СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МХК 8кл. Методическая разработка "Художественный образ"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меодическая разработка содержит: конспект урока,  презентацию, музыкальный материал, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Фамилия, имя, отчество Климентьева Елена Михайловна

Класс: 8

Авторы и название учебной программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство» 8-9 классы

Учебная тема (раздел) Искусство в жизни современного человека

Название учебного занятия Художественный образ – основное средство познания в искусстве.



Педагогическая идея урока (эпиграф/девиз)

Везде исследуйтевсечастно, что есть велико и прекрасно.

М.В.Ломоносов.

Цель: Формирование представления о художественном восприятии окружающего мира.

Задачи:

1. Дать общее представление о художественном образе в искусстве и средствах его выражения; формировать навык эстетического восприятия окружающего мира; формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, обоснованно высказывать собственные суждения.

Развивать коммуникативные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные и общекультурные компетенции.

2. Развивать монологическую речь, содействовать обогащению словарного запаса; мышление.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Результаты освоения:

Личностные

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

  • накопление опыта эстетического переживания;

Предметные

  • осознавать значение искусства в жизни современного человека;

  • эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

  • уметь анализировать произведения искусства;

  • владеть специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

Метапредметные

  • анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

  • формировать коммуникативные и информационные умения;

Формирование УУД

Личностные 

- формирование позитивного отношения к разным видам искусства, отражающим различные жизненные проблемы человека.

Познавательные

 - проявление интереса к изучению искусства как части жизни каждого человека

-умение осознанно и произвольно строить речевое выскзывание.

– целенаправленный поиск информации в словарях, энциклопедиях, интернете и применение полученных данных при изучении.

Коммуникативные

– выработка умения работать в группах, в коллективе одноклассников при познании образов искусства прошлого и настоящего, развитие навыков речевого высказывания в процессе размышлений об искусстве (устных и письменных),

Регулятивные

– формулирование цели, задач, плана деятельности, его корректировка в соответствии с учебными задачами урока,

Тип учебного занятия: Занятие по сообщению нового учебного материала

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): беседа (фронтальная, индивидуальная, групповая)

Оборудование

Мультимедийное оборудование
Презентация к уроку
Аудиозаписи:

  1. П.И.Чайковский цикл «Времена года» - «Октябрь. Осенняя песнь»

  2. р.н.п. «Тонкая рябина»

Раздаточный материал.

Литература:

Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2009г. (электронная версия)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

СЛАЙД 1

О каком времени года рассказывает русский композитор П.И. Чайковский.
Аргументируйте свой ответ


Слушают. (У каждого на столе карточки с названием времени года, выбирают подходящую карточку, показывают) Доказывают.

Предполагаемые ответы осень, зима.

Под руководством учителя приходят к выводу, что это ОСЕНЬ.

Опишите осень с точки зрения происходящих в природе явлений.

Предполагаемые ответы идёт дождь, падают листья, стало холодно, птицы улетают. и т.д.

Послушайте другое описание осени.

Чтение отрывков из стихотворений русских поэтов.

СЛАЙД 2

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин Осень.)

СЛАЙД 3

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –

(Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной)


СЛАЙД 4

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

(М.Лермонтов)

Какое описание производит большее впечатление? Первое или второе. Почему?

Слушают.

Чтение отрывков из стихотворений русских поэтов (подготовленные учащиеся).
























Предполагаемые ответы второе, т.к. поэты используют художественные средства выразительности (метафоры, эпитеты). Именно эти средства помогают более точно представить (создать) образ.

СЛАЙД 5

Тема нашего урока (совместно с детьми) – художественный образ. Этот значок будет вам помогать при записи самого главного на уроке. Пока вы пишете тему урока, подумайте над вопросом «Почему для нас важна эта тема?»

- Что мы должны сделать, чтобы понять её?


Записывают в тетрадь тему урока. Предполагаемые ответы наметить путь прохождения темы, прочитать об этом где-то, просмотреть произведения искусства и т.д.

5. Этап усвоения новых знаний.

СЛАЙД 6

Сегодня мы поговорим о художественном образе с точки зрения искусства.

Гегель считал, что художественный образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность».

Белинский полагал, что искусство — образное мышление.

У каждого времени своё лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы.

Когда мы видим величественные архитектурные сооружения, слушаем музыку знаменитых композиторов, читаем былины, сочинения известных авторов, мы поникаем атмосферой ушедших времён.

