СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МХК в 10-м классе на тему "Индия – страна чудес"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • научить учащихся видеть прекрасное в  произведениях архитектуры, живописи.
  • привить любовь к предмету МХК;
  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;
  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.
  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Просмотр содержимого документа
«МХК в 10-м классе на тему "Индия – страна чудес"»

!!! МХК в 10-м классе на тему "Индия – страна чудес"

Тема урока:  Индия – страна чудес.

Цель: 
1.Знакомство с архитектурой Древней Индии;
2.Развитие аналитического мышления;
3.Воспитание уважения к истории и культуре разных стран.

 Задачи урока: 

  • научить учащихся видеть прекрасное в  произведениях архитектуры, живописи.

  • привить любовь к предмету МХК;

  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;

  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Оборудование урока: ноутбук, тетради, презентация, выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: «Веды» - древнее индийское писание с законами, по которым проходило развитие искусства; буддизм – одна из мировых религий; чайтья – пещерный храм, вихара – монастыри, стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы, сангита – музыка.

Опережающее задание: учащимся предложить, используя научно-познавательную литературу, собрать материал, добавить в презентацию учителя и сделать сообщение на уроке:

1 учащийся - Достижения индийской науки в древности;

2 учащийся - Религиозные верования Индии;

3 учащийся – разделение на касты;
4 учащийся – «Тадж - Махал»;

6 учащийся – музыка Индии;

7 учащийся – театральное искусство Индии.

ХОД

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.

С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.

- Как вы думаете,  о какой стране пойдёт речь?

Почему Индию считают чудом? Что особенного в этой стране и что она дала Миру? Об это мы и поговорим на уроке.

Учитель:

Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в.

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Слайд 2. Более 500 лет назад, в середине 15 века, русский купец и путешественник из Твери Афанасий Никитин совершил смелое путешествие в загадочную Индию, о богатстве и обычаях которой ходили тогда на Руси сказочные преданья. Об индусах рассказывали как о людях «рогатых, трехногих, шестируких, с глазами и ртом на груди».  Он написал книгу «Хождение за три моря», в которой рассказывал о своём путешествии в удивительную страну.

Все рассказанное Афанасием Никитиным об Индии было новым, неведомым; описания и суждения его были предельно кратки и точны. На чужбине он глубже понял величие Руси и русского народа, проникся глубоким уважением к народам Востока, к их культуре, их обычаям и нравам. Он писал: «Индусы не едят никакого мяса: ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же они в день дважды, а ночью не едят. А еда у них плохая и один с другим не пьет и не ест, и с женой не ест. Едят рис да киричи с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком. А едят все правою рукой, ножа не держат, а ложки не знают. В дороге каждый себе варит кашу в отдельном горшке. Приходя и уходя, кланяются по-монашески. Обе руки тычут до земли и ничего не говорят.

Таковы сведения об Индии 500-летней давности. Сегодня мы получим современные данные об этой стране.

Слайд 3. В 1874 году В.В. Верещагин (русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников -баталистов) совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов.

В традициях и культуре Индии отразилась вся самобытность, все разнообразие ее тысячелетней истории.

Здесь мирно сосуществуют разнообразные течения, отражая пестроту взглядов и мировоззрений ее жителей.

Слайд 4. Достижения индийской науки в древности.

Число "пи" и его значение сначала вычислил индийский ученый Будхаяна. Он объяснил понятие того, что известно как теорема Пифагора. Он обнаружил это на 6 столетий раньше чем европейские математики.

Алгебра, тригонометрия родом из Индии. Наибольшие числа, которыми пользовались в Древней Греции, были 106, тогда как индусы использовали такие числа как 1053 с определенными названиями уже в 5000 до н.э.

Слайд 5. Mахарши Сушрута - отец хирургии. 2600 лет назад он и ученые - медики его времени провели сложные хирургические операции – ставили протезы, сращивали переломы, удаляли мочевые камни и даже пластическая хирургия была им под силу.

Использование анестезии было известно в древней Индии. Использовалось более чем 125 видов хирургического оборудования.

Детальное знание анатомии, физиологии, этиологии, эмбриологии, метаболизма, генетики и наследственности также найдено во многих текстах.



Слайд 6. Религиозные верования Индии.

В Индии проживало и проживает много народов и племен, здесь существуют различные религии: индуизм, буддизм, христианство, и все искусство создавалось на основе религиозных учений сюда можно добавить еще религии: ислам и джайнизм. Индуизм, наиболее распространенная религия, сейчас исповедует почти 80 % населения страны. В V-VI веках здесь сложилась одна из мировых религий – буддизм. Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты разных вероисповеданий, а саму Индию называют страной контрастов.

Подавляющая часть населения современной Индии (около 82%) исповедует индуизм

Второй (более 12%) религией страны остается ислам

На третьем месте по числу верующих (свыше 2,5%) находится христианство

Следующим по численности приверженцев (около 2%) является сикхизм

Остальное население придерживается буддизма, джайнизма, зороастризма, а также многочисленных древних родоплеменных культов.

Хотя межрелигиозные браки распространены мало, индийцы в целом толерантны к различным верованиям в стране; межконфессиональные столкновения никогда не получали широкой поддержки. Конституция Индии объявляет государство светским и разрешает исповедовать любую веру.

Слайд 7. Традиционное разделение на 4 касты

брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

Кастовые различия официально отменены в 1947 году.

По преданию касты были созданы Брахмой из его частей тела

  • Брахманы – из уст

  • Кшатрии – из рук

  • Вайшьи – из бёдер

  • Шудры – из стоп

При правильном жизненном пути члены высших каст должны были пройти через четыре стадии:
1) в отрочестве и юности учиться и соблюдать целомудрие (брахмачарья);
2) жениться и вести общественно-полезную жизнь (грихасташрам);
3) после появления внуков поселиться в лесу для духовного очищения и обуздания страстей (ванапрастха);
4) отречься от мирской суеты и вести жизнь странствующего аскета для спасения души (саньяс). Четвертая стадия была предписана главным образом брахманам.

