, без тельняшки.

Мой красный цвет пугает всех.

Я - хищник настоящий! (Морской Окунь)

5. Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала).

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)

- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Это морские рыбы. Постараемся запомнить этих рыб.

Практическая работа.

-А сейчас мы с вами поработаем в парах. В конвертах я вам приготовила задание. Нужно собрать

План описания рыбы:

Название рыбы.

Речная или морская.

Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

Форма тела.

Окраска туловища, плавников.

Особенности частей тела (рта, глаз, плавников).

- Проверка выполнения задания. У кого есть дополнения к ответу?

- Молодцы! Справились с заданием.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)

-А где ещё могут жить рыбы? - Отгадайте загадку!

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода)

-Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.

- В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.

-А у кого дома есть аквариум?

-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?

-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте сообщение о своих рыбках.

- Опишите их внешний вид, расскажите о правилах ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение. Нарисуйте своих рыбок.


6.Итог урока. Рефлексия

- На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке? (Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?)

- Так кто такие рыбы?

(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)

- В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах)

-Какие части рыб вы запомнили?

- Каких речных рыб запомнили?

- Каких морских рыб запомнили?

- Какие правила поведения у водоема должны помнить люди, чтобы рыбы могли жить в воде? (не загрязнять водоем)

-Вы очень хорошо работали. Молодцы!

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.

Самооценка.

- Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!