Тема урока «Мирный атом в нашей жизни»
Цели урока.
1) Познакомить учащихся с историей открытия строения атома, с применением атомной энергии в мирных и военных целях.
2) Использование атомных бомб. Испытание атомного оружия в Семипалатинском полигоне. Чернобыльская атомная энергия станция и его последствия.
Формировать: у учащихся научные взгляды на экологические проблем, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса.
Развивать: у учащихся экологическое мышление, экологическую культуру. Формировать познавательные интересы.
Воспитывать: бережное отношение к природным богатствам и их использованию.
«Модель атома», Таблички «Что может атом?», Слайды.
Учитель: Из чего состоит мир? Сегодня мы это знаем. А как это зарождалось? Сложно это было или просто? И какую роль играет в нашей жизни атом? АЭС в Казахстане. Медицина и атом.
Александра: Здравствуйте. Сегодня гр ТС-01-02р познакомить о строение атома, расскажет об Атомных станциях, современный Казахстан и АЭС.
Кристина: Слайд 1. Из чего же все возникает? К чему все возвращается?
В 1910г. английский физик Резерфорд проделал опыты, сыгравшие важную роль в теории строения атома и вообще в физике микромира. На основе этих выводов Резерфорд приходит к планетарной модели атома. В центре атома имеется положительное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома; вокруг ядра вращаются электроны – отрицательно заряженные частицы. Самая маленькая частица и солнечная система устроены одинаково. Это был переворот! От самого маленького к самому большому! А, может быть, так устроен мир?
Сегодня при диагностике и даже лечении многих заболеваний используется радиоактивное излучение. Радиотерапия (лечение с помощью радиации) показала себя весьма эффективным средством борьбы с раковыми заболеваниями. Для этого изготовлена аппаратура, позволяющая диагностировать рак мозга, прямой и двенадцатиперстной кишки, рак простаты и легких. Радиация используется также при диагнозе заболеваний щитовидной железы, разных инфекций, воспалений суставных сумок, анемии и многих других болезней.
Ведущий: АЭС в Чернобыле и про ее последствие посмотрим фильм
Слайд 2: про АЗС Чернобыльи его последствие будет рассказывать Нурсультан
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе РБМК- 100 четвертого блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления – реактор «пошел в разгон»…
Температура установленных в циркониевых трубках урановых топливных стержней выросла до нескольких тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. В условиях высокой температуры цирконий вступил в реакцию с водой – выделился водород. Температура в реакторе в первые дни достигала 5000 градусов – к нему нельзя было подойти. Над АЭС висело радиоактивное облако, которое трижды обогнуло Землю. Чтобы прибить его к земле, реактор бомбили с вертолетов песком и поливали водой, однако эффект от этих действий был мизерный. В воздухе оказалось 77 кг радиации – будто сто атомных бомб одновременно было сброшено на Чернобыль. Это усугубило аварию. Грянул взрыв. Почти 26 лет прошло с того страшного дня, когда ночью на Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов. Чернобыльская катастрофа, по некоторым источникам, самая крупная в истории человечества. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, было эвакуировано более 120 тыс. человек, общее число пострадавших превысило 9 млн. человек. Зоны загрязнения цезием-137 образовались в 14 областях РФ, их площадь оценивается цифрой порядка 55 тыс. км2 , самой пострадавшей областью в России стала Брянская область. Следы Чернобыльской аварии в генном аппарате человечества, по оценкам медиков, исчезнут лишь через 40 поколений.
Но я могу сказать и в защиту атомной энергии
Мы подчинили энергию атома мирным целям
Ведущий: В нашем Казахстане производились испытания атомного оружия в Семипалатинском полигоне. С 1949 по 1963 годы производились испытания атомного оружия. 1991 году решением правительство РК полигон бал закрыт. Обо всем расскажет Дарья в слайде 3
До недавнего времени люди, живущие в городе Семипалатинске, лишь догадывались, какое страшное место вблизи города – Семипалатинский полигон. С 1949 по 1963 год в Семипалатинске области производились испытания атомного оружия. За этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Их суммарная мощность в 2,5 тыс. раз превышает мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Собранные данные говорят, что те люди, которые подвергались облучению, на 39% чаще болеют раком; срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет; у облученных родителей рождаются дети, которые ослаблены и в значительной мере утратили иммунные свойства; возросли смертность, число врожденных уродств и рождение умственно отсталых детей. 29 августа 1991 года решением правительства Республики Казахстан Семипалатинский ядерный полигон был закрыт. Большую роль в принятии этого решения сыграло народное антиядерное движение Невада — Семипалатинск и его лидер Олжас Сулейменов.
Ведущий: А теперь послушаем песнью, которую на гитаре сыграет Дарья «Война и мир» В.Цой
Ведущий: Мы знаем, что и в Казахстане начинается строительство АЭС. Для чего Казахстану АЭС и безапасные АЭС.
Начало строительство
в Казахстане самые безопасные АЭС «по мнению специалистов, к 2030 году потребность мировой экономики в энергии удвоится, сейчас на планете около 2 миллиардов человек вообще не имеют доступа к электричеству. Для многих стран решение проблем бедности, безработицы, недостатка продовольствия связаны с реализацией проектов мирной атомной энергетики» – Н.Назарбаев. Для чего Казахстану аэс «На сегодняшний день у человечества нет более мощного доступного источника, чем атомная энергия. Сейчас порядка 40 стран ведут исследования мирного атома, 15 государств строят или планируют создать атомные электростанции, в их числе и Казахстан», - сказал Назарбаев.
Ведущий: По словам ученых собирая по атомно, то есть атом к атому, молекула к молекуле. Наша способность упорядочивать атомы лежит в основе технологии. Ведь любой материальный предмет - это всего лишь скопление атомов в пространстве. Одним образом, атомы составляют почву, воздух и воду. Они образуют дома и свежий воздух, образуют золу и дым. Человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы.
Учитель: Если использовать ядерную энергию осторожно и разумно, то можно с ее помощью решить энергетические проблемы Земли. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательны, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.
Открытый урок на тему «Мирный атом в нашей жизни» гр ТС-01-02р