Вне касты находились парии – неприкасаемые. По преданию, они были созданы Брахмой из грязи.

Парии селились за пределами города или деревни, выполняли самую грязную и тяжелую работу. К ним нельзя было прикасаться и разговаривать с ними. Даже приходя уборщиком в индийский дом, пария должен был делать свою работу так, чтобы никому не попадаться на глаза.

Слайд 8. Учитель: Нам не представляется возможным рассмотреть всё разнообразие и богатство культуры Индии. Поэтому давайте обратимся к величественным памятникам индийской архитектуры.


Слайд 9. Буддийские ступы

Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминает купол современного планетария. Существует легенда о том, что Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

Слайд 10.  Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов - покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола,  в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным,  покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.



Описание Ступы в Санчи.

Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни  буддийских монахов. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий.

Ступу окружает стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами. Торан – две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.

Ворота богато украшены рельефами и скульптурой. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанных с жизнью Будды. Здесь есть скульптурные изображения не только индийцев, но и людей в греческих одеждах.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы).  Под ними и рядом  - изображения цветов,  натюрмортов,  павлинов,  всадников,  сказочных птиц,  слонов, ухмыляющихся карликов.

- Как вы думаете, почему здесь так много животных и растений?

- Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя и др. животных.

Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода.

Слайд 12. Описание Чайтьи.

Чайтья - своеобразный вариант ступы. Это пещерные храмы для моления, совершения культовых обрядов и священных таинств, вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров. Его длина – 37,8 м., ширина – 14,2 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла.

Слайд 13. Чайтья в разрезе.

Слайд 14. Окно Чайтьи.

С особой тщательностью украшен вход в Чайтью. Он обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими  арочками. Солнечный свет проникает в полутёмную залу через окно, несколько напоминающую розетку готического собора.

Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.



Слайд 15. ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ АДЖАНТЫ.

Строя Аджанту, монахи выбрали очень живописное природное место в излучине узкой реки, над которой полукругом возвышаются скалы. Пещерные храмы тоже описывают полукруг метрах в пятидесяти выше реки.

Слайд 16. История  храмов Аджанты.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер. Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм Эллоры датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты. В пещерах Эллоры остались только скульптуры: за тысячу лет вода и ветер стерли цветные росписи. Местные жители, в период упадка использовавшие дома монахов как свои собственные, не сохранили убранство храмов. Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше: там сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.

Пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.

Слайд 17.

Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.

Слайд 18.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – это шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворённое чудо, оставил надпись:

 «Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»

Скульптура на внешней стороне храмов Аджанты.

С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность. Создаётся впечатление, что храм живёт, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных. Скульптурные фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела.

Слайд 19. Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.

Слайд 20.

В индийском зодчестве различают два типа храмов: на севере, где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода; на юге – храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей.

Слайд 21. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся,  закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами

Слайд 22.

В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке

Слайд 23 – 24.

Тадж-Махал

  • Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

  • В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в начале. В центре находится мраморный водоём.  Вдоль оросительного канала  с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырёх минаретов.

  • Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести  ещё одну гробницу – для себя, по форме - Тадж-Махал,  но сделан из чёрного мрамора.

  • Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Слайд 25.

Этот  памятник мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз  Махал. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарёк свою невестку – «Украшением дворца» ( Мумтаз Махал).

Слайд 26.

Строительство пятикупольного здания продолжалось более двадцати лет (1630-1652). Высота Тадж-Махала вместе с куполом  достигает 74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.
Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником.


Слайд 27 - 28. Музыка  Индии.

В основе традиционной индийской музыки лежит импро­визация. Каждая из импровизаций состоит строго из определен­ного круга мелодических оборотов и ритмических фигур. Такое произведение называется рага — "пробужденное чувство". Раги по форме могут быть короткими или большими. Каждая рага передает то или иное настроение (рага Васанта - наступление весны, рага Камала — ощущение от цветка лотоса, рага Шринга—любовное томление, рага Каруна — нежность).

Небольшие ритмические фи­гуры, их около 120, каждый музыкант выучивает наизусть, что­бы свободно импровизировать. Для состязания в музыкальной декламации со всей Индии съезжались певцы. Часто певец вы­ступал вместе с аккомпаниатором. Они никогда не договарива­лись — просто каждый исполнял одну и ту же рагу и оба внима­тельно следили друг за другом. Чаще же всего исполнители как бы погружались в одну и ту же музыку, закрывая глаза для боль­шего сосредоточения. Считалось, что полное слияние возмож­но лишь на очень высоком уровне владения своим телом, чув­ствами и умом. Поэтому многие музыканты были и йогами.

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание.   В Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги – прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом. Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

Слайд 29. Театральное искусство Индии.

Театральное искусство Индии восходит к глубокой древности (слайд 39). Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» - старейшего в мире трактата, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства. Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям: монахам и воинам, купцам и крестьянам. Это и оказался театр. После долгих раздумий Брахма сформулировал главные задачи театрального представления: поучать и развлекать.




Слайд 30. Вывод:

Чудом, которым была Индия,  восторгались во все времена.  Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций.  Индия – страна контрастов.

Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлено многочисленностью народов и племён. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.

Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.

Оценки учащимся.


Слайд 31. Домашнее задание:

 18 параграф, составить план ответа по теме.

Дифференцированные задания:

  1. Подготовить сообщение с презентацией об одном из шедевров индийской архитектуры;

  2. Написать сочинение-эссе на тему «Мои размышления об Индии и индийцах»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!