СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мюзикл «Ярославна» как культурно-просветительский образовательный проект

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор данной статьи делится опытом создания и проведения музыкального проекта-мюзикла, рассказывает об этапах работы, о применяемых методах и подходах, о соединении истории и современности, о привитии интереса учащимся к родной культуре. 

 

Просмотр содержимого документа
«Мюзикл «Ярославна» как культурно-просветительский образовательный проект»

Мюзикл «Ярославна» как культурно-просветительский образовательный проект

Е.К.Найденова

МБОУ СОШ Гимназия №202 «Менталитет», г.Екатеринбург


Аннотация: автор данной статьи делится опытом создания и проведения музыкального проекта-мюзикла, рассказывает об этапах работы, о применяемых методах и подходах, о соединении истории и современности, о привитии интереса учащимся к родной культуре. Данный проект является долгосрочным, в нем задействовано большое количество участников, овладевающих музыкальным, вокальным и сценическим мастерством.

Драматические и музыкальные спектакли достаточно традиционны для наших школ. Для их постановки, как правило, выбираются классические произведения. В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом работы над не совсем традиционным спектаклем – мюзиклом. Название «Ярославна» сразу переносит в события тысячелетней давности, в 11 век, столь отдаленный от нас, и оттого так притягательно-загадочный, окутанный сумраком столетий, волнующий и сегодня силой и размахом своих страстей, насыщенностью событий, драматизмом судеб. Безусловно, знакомство учащихся с эпохой правления Ярослава Мудрого, укрепившего международное положение Руси носит просветительский характер. Особенность же музыкального материала заключается в том, что в спектакле используется русская народная музыка в рок-стилистике и современной аранжировке. Таким образом, происходит приобщение учащихся к культуре своего народа, что особенно актуально в наш век глобализации, отказа от вечных ценностей, век языкового и музыкального мусора.

В основу сюжета были положены события, рассказывающие о поездке младшей дочери Ярослава Мудрого, Анне, из Киева в Париж. Для создания сценария мне пришлось изучить несколько исторических источников, художественную литературу. Чтобы образы получились живыми, была придумана интрига. В целом, получилась не просто история о династическом браке, укрепившем политический союз Руси с Францией, а рассказ о превращении, совершающемся на наших глазах, когда наивная, капризная и своенравная юная княжна Ярославна становится зрелым человеком, способным править государством, принимать решения, совершать обдуманные поступки. Становится Королевой, готовой к тяжким испытаниям власти и трона, достойной славного имени отца своего, Ярослава Мудрого.

А учится Ярославна быть королевой в долгом и трудном пути из Киева в Париж. Ей приходится испытать предательство и коварство, потерю друзей и любовь, от которой она отказывается во имя долга. Все это очень жизненно и актуально для подростков от 14 до 17 лет, которые играют в спектакле и смотрят его. Также в мюзикле есть приключения с заговорами и переодеваниями, колоритные бытовые сцены, комедийные ситуации и драматические эпизоды, все вместе сплетенные в целое музыкальным орнаментом, активно используется русская народная музыка в современной аранжировке. Вообще, мотив дороги, путешествия становится удобной формой рассказа о становлении характера, формировании личности Анны Ярославны и возможностью смешать в этом проекте самые разные жанры.

Конечно, для мюзикла важна музыкальная сторона дела. Для осуществления проекта были применены следующие методы и подходы:

Стилевой подход, нацеленный на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик персонажей.

Системный подход, направленный на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов мюзикла – содержание , вокальный материал. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого вокального эпизода с содержанием всей структуры мюзикла).

Творческий метод используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной музыкальной и творческой деятельности проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокальной партии, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает возможность овладеть приемами сценической импровизации, движения под музыку. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

В качестве вспомогательных методов также активно используются
   • метод создания поисковой ситуации;
   • метод ассоциативных связей с различными видами искусства.

Такой проект требует длительной поэтапной подготовки, работа над ним идет в течение длительного времени.

Ниже представлены основные этапы и полная программа работ на календарный год:

Январь-февраль:

1.Работа с летописями, литературными источниками (список литературы),с отечественными и зарубежными художественными произведениями, созданными на этот сюжет .

2.Консультации коллег-специалистов (история, литература, риторика, религиоведение, МХК, французский язык, обществознание, ИЗО)

3.Подбор русской народной музыки, которая в процессе работы будет аранжирована и использована в характеристиках персонажей мюзикла.

4.Оформление замысла. Создание либретто.

5.Написание версии сценария для мюзикла «Ярославна».

