СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Киевской Руси. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Искусство Киевской Руси" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Киевской Руси. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень.»

МХК-10 Урок № 16-17 Искусство Киевской Руси Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167 © А.И. Колмаков

МХК-10

Урок № 16-17

Искусство Киевской Руси

Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  познакомить с искусством Киевской Руси;  расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;  воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством Киевской Руси;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  иконопись;  икона;  символика храма;  собор;  крестово-купольный тип храма;  язычество;  плинфа;  цемлянка;  хора;  фасад;  13- и 5-главыйсоборы

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • иконопись;
  • икона;
  • символика храма;
  • собор;
  • крестово-купольный тип храма;
  • язычество;
  • плинфа;
  • цемлянка;
  • хора;
  • фасад;
  • 13- и 5-главыйсоборы

Универсальные учебные действия

исследовать истоки русской художественной культуры;

находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре;

создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник;

осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);

проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде

  • исследовать истоки русской художественной культуры; находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре; создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник; осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде
Проверка знаний

Проверка знаний

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.
  • Архитектура Киевской Руси.
  • Изобразительное искусство

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?

подвопросы Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы. Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры. Изобразительное искусство

подвопросы

  • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы.
  • Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры.
  • Изобразительное искусство
Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями. Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.

  • Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной
Архитектура – вид искусства,  который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Каменная архитектура,  которая связана с Русью христианской  Деревянная архитектура,  которая восходит к Руси языческой

Архитектура – вид искусства,

который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Каменная архитектура,

которая связана с

Русью христианской

Деревянная архитектура,

которая восходит к

Руси языческой

Деревянная архитектура многоярусность строений увенчивание башенками и теремами наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней украшение художественной резьбой «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Деревянная архитектура

  • многоярусность строений
  • увенчивание башенками и теремами
  • наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
  • украшение художественной резьбой

«Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков  (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест) Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986–996 гг. Киев.

Каменная архитектура

  • Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест)

Храм Успения Богородицы

(Десятинная церковь).

986–996 гг. Киев.

Архитектура Киевской Руси Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Архитектура Киевской Руси

  • Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.
Архитектура Киевской Руси Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

Архитектура Киевской Руси

  • Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).
Архитектура Киевской Руси Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Архитектура Киевской Руси

  • Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.
Архитектура Киевской Руси Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

Архитектура Киевской Руси

  • Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.
Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киеве- памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки —смеси извести, песка и толченого кирпича.

Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.

Собор Святой Софии в Киеве-

памятник древнерусского зодчества,

главное церковное и общественное

здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки —смеси извести, песка и толченого кирпича.

Софийский собор в Новгороде Софийский Собор в Новгороде  – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце — центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.

Софийский собор в Новгороде

Софийский Собор в Новгороде памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце — центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.

Софийские соборы в Полоцке и Чернигове. Софийский собор в Чернигове Софийский собор  в Полоцке

Софийские соборы в Полоцке и Чернигове.

Софийский собор в

Чернигове

Софийский собор

в Полоцке

Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота — крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой . На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.

Золотые ворота в Киеве.

Золотые воротакрепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме.

Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой . На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.

Изобразительное искусство Три Софии превратились в три

Изобразительное искусство

Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде.

Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.

Изобразительное искусство Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.

Изобразительное искусство

Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.

Изобразительное искусство

Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.

Изобразительное искусство Первые книги Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями

Изобразительное искусство

Первые книги

Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями

Искусство средневековой Руси Богочеловек Вера Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода. “ Божья мудрость” Материал для создания мозаики. Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней. Самый долговечный вид искусства. Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре. Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси. Что символизирует бордовый плащ Богородицы. Столица Руси в 10 веке.  Лак, которым покрывали иконы.

Искусство средневековой Руси

  • Богочеловек
  • Вера
  • Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода.
  • Божья мудрость”
  • Материал для создания мозаики.
  • Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней.
  • Самый долговечный вид искусства.
  • Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре.
  • Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси.
  • Что символизирует бордовый плащ Богородицы.
  • Столица Руси в 10 веке.
  • Лак, которым покрывали иконы.
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Рефлексия  Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Вы можете использовать шаблон презентации:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!