Художественный образ создается системой знаков, он парадоксален, ассоциативен, это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое .


Слушают, вступают в свободную беседу

СЛАЙД 7

Характеристики художественного образа. Не забывайте записывать названия увиденных произведений для зрительного диктанта.


Записывают основные художественные образы

СЛАЙД 8

Метафоричность

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного образа предстаёт наиболее наглядно.

Очень сложная композиция прорезной бляхи, найденной на Урале, даёт представление о том, как древний уральский человек воспринимал окружающую природу.

Мастер показал три мира Вселенной: подземный – ракообразные существа, земной – крылатая богиня с преклонёнными перед ней людьми, небесный – лик солнца в окружении человеколосей.

Узкие боковые полосы, сходящиеся на верху, - символы рек Вселенной.

Слушают, записывают названия представленных на слайдах произведениях, вступают в свободную беседу. (НРЭО)

СЛАЙД 9

СФИНКС – человеколев.
Человек, представленный через льва и лев, понятый через человека. Все «львиное» в человеке и все «человеческое» во льве так воссоединены, что возникает новое существо, неизвестное природе, но помогающее человеку познать и природу, и самого себя.

Слушают, записывают названия представленных на слайдах произведениях, вступают в свободную беседу

СЛАЙД 10

Парадоксальность.

Образ всегда соединяет
на первый взгляд несоединимое и благодаря этому раскрывает какие-то доселе неизвестные стороны и отношения реальных явлений

Слушают, записывают названия представленных на слайдах произведениях, вступают в свободную беседу

СЛАЙД 11

О чём эта песня?

Звучит аудиозапись песни «Тонкая рябина». После прослушивания вопрос повторяется. А вот как об этой песне написал Народный артист СССР, главный режиссер государственного центрального театра кукол, С.В.Образцов: «Девушка... поет что-то грустное. Про одинокую рябину. Про настоящую? Нет. Про девушку, у которой нет любви... «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться...» Так про что же песня? Про девушку. А рябина при чем? Разве настоящей девушке дуб нужен? Совсем ни к чему! Значит, песня про неправду? Нет. Про правду. Про невероятную правду. Про правду искусства...»

Слушают запись песни «Тонкая рябина» (РК). Предполагаемые ответы о деревьях, о любви, о разлуке и т.п.

СЛАЙД 12

Японское хокку, о чём оно?

Предполагаемые ответы выражение мечты о равенстве людей через иносказание.

СЛАЙД 13

Записать на доске свои ассоциации со словом МОРЕ.

(можно сделать это задание в группах)

По очереди (по 2-3 чел.) пишут на доске образы, которые ассоциируются со словом – МОРЕ.

СЛАЙД 14

Репродукция картины Айвазовского «Девятый вал»

  1. Какое впечатление производит?

  2. Что, по вашему мнению, главное в произведении?

  3. Какими средствами (Художественными средствами, образами) автор выражает главную мысль?







Предполагаемые ответы Метафоричность, ассоциативность, возможна иносказательность

6,7. Этап закрепления нового материала.

СЛАЙД 15

Чем отличается художественный образ


Запись в тетрадь.

Итак, повторим. (на листочках напишите ответы на вопросы)

Что такое художественный образ?



Кем создаётся художественный образ?

Какие характеристики художественного образа вы можете назвать?

Листочки сдали (для взаимопроверки). Проверьте себя СЛАЙД 16



обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

Художниками, писателями, артистами.

Метафоричность, парадоксальность, иносказательность, ассоциативность.

  1. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Прочитать с. 10-13, записать в словарь.

СЛАЙД 17

Все: Коллективный анализ произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна» по предложенным вопросам.

Инд.: подготовить сообщение о творчестве Рафаэля Санти (Биография художника, основные произведения).

Творч.: Составить кроссворд по пройденным произведениям искусства.

Ученики слушают дом задание, уточняют источники информации, записывают в дневник.

  1. Какое впечатление производит?

  2. Что, по вашему мнению, главное в произведении?

  3. Какими средствами (Художественными средствами, образами) автор выражает главную мысль?

  1. Итоговый этап.

Что нового для себя узнали на уроке?

Что показалось интересным на уроке? Какую тему хотелось бы развить?

Ученики говорят об этих моментах, объясняют свой выбор.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!