МХК, 10 класс
Урок № 24
Искусство КИТАЯ
Д.З.: Гл.21, вопросы и задания стр.236
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить с искусством Китая;
- расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
- воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- конфуцианство;
- даосизм;
- буддизм;
- Великая Китайская стена;
- пещерные храмы;
- пагода;
- дворцовые ансамбли;
- Храм Неба;
- погребальные комплексы;
- террикотовое войско;
- монохрамность (одноцветность);
- шинуазри;
Универсальные учебные действия
- проводить сравнительный анализ произведений китайского зодчества и выявлять его стилевые особенности; разрабатывать эскизы силуэтов типичных архитектурных сооружений Китая средствами компьютерной графики; готовить экспозицию выставки «Китай в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов»; самостоятельно выполнять рисунки в традиционных жанрах китайской живописи; анализировать причины распространения стиля шинуазри в западноевропейском и отечественном искусстве ХVI —ХIХ вв.; составлять антологию лучших произведений китайской лирики и подбирать иллюстративный материал для ее оформления; осуществлять поиск в Интернете , отбор и обработку информации для подготовки презентаций по заданной тематике
- проводить сравнительный анализ произведений китайского зодчества и выявлять его стилевые особенности;
- разрабатывать эскизы силуэтов типичных архитектурных сооружений Китая средствами компьютерной графики;
- готовить экспозицию выставки «Китай в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов»;
- самостоятельно выполнять рисунки в традиционных жанрах китайской живописи;
- анализировать причины распространения стиля шинуазри в западноевропейском и отечественном искусстве ХVI —ХIХ вв.;
- составлять антологию лучших произведений китайской лирики и подбирать иллюстративный материал для ее оформления;
- осуществлять поиск в Интернете , отбор и обработку информации для подготовки презентаций по заданной тематике
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Шедевры архитектуры.
- Изобразительное искусство.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Китая.
подвопросы
- Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Типичные архитектурные сооружения (на примере шедевров китайского зодчества).
- Изобразительное искусство. Характерные особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией (на примере погребального комплекса в провинции Шэньси).
- Многообразие жанров и техник китайской живописи (на примере произведений известных художников)
Китай - Поднебесная
КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным настоящим, которая дала миру великих ученых и философов, подарила множество изобретений. Память о славных эпохах великих императоров, бравых воинах и седых мудрецах хранится в уникальном искусстве и великом множестве памятников истории, архитектуры и литературы, дошедших через столетия до наших дней.
Влияние религии на развитие культуры
- Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви».
- Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями учёных мужей.
- Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Храм Неба — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе
Влияние религии на развитие культуры
- Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов - бодисатв .
- Являясь опорой феодального государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.
- Колесо Дхармы.
- Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению.
Влияние религии на развитие культуры
- Даосизм - одно из основных направлений древне - китайской философии; возникло в 4-3 вв. до н. э, главные трактаты “Лао - цзы” и “Чжуан - цзы”.
- Основное понятие - дао . В центре учения даосизма, противостоящему конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе .
- В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога. Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Даосизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему.
Лао-цзы
Влияние религии на развитие культуры
- Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э Конфуцием . Выражало интересы наследственной аристократии.
- Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших (“благородных мужей” и “мелких людишек”) - всеобщим законом справедливости.
- Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 – 1913 гг. конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
Конфуций
Полнее и ярче особенности средневекового китайского искусства проявились во времена правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911)
Достижения китайской цивилизации:
- изобретение бумаги, шёлка, туши, пороха, компаса;
- декоративность, орнаментальность, каллиграфия, тонкое понимание природы;
- Воплощение мудрости, доброты, миролюбия - драконы
1.Шедевры архитектуры
- За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба.
- Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.
Крупнейший памятник архитектуры - Великая китайская стена. Идея защиты от набегов кочевых племён с севера. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. Строительство первой стены началось в III веке до н. э., а завершилось в XV веке. Ширина 5-8 м, башни через 100-150 м ля сигнала о приближении врага.
1.Шедевры архитектуры
- Буддийские пещерные храмы. Пещерный буддийский монастырь Юньган : скала около 2 км высотой 60м, свыше 20 пещер. Каждая посвящена определённому буддийскому божеству.
