СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство единого Российского государства. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Искусство единого Российского государства" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Искусство единого Российского государства. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень.»

МХК, 10 класс Урок № 22 ТЕАТР И МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ  Д.З.:  Гл.19, вопросы и задания стр.209; повторить раздел 3 «Искусство Средних веков»  Ред. А.И. Колмаков

МХК, 10 класс

Урок № 22

ТЕАТР И МУЗЫКА

ДРЕВНЕЙ РУСИ

Д.З.: Гл.19, вопросы и задания стр.209; повторить раздел 3 «Искусство Средних веков»

Ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  познакомить с искусством древнерусского театра и музыки;  расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;  воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством древнерусского театра и музыки;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ театр Петрушки; скоморохи; Симеон Полоцкий; «пещное действо»; гусли («яровчатые»); гусляры; колокольные звоны; церковное пение; зн а менитый распев; крюковое пение; глас (лад); попевки; монодия (одноголосие); многораспевность; партесное пение (многоголосие)

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • театр Петрушки;
  • скоморохи;
  • Симеон Полоцкий;
  • «пещное действо»;
  • гусли («яровчатые»); гусляры;
  • колокольные звоны;
  • церковное пение;
  • зн а менитый распев;
  • крюковое пение;
  • глас (лад); попевки;
  • монодия (одноголосие);
  • многораспевность;
  • партесное пение (многоголосие)

Универсальные учебные действия

  • указывать причины возникновения профессионального театра; осуществлять поиск информации об истории возникновения и становлении русского профессионального театра в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); слушать фрагменты музыкальных сочинений русских композиторов с последующим оформлением своих впечатлений в сочинении-эссе; слушать древнерусские церковные песнопения и светскую музыку, определять ее существенные признаки и художественные приемы; создавать собственную коллекцию древнерусской музыки и систематизировать ее
  • указывать причины возникновения
  • профессионального театра;
  • осуществлять поиск информации
  • об истории возникновения и становлении русского профессионального
  • театра в различных источниках
  • (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);
  • слушать фрагменты музыкальных
  • сочинений русских композиторов
  • с последующим оформлением своих
  • впечатлений в сочинении-эссе;
  • слушать древнерусские церковные песнопения и светскую музыку, определять ее существенные признаки и художественные приемы;
  • создавать собственную коллекцию древнерусской музыки и систематизировать ее
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Возникновение профессионального театра.  Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого. Музыкальная культура.  Знаменный распев — основа древне-русского певческого искусства.  Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство единого ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕАТРА И МУЗЫКИ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Возникновение профессионального театра. Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого.
  • Музыкальная культура.
  • Знаменный распев — основа древне-русского певческого искусства.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство единого ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕАТРА И МУЗЫКИ

подвопросы Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа - истоки русского театра. Характер первых придворных постановок • Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого. Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Колокольные звоны. Музыка как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев — основа древне-русского певческого искусства. Светская музыка и наиболее популярные музыкальные инструменты

подвопросы

  • Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа - истоки русского театра. Характер первых придворных постановок •
  • Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого.
  • Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Колокольные звоны. Музыка как составная часть церковного богослужения.
  • Знаменный распев — основа древне-русского певческого искусства. Светская музыка и наиболее популярные музыкальные инструменты
В России не было античной традиции театральных представлений, но желание хлеба и зрелищ, как известно, старо, как мир. Представления бродячих артистов скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах. Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на Масленицу или Пасху.

В России не было античной традиции театральных представлений, но желание хлеба и зрелищ, как известно, старо, как мир. Представления бродячих артистов скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах. Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на Масленицу или Пасху.

Скоморохи. Скоморохи - поводыри с медведями. Представления с медведями было занятием древним и любимым. «Медвежья комедия» существовала до 30-х годов прошлого столетия.

Скоморохи.

Скоморохи - поводыри с медведями. Представления с медведями было занятием древним и любимым. «Медвежья комедия» существовала до 30-х годов прошлого столетия.

Хоровод. В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления.  В хороводных игрищах отражалось хоровое и драматическое  начало. Такие игрища обычно начинались под “наборные” песни, а заканчивались под “разборные”, причем песни отличались четким ритмом. Позднее, с изменением родовой общины, изменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Хоровод.

  • В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления.  В хороводных игрищах отражалось хоровое и драматическое  начало. Такие игрища обычно начинались под “наборные” песни, а заканчивались под “разборные”, причем песни отличались четким ритмом. Позднее, с изменением родовой общины, изменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.
Театр Петрушки. Любимым в народе среди скоморохов был актер кукольного театра, а наиболее популярной — комедия о Петрушке. Петрушка — любимый герой зрителей. Он смельчак и задира, всегда сохранявший чувство. В театральном представлении одновременно участвовало два героя. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.  В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя

Театр Петрушки.

  • Любимым в народе среди скоморохов был актер кукольного театра, а наиболее популярной — комедия о Петрушке. Петрушка — любимый герой зрителей. Он смельчак и задира, всегда сохранявший чувство. В театральном представлении одновременно участвовало два героя. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке. 
  • В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя

Балаган Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи Внутри были сцена и занавес, простые зрители размещались на скамейках. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Такую ярмарку всегда ждали с нетерпением.

Балаган

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи Внутри были сцена и занавес, простые зрители размещались на скамейках. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Такую ярмарку всегда ждали с нетерпением.

Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр скрывал своё лицо под маской  или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.

Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных представлений, где актёр скрывал своё лицо под маской  или «личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи . Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку. 13

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи . Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

13

2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель , который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок). 14

2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель , который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

14

3) Церковь . Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон . По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки . Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики . Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.). 15

3) Церковь . Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон . По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки . Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики . Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

15

В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество . Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку. 16

В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество . Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

16

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси . В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной. 17

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси . В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

17

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни . Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”. 18

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни . Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

18

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова. 19

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

19

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу). 20

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

20

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Рефлексия  Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!