Март-апрель:

1.Редакция сценария мюзикла «Ярославна».

2.Консультации коллег-специалистов.

3.Работа над созданием музыкальных образов персонажей Митрополита Киевского, Князя Ярослава Мудрого, его дочери Анны Ярославны, монаха-книжника Даниила (учителя княжны), предводителя варягов Рогволда, короля Польши Казимира, его супруги Доброгневы, Византийского подданного Халцедония , русского воина Злата, сопровождающего княжну в путешествии, её служанки Янки и др.

4.Лейтмотивы главных героев, музыкальные характеристики славян, варягов, поляков, франков.

5.Создание сквозной музыкальной ткани мюзикла (народные сцены, главные партии, дуэты, хоры, инструментальные заставки).

6.Аранжировки русской народной музыки, оформление целостного музыкального проекта .

Май

1.Подбор из числа обучающихся в гимназии и занимающихся в творческом объединении «Вокальная студия» певцов для исполнения партий в мюзикле «Ярославна». Критерии отбора :

-возраст 14-17лет;

-красивый тембр голоса;

-опыт занятий в вокальной студии и хоровом коллективе;

-опыт работы с микрофоном;

- вокальные успехи и творческий энтузиазм.

2.Репетиции, закрепление вокальных партий за певцами .

3.Подбор актёров для мюзикла из числа обучающихся в гимназии:

Критерии отбора:

-возраст от 14-17лет;

-опыт работы со словом;

-сценичность, артистизм, творческий энтузиазм.

4.Пробные репетиции с актёрами.

5.Подбор на конкурсной основе танцоров для мюзикла:

-возраст от 12-17лет;

-танцевальная (спортивная) подготовка;

-сценичность, артистизм, творческий энтузиазм.

6.Пробные репетиции с танцорами.

Июнь:

1.Репетиции с певцами , актёрами ,танцорами.

2.Закрепление актёров на главные роли, роли второго плана, массовые сцены, танцевальные сцены.

Июль-август:

1.Репетиции с певцами.

2.Записи вокальных партий в студии.

3.Запись многоголосия.

4.Работа в школьной студии звукозаписи. Мастеринг, сведение, редакция записанного музыкального материала.

5.Работа над созданием образов главных героев,

6. Создание танцевальных эпизодов. Хореографические репетиции массовых эпизодов.

Сентябрь:

1.Репетиции.

2.Индивидуальные репетиции, индивидуально-дифференцированные репетиции, хореографические репетиции.

3.Работа актёров с музыкальным материалом.

Октябрь:

1.Репетиции.

2.Подготовка эскизов костюмов, реквизита, мультимедиа-декораций.

3.Анализ, консультации коллег-специалистов, редакция и утверждение эскизов костюмов, реквизита, мультимедиа-декораций.

4.Работы по изготовлению костюмов и реквизита.

5.Изготовление мультимедиа декораций, видеороликов, мастеринг, сведение.

Ноябрь:

1.Репетиции. Индивидуальные, индивидуально-дифференцированные, хореографические, массовые сцены.

2.Работа над осознанием актёрами цельных образов персонажей, логики сценического воплощения проекта.

3.Завершение сценографии мюзикла. Организация временного пространства мюзикла, согласно психологии восприятия (хронометраж 60-75 минут).

Декабрь:

1.Изготовление афиши, программки. Оповещение о премьерном показе .

2.Репетиции в костюмах. Индивидуальные, индивидуально-дифференцированные ,массовые сцены .

3.Работа с аппаратурой. Генеральный прогон. Завершение проекта.

4.Премьерный показ.

5.Анализ, отзывы, консультации коллег-специалистов.

6.Продолжение культурно-просветительской и музыкально-образовательной деятельности, связанной с проектом.

Таким образом, можно видеть, что работа шла год, включая летние каникулы. Мюзикл был показан несколько раз перед учениками и родителями, имел большой успех. Были достигнуты поставленные перед проектом цели:

  • формирование позитивного национального самосознания молодёжи;

  • приобщение детей и юношества к культурным ценностям и традициям массового вокального музицирования,

  • сохранение национального музыкального наследия;

  • создание романтического положительного образа древнерусской цивилизации, используя народную музыку, современные жанры и музыкальную стилистику.



Список литературы:

  1. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001, с.381-385

  2. Ладинский А. Анна Ярославна – королева Франции. Минск, 1987

  3. Пушкарева Л.Н. Женщины Древней Руси. М., 1989

  4. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Институциональные и гендерные проблемы становления государственности России в 10-19 веках. М., 2011









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!