- Внутри скульптуры святых, рельефы буддийских сказаний, легенд.
- «Сами камни возведены здесь в сан Будды» (китайский поэт)
1.Шедевры архитектуры
- Большая пагода возведена над окрестностями г. Сиань /Чанъан/ (бывшей столицей Китая периода империи Тан) под влиянием индийского зодчества в 652 году и первоначально состояла из пяти ярусов, на которых были помещены буддистские статуи и реликвии, собранные во время своих путешествий Сюаньцзаном.
- В 704 г. императрица У распорядилась надстроить пагоду ещё пятью ярусами. Три верхних яруса изрядно пострадали во время средневековых войн, и их пришлось снести. В настоящее время пагода семиярусна, возвышается на высоту 64 метров (первоначально 50 м.); с верхнего яруса открывается вид старинного города.
- пагода Даяньта (диких гусей)
1.Шедевры архитектуры
Императорский
дворец Гугун
- Запретный город — самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 метров, 720 тыс. м²), главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века (в форме павильонов).
- Запретный город в Пекине (Гугун) — дворец императоров Поднебесной. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в Летнем дворце (Ихэюань), является крупнейшим и самым таинственным дворцовым комплексом мира. Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан.
Императорский дворец.
1.Шедевры архитектуры
- Храм Неба (Тянь Тань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм молений об Урожае, построен в 1420 году.
- раскинулся на огромной площади в южной части Внешнего города , вдали от городской суеты. Общая площадь, занимаемая храмом Неба , составляет 266,7 га. Территория храма обнесена двумя стенами.
Храм Неба (Тянь Тань).
2.Изобразительное искусство
- Большая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света) в высокогорном пещерном храме-монастыре Лунмэнь выделяется не только своим размером. Её ценят и как один из высоких образцов искусства периода династии Тан.
- Будда Вайрочана восседает в открытом гроте Фэнсянь. Возможно, размеры призваны подчеркнуть величие Вайрочаны: высота статуи 17,4 метра, только голова Будды – 4 метра, а удлиненные уши – 1,9 метра.
- Но главное в статуе – не высота. Будда считается и самой большой, и самой красивой статуей здешних пещерных храмов, жемчужиной Лунмэня. Линии скульптуры грациозны и одновременно правдоподобны, лицо оживлено.
Будда Вайрочана в пещерных храмах Лунмэнь
2.Изобразительное искусство
Погребальные комплексы в провинции Шаньси (3 в. до н. э.). Китай.
Во время археологических раскопок в провинции Шаньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 500 лошадей, десятитысячное войско терракотовых фигур .
Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные (130) и всадники в натуральную величину, оснащенные полным военным снаряжением, демонстрировали могущественную власть императора Цинь Шихуанди . В погребальных комплексах древности воспроизводились представления о загробном мире.
2.Изобразительное искусство
Китайские картины пишутся тушь ю, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке. (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков.
пейзажи
2.Изобразительное искусство
- Китайская живопись Гохуа. Характер китайской монохромной живописи основывался на возможностях работы кистью и тушью. Для нас монохромное изображение , то есть изображение , выполненное одним цветом, не совсем естественно.
2.Изобразительное искусство
Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».
Го Си. Ранняя весна. Свиток на шёлке. Фрагмент. Около 1072 г.
Пейзажи в монохромном варианте
2.Изобразительное искусство
Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.
Ли Гун - линь . «Портрет Вэймо».
Лян Кай. Портрет
поэта Ли Бо.
2.Изобразительное искусство
- Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира.
- Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения.
- В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников.
- Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
Историко-бытовой вид живописи
2.Изобразительное искусство
В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — символ чистоты , гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.
Вместо вывода…
...Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что искрится, не тая.
Симметрия — их основной закон.
Они рисуют даль — как восхожденье,
И сладко мне, что страшный их дракон —
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная утонченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!..
К. Д. Бальмонт «Великое Ничто»
Контрольные вопросы
Творческая мастерская
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. — 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
- Васильева Инна Викторовна, Москва
- Алдатова Фатима Герасимовна, РСО- Алания, с. Хумалаг
- Ларгина Е.В., учитель МХК
- Лебедь С.Г., учитель ИЗО